Государство и церковь во второй половине XVII века.

Освоение Урала и Сибири

Середина XIY в. - основное направление внешней политики - восточное, так как там русские феодалы стремились получить новые земли, а купцы — торговый путь по Волге. Царь также рассчитывал на доходы от дани с народов 11оволжья. 1551 г. - подготовка к походу. Май -июнь 1551 г. - за 4 недели у р. Сваяга на Волге (30 км. от Казани) была построена деревянная крепость - Свияжск. Руководитель строительства -фортификатор дьяк Иван Григорьевич Выродков. Август 1552 г. - начало Казанской осады. Численность русского войска - 150 тыс. человек, 150 орудий. Сентябрь 1552 г. — подземным изрывом была разрушена часть городской стены и 2 сентября 1552 г. Казань была взята.

Присоединение Астраханского ханства. 1556 г. - без боя сдалась Астрахань. После этого Ногайская орда (Северный Прикаспий и Приуралье) признала вассальную зависимость от России.

В 1557 г. присоединилась Башкирия. Эти успехи на восточном направлении благотворно сказались на внешнеполитическом положении страны: были ограничены возможности для агрессии Крымского ханства и его покровителя - Османской имггерии, а также возрос престиж России на Кавказе (некоторые из черкесских, кабардинских и дагестанских князей приняли российское подданство).

Присоединение Западной Сибири. В 60-е гг. XYI в. хан Сибирского ханства (Западная Сибирь) Едигей признал себя вассалом России, но пришедший затем к власти хан Кучум вступил с ней в борьбу. Встала задача присоединения Сибири. 1581 — 1582 гг. — состоявший на службе у сольвычегодских солепромышленников Строгановых казачий атаман Нрмак с отрядом в 600 человек пошел в поход на Кумача, разбил его и взял столицу Кашлык. Сибирь вошла в состав России.

Продвижение русских по Сибири осуществлялось двумя путями. 11ервый пролегал вдоль северных морей. 1648 г. - казак Семен Дежнев открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки. Второй пугь пролегал вдоль южных границ Сибири. 1645 г. — Василий Поярков вышел к Амуру и совершил плавание по Охотскому морю, вернувшись в 1564 г. в Якутск. Середина XVII в. — завоевание Хабаровым «землиц» по Амуру. Создание в Сибири опорных пунктов - острогов. После завоеваний Сибири основной формой эксплуатации местного населения был ясак (дань пушным зверем). Конец XVII в. — численность русского населения Сибири - 150 тыс. человек. Земледельческое население Сибири рекрутировалось из принудительно переселяемых правительством крестьян, в результате народной колонизации.

Итоги восхождения Сибири в Россию. 1. Контакт русских крестьян с местным населением способствовал усвоению последними более развитых форм производства. 2. Прекратились распри как внугри этнических групп, так и между отдельными народами, истощавшие экономические ресурсы каждого из них.


Церковная политика Алексея Михайловича Романова включала в себя проведение церковной реформы, активной участие царя в церковных соборах, разрешение воггроса о приоритете свегской власти над духовной и сопровождалась изменением сгатуса русского государя. В частности. Соборное Уложение 1649 г. ограничивало имущественные права Церкви, ущемляло ее интересы в судебной области. Однако некоторые положения закона на пракгике выполнялись не всегда, а Алексей Михайлович порой издавал указы, противоречащие положениям Уложения. Церковная реформа, проведенная во второй половине XVII в. касалась лишь литургической составляющей богослужебной практики, не затрагивая ее догматической основы.

Царь активно вмешивался в вопросы, входившие в компетенцию церковных властей. Он принимал деятельно участие в работе церковных Соборов, зачастую влияя на их решения. При Алексее Михайловиче произошел переломный момент во взаимоотношениях царской и патриаршей властей. Византийская гго своему происхождению симфония властей была нарушена в пользу светской власти. Знаменательно, что произошло это на фоне торжественно декларируемого и шаг за шагом осуществляемого стремления убрать отличия, накопившиеся в России в сравнении с византийскими образца-ми. Декларация на практике вылилась в свою противоположность. Алексей Михайлович, сняв литургические


противоречия русской Православной и все-ленской церквей, формально желая править по примеру «благочестивых греческих царей», превратил патриаршую власть в России в фикцию, по крайней мере в политическом смысле. Царь Алексей использовал авторитет духовной власти для укрепления и возвышения царской власти. Но притязания Церкви в лице патриарха Никона на первенство в государсгве натолкнулись на начавшийся при Алексее Михаиловиче процесс абсолютизации власти монарха. В дальнейшем эта тенденция привела к ослаблению Церкви и окончательному ее подчинению государству.

Раскол церкви. XVII в. — падение авторитета официальной церкви. Сложным и противоречивым явлением религиозной и общественной жизни России являлся раскол, у истоков которого стояли пагриарх Никон и протопоп Аввакум. Поводом к расколу послужили разногласия по вопросу об исправлении церковных книг, молитв и обрядов. Проведенные вскоре после избрания в 1652 г. Никона патриархом церковные соборы утвердили представленные им новшества, отлучили от церкви противников. Царь в целом поддерживал начинания Никона (единообразие церковной службы и унификация управления церковью), поскольку они соответствовали интересам укреплявшегося абсолютизма. Однако светская власть шла по пути централизации и бюрократизации, а потому Алексей Михайлович не мог мириться с теократическими идеалами Никона, его претензиями на роль второго "великого государя", на политическое лидерство.

В середине XVII в. пагриарх Никон провел ряд церковных реформ, направленных на ее укрепление. Они касались религиозных обрядов (старого крещения двумя перстами, исправления церковных книг и сверки их с греческими оригиналами). Это вызвало сопротивление части духовенства и знати, боявшейся подрыва церковного авторитета. Появилось контрдвижение старообрядцев (сторонников старого). Российская церковная смута XVII в. получила наименование раскола. К раскольникам присоседилось огромное множество забитых крепостнических людей, которым казалось, что ухудшение их положения связано с нововведениями в церкви патриарха Никона.