Политика большевиков по отношению к религии и церкви
Политика советской власти насчет религии вконце 20х – 30х гг. ХХ столетия
№28
_____ в Украине в 20—30-е гг.______________________________________
Т |
План ответа:1. Антицерковный, характер большевизма и советской власти. 2. Антицерковный, курс власти в годы нэпа. 3. Усиление реп-ф рессий по отношению к церкви в конце 20-30-х годов. Ликвидация УАПЦ. 4. Вторая пятилетка - «пятилетка уничтожения религии».
Советская власть с первых дней своего существования в Украине вела открытую антицерковную, воинственно-атеистическую политику. Духовенство и церковь объявлялись врагами новой власти. В 1917--1920 гг. были разрушены сотни храмов имонастырей.
С переходом к нэпу антицерковный курс большевиков не изменился. Атеистическое руководство государства и партии воспользовалось голодом 1921-1923 гг. как удобным поводом для усиления репрессий против духовенства. Развернуласьширокая кампания изъятия ценностей из храмов и культовых сооружений для закупки зерна за границей. Верующие и духовенство соглашались пожертвовать частью сокровищ в фонд голодающих. Но они отказывались передавать государству культовые предметы, произведения искусства, непосредственно касающиеся богослужения. Государственные же органы грубо игнорировали эти настроения служителей церкви и прихожан. Государством были спровоцированы конфликты между духовенством и теми советскими чиновниками, которые осуществляли конфискации в храмах. Конфликты сопровождались арестами и расстрелами священникови верующих. К беспощадному подавлению сопротивления духовенства призвал большевиков Ленин. В письме к членам политбюро ЦКРКПСб) от 19 марта 1922 г. с грифом «совершенно секретно* он призвал: «Чем больше представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии нам... удастсярасстрелять, тем лучше». Террор по отношению к духовенству, грубое давление на церковь усугубляли социальное напряжение в обществе.
Новое обострение отношений с церковью совпало с переходом к индустриализации иколлективизации. 1 января 1928 г. был принят Административный кодекс УССР, который среди прочего содержал «Правила о культах». Сего принятием декрет правительства УССР о свободе совести утратил силу. Надо отметить, что годом позже подобный закон был принят в РСФСР. Таким образом, в деле отхода от демократических норм государственно-церковных отношений УССР у-держиваласомнительное первенство. На рубеже 20-30-х годов, в условиях резкого изменения политической атмосферы в стране, отношение к религии и церкви, стало совершенно невыносимым. Слова «поп», «кулак», «петлюровец» воспринимались как синонимы. Тысячи церквей в Украине были закрыты, а священники - репрессированы. В 1929 г. органы ГПУ обвинили в антисоветской деятельности Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ), которая возникла в годы гражданской войны, а канонически оформилась в 1921 г. Она формировалась на украинской национальной почве и, в отличие от Российской православной церкви (РПЦ), поддерживала стремление народа к национальному возрождению. Это и определило се судьбу. Руководство УАПЦ было репрессировано, а сама церковь вынуждена была объявить о самороспуске.
Положение представителей других направлений в христианстве, верующих других религий было не намного лучшим. Вторую пятилетку объявили «пятилеткой уничтожения религии». В середине 30-х годов в Украине осталось только 9% действующих молитвенных домой (по сравнению с 1913 г.). Верующие Украины перестали быть равноправными гражданами, превратившись в людей низшего сорта.
1 Обязательныедаты: 1921-1930гг. - хронологические рамки существо-• вания УАПЦ; 1 января1928 г.- принятие нового Административного кодекса УССР; 1933-1937 гг. - вторая пятилетка - «пятилетка уничтожения религии».