Политика большевиков по отношению к религии и церкви

Политика советской власти насчет религии вконце 20х – 30х гг. ХХ столетия

№28

 

_____ в Украине в 20—30-е гг.______________________________________

Т

План ответа:1. Антицерковный, характер большевизма и советской власти. 2. Антицерковный, курс власти в годы нэпа. 3. Усиление реп-ф рессий по отношению к церкви в конце 20-30-х годов. Ликвидация УАПЦ. 4. Вторая пятилетка - «пятилетка уничтожения религии».

Советская власть с первых дней своего существования в Украине вела откры­тую антицерковную, воинственно-атеистическую политику. Духовенство и цер­ковь объявлялись врагами новой власти. В 1917--1920 гг. были разрушены сотни храмов имонастырей.

С переходом к нэпу антицерковный курс большевиков не изменился. Атеис­тическое руководство государства и партии воспользовалось голодом 1921-1923 гг. как удобным поводом для усиления репрессий против духовенства. Разверну­ласьширокая кампания изъятия ценностей из храмов и культовых сооружений для закупки зерна за границей. Верующие и духовенство соглашались пожертво­вать частью сокровищ в фонд голодающих. Но они отказывались передавать госу­дарству культовые предметы, произведения искусства, непосредственно касаю­щиеся богослужения. Государственные же органы грубо игнорировали эти на­строения служителей церкви и прихожан. Государством были спровоцированы конфликты между духовенством и теми советскими чиновниками, которые осу­ществляли конфискации в храмах. Конфликты сопровождались арестами и расстрелами священникови верующих. К беспощадному подавлению сопротивле­ния духовенства призвал большевиков Ленин. В письме к членам политбюро ЦКРКПСб) от 19 марта 1922 г. с грифом «совершенно секретно* он призвал: «Чем больше представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии нам... удастсярасстрелять, тем лучше». Террор по отношению к духовенству, грубое давление на церковь усугубляли социальное напряжение в обществе.

Новое обострение отношений с церковью совпало с переходом к индустриали­зации иколлективизации. 1 января 1928 г. был принят Административный ко­декс УССР, который среди прочего содержал «Правила о культах». Сего приняти­ем декрет правительства УССР о свободе совести утратил силу. Надо отметить, что годом позже подобный закон был принят в РСФСР. Таким образом, в деле отхода от демократических норм государственно-церковных отношений УССР у-держиваласомнительное первенство. На рубеже 20-30-х годов, в условиях резко­го изменения политической атмосферы в стране, отношение к религии и церкви, стало совершенно невыносимым. Слова «поп», «кулак», «петлюровец» восприни­мались как синонимы. Тысячи церквей в Украине были закрыты, а священники - репрессированы. В 1929 г. органы ГПУ обвинили в антисоветской деятельности Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ), которая возникла в годы гражданской войны, а канонически оформилась в 1921 г. Она формирова­лась на украинской национальной почве и, в отличие от Российской православ­ной церкви (РПЦ), поддерживала стремление народа к национальному возрожде­нию. Это и определило се судьбу. Руководство УАПЦ было репрессировано, а сама церковь вынуждена была объявить о самороспуске.

Положение представителей других направлений в христианстве, верующих дру­гих религий было не намного лучшим. Вторую пятилетку объявили «пятилеткой уничтожения религии». В середине 30-х годов в Украине осталось только 9% дей­ствующих молитвенных домой (по сравнению с 1913 г.). Верующие Украины пере­стали быть равноправными гражданами, превратившись в людей низшего сорта.

1 Обязательныедаты: 1921-1930гг. - хронологические рамки существо-вания УАПЦ; 1 января1928 г.- принятие нового Административно­го кодекса УССР; 1933-1937 гг. - вторая пятилетка - «пятилетка уничтожения религии».