БИЛЕТ № 27

Государство Киевская Русь в период правления Владимира I и Ярослава Мудрого.

 

В 988 г. при Владимире 1 в качестве государственной религии было принято христианство.Крещение Владимира и его приближенных было совершено в Корсуни – центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия 2 с мятежом полководца Варды-Фоки. Император победил но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси.Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси. Но имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее античной. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – “десятину”.

 

Владимир I Святой. 980 г. — языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих славянских богов во главе с Перуном (неудачная попытка приспособить язычество к цели объединения Руси), 988г. — принятие христианства. Дальнейшее расширение и укрепление государства. Успешные военные походы против поляков, печенегов.

 

А на следующий год, старший сын Ярослав, будучи наместником Новгорода, отказался платить дань Киеву. Владимир велел исправлять дороги и мостить мосты, собираясь в военный поход на непокорное чадо. Но не суждено было отцу с сыном встретиться в бою. 15 июля 1015 года великий князь киевский скончался. В благодарность за Крещение русского народа, распространение православия на Руси великий князь Владимир был причислен к лику святых.

Ярослав Мудрый (около 978 — 2.2. 1054, Киев), великий князь киевский, сын Владимира Святославича. Управляя Новгородом, в 1014 отказался от уплаты дани Киеву. Смерть отца, великого князя киевского (1015), предотвратила войну. В ходе междоусобной борьбы с братом, Святополком Окаянным, Я. М. в 1016—1018 занимал киевский стол; окончательно утвердился в Киеве в 1019. Он соединил под своей властью почти все древнерусские земли. В 1030—40-х гг. предпринял походы на Польшу, ятвягов, литовские племена, емь и др. В 1036 войска Я. М. разгромили печенегов. При Я. М. феодальные отношения в Киевской Руси достигли значительного развития. Под руководством Я. М. был составлен свод древнерусского права — Русская правда. Во время правления Я. М. в Киеве шло широкое строительство (Софийский собор и др.); развернулась интенсивная работа по переводу византийских и других книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Развивалось летописание. Постановление первого русского митрополита Илариона по инициативе Я. М. укрепило международный престиж Киевского государства. Я. М. был связан родственными отношениями со многими европейскими правителями.

 

 

27.1. Феодальная раздробленность на Руси в 11-13 в.в и её последствия.

 

Причины феодальной раздробленности

 

Внутриполитические. Единого русского государства не существовало уже при сыновьях Ярослава Мудрого, и единство поддерживалось скорее родственными связями общими интересами в обороне от степных кочевников. Движение князей по городам по "Ряду Ярослава" создавало нестабильность. Решение Любечского съезда ликвидировало это сложившиеся правило, окончательно раздробив государство. Потомков Ярослава больше интересовала не борьба за старшинство, а увеличение собственных владений за счет соседей. Внешнеполитические. Половецкие набеги на Русь способствовали во многом консолидации русских князей для отражение внешней опасности. Ослабление натиска с юга разрывало союз русских князей, которые в междоусобицах сами не раз приводили на Русь половецкие войска. Экономические. Марксистская историография выдвигала экономические причины на первый план. Период феодальной раздробленности рассматривался как закономерный этап развития феодализма. Господство натурального хозяйства не способствовало установление прочный хозяйственных связей между регионами и вело к обособленности. Появление феодальной вотчины с эксплуатацией зависимого населения требовало сильной власти на местах, а не в центре. Рост городов, колонизация и развитие новых земель привели к возникновению новых крупных центров Руси, слабо связанных с Киевом.

В результате дробления выделились самостоятельные княжества: Киевское, Черниговское, Рязанское, Ростово - Суздальское, Галицкое, Волынское и др. В каждой земле правил один из потомков Рюриковичей. Северо-восточная Русь – Владимиро-Суздальская /ранее Ростово-Суздальская/ располагалась в междуречье Оки и Волги. Здесь были плодородные почвы. Возникали новые города. В 1221 г был основан Нижний Новгород. Развивались старые города. Экономическому подъему способствовал приток населения, спасавшийся от нападения врагов и в поиске спокойных условий для ведения хозяйства. Территория была окружена естественными преградами: лесами, реками. Были развиты торговые пути. Важнейшим был Волжский торговый путь, связывающий северо-восточную Русь с странами Востока. Столицей был Суздаль, правил 6-й сын Вл .Мономаха – Юрий. За постоянное стремление расширить свою территорию и подчинить себе Киев он получил прозвище “Долгорукий”. После захвата Киев, и став великим киевским князем, Ю.Д. активно влиял на политику Новгорода Великого. В 1147 г. впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы, которую конфисковал у боярина Кучки Юрий Долгорукий. Северо - Западная Русь Новгородская земля располагалась от Ледовитого океана до верховья Волги и от Прибалтики до Урала. Город находился на перекрестке торговых путей, связывающих его с Западной Европой, а через нее с Востоком и Византией. Новгородом владел тот, кто правил Киевом. Новгород был боярской республикой, т.к. бояре победили князей в борьбе за власть, они владели экономической мощью. Высшим органом власти было вече. На котором избиралось правление, рассматривались вопросы внутренней и внешней политики. Выбирался епископ. На случай военных походов вече приглашало князя, который управлял армией. Культура – Письменность Кирилла и Мефодия. Школы при церквях. Грамотность населения – найдены берестяные грамоты. Летопись – Повести временных лет, составленный Нестором, монахом Киево-Печерской лавры в ХП г. Ремесленники – кузнецы славились в Западной Европе, литье колоколов, ювелиры, стеклоделы, производство оружия. Развивалась иконопись, архитектура – Софийский собор в Киеве. Золотые ворота, мозаика. Складывались художественные школы. Складывалась древнерусская народность, для которой характерно: единый язык, политическое единство, общая территория, исторические корни.