Доминанта скифского поля

Скифское поле

 

Несколько снизив оценку возникшего громадного индоевропейского фактора в классификации языков и народов мира, и даже усомнившись в ее правдоподобии, поставив знак вопроса перед ариями, и тоже усомнившись в их реальном существовании, одновременно признавая их мифологическую пронзительность, насквозь прорешетившую Историю (благодаря организованному мощному пиару), мы сужаем границы поисков и обращаемся к другим племенам и пространствам. У скифов хотим спросить: "Не вы ли?" Подозрительно поглядываем на один из этнонимов сарматов, - савдараты. Не - "шаударатǽ" ли? - слышится осетину знакомое звучание (осет. "носящие черные одежды".)

Сколько же толпилось племен у подножий гор Центрального Кавказа, потенциально имевших возможность "редактировать" генетический код народности, выбравшей своей прародиной самую сердцевину гор!

 

Скифы - название реально существовавших племен. Или еще вернее - собирательное название множества племен. Кто эти племена? Индо-иранские, принявшие образ мифических арийских племен? Автохтоны степей, подвергшиеся об"ираниванию? Какой они природы - урало-алтайской, значит, тюркской? А может, древне-славянской? Просто масса людей, без характеристик и классификационных обозначений?

Эти вопросы составляют сложный предмет спора многих ученых разных поколений. Уже сколько раз ставились точки под каждым из возможных определений. А воз и ныне там. Версии размножаются и появляются вновь и вновь. Потому что к поставленным вопросам нельзя подходить с прямолинейной оценкой. Предмет спора в обилии сдобрен мифами, а мифы - тонкая материя, требуют особого подхода в их использовании. Время появления скифов - один из первых нераскрытых историей вопросов.

Скифы стали известны не благодаря своей обыкновенной будничной жизни, а, скорее, из-за их военных походов, нападений на сильные, уже веками существовавшие государства. Документально впервые о скифах упоминают ассирийские источники VІІ в. до н.э. в связи с тем, что Ассирия подверглась нападению со стороны северных кочевых народов. Но это не означает, что те народы не существовали прежде, даже за тысячелетия до того нападения, и что в Ассирии они лишь "засветились". Места их постоянного обитания были на севере, за Кавказскими горами, где цивилизация пока не "проклюнулась".

(Науки, изучающие законы развития общества связывают цивилизацию с появлением государства. То есть, с переходом от родо-племенного способа организации человеческих коллективов к общегражданскому. На этом понимании "цивилизации" мы и остановимся, не расширяя его и не вникая в сами отношения сословий и различных групп общества.)

Скифы не оставили следов знакомства с общественными устройствами, выходящими за рамки племенных отношений. В истории (документах, мифах) знакомство с ними ограничивается стадией родоплеменной организации.

Хотя скифы в памяти человечества остались как племенные народы, у племенного скифского мира была своя система общественной организации. Иначе, как бы они могли осуществлять такие, пугающие цивилизованный мир, набеги? Вероятно, это была система жесткой иерархии и расслоения общества, своего рода племенная цивилизация, о чем говорят памятники материальной культуры, извлеченные из скифских захоронений археологами. То есть речь не идет о бесформенной массе стихийно кочующих народов. Мы просто не знаем способов организации подобных людских масс. Сам кочевой образ жизни подразумевает своеобразные способы массовой организации людей.

Потому, наверное, скифы и остались в памяти истории как большие возмутители спокойствия. Их хорошо знали в качестве нападающих во всех регионах цивилизации, в том числе в Египте и в Месопотамии. А позже и в Персии. (На долю Александра Македонского пришлись общения уже с другими племенами.) Взрывной скифский характер упоминается и в Библии. Скифами обозначаются там все пастушеские племена, жившие к северу от Каспийского и Черного моря и рассеянные далеко от них. "Об этой громадной стране в древности знали очень мало. Известно только, что они жили в пределах Русской Империи... Нация скифов, по-видимому, состояла из многих различных народностей, большею частью грубых, воинственных, кочевых и не цивилизованных".

Библия, согласно своему рейтинговому делению знакомых ей народов древности отнесла скифов к группе Иафета. Это вторая рейтинговая ступень по Библии. Первая - группа народов Сима. Красавцы. Воспитанные. Вежливые. Умные. Группе Иафета до них еще далеко. (А группа хамова вообще в отстое).

"В истории скифских племен особенно сохраняется одна замечательная выдающаяся черта - делать набеги и вторжения в страны других народов. Быть может, это происходит вследствие их кочевого и разбойничьего образа жизни. (Библ. Энц. Москва. 1891, с. 657).

По библейской классификации эти народы уступают племени Сима, олицетворяющего семитическую группу народов. Иафету достались пока не определившиеся народы, не достигшие уровня народов Сима. ("Да водворятся народы Иафета в шатрах Сима" - то есть, - да разовьются народы Иафета до уровня симовых, - вот программное заявление Библейских составителей.

Примечательно, что образ Иафетических народов, судя по содержанию теории, использовал академик Марр, выделив по языковым признакам народы первичной стадии - (автохтонов) в особую яфетическую группу. Но это из области современных представлений. О них разговор предстоит специальный. А пока вернемся к тем древним временам, к которым относится живая жизнь скифов. Обратимся к тем, кто с ними общался не только в ситуации военной, а вполне мирной, мог наблюдать их, узнавать их обычаи, быт и т.д. И главное, кто мог слышать их речь, узнавать язык.

Такие народы были! Это - греки. Особенно, когда они вышли со своими новыми колониальными отсеками на Причерноморье. Уж отсюда они прочувствовали скифское присутствие. Они встретились воочию. И, пожалуй, лучше греков скифов никто не узнал. Их глазами историки и смотрят на те племена. И название "скифы" дали именно греки. "Сами-то мы сколоты", - могли бы ответить по-современному скифы.

Собственно, мнение греков и есть главное мнение о скифах. А через скифов мы узнаем о том, что представляло собой пространство Юга не существовавшей тогда еще России.

Что же?

Перед греками раскрылось громадное пространство, заселенное племенами, уровень развития которых сами греки оставили очень и очень далеко позади. Крит, Микены, Троянские войны ... О, как давно это все было! Царства. Вожди. Племенная культура. Греки, наверное, изумленно смотрели на открывшиеся перед ними громадные пространства и наблюдали живые картинки своих мифологических представлений. Понятно, что время относится примерно к началу VІІІ в. до н.э. Но это не значит, что скифы появились тогда же. Нет, это у греков появилась возможность увидеть их в те времена.

Греки подходили со своего тогдашнего цивилизованного мира к его окраинам с Запада, со стороны Черного моря. В то же время вспомним, что со стороны Центральной Азии строились индо-персидские миры. А между всем этим - Поле, заполненное племенами. Север был неопределенный, а Восток упирался в Урало-Алтай. И все пространство между этими пунктами - племенное, которое в будущем будет выходить "в мир", цивилизоваться так или иначе. В этом пространстве пока нет разделительных границ. Здесь - кочевье и миграция, - туда, где взошла трава, где лучший корм для скота, где теплее и нет суховеев. Природа определяет места поселения и кочевья. Говоря современным научным языком, скажем, что здесь нет пока "этносов". Разве что "народ Иафета". Автохтонами я бы все это население назвала.

Греки же - большие философы и историки, занимавшиеся описаниями громадных систем, Логоса. И они обобщили все племенное население открывшегося перед ними огромного, уже земного, "Логоса". И дали всем обитателям одно название - "Скифы". С таким названием они ввели их в "варварское поле", как они называли все огромное пространство, простиравшееся от Запада до Востока, который они представляли до Урало-Алтая.

На этом поле кочевники, еще не осевшие на постоянных землях, ищущие свое место под солнцем, подгоняли и сталкивали друг друга. Будто играли в поддавки. Высматривали огоньки цивилизации и устремлялись к ним. Племена были страшны для рождающихся цивилизаций. Они налетали на них, как самолеты на нью-йоркские башни. И несли с собой стихию и хаос.

В то же время племена разрыхляли мир, подготавливали его к новым цивилизационным виткам, закладывали пласты для будущих этнических образований. "Варварское поле" означало, прежде всего, то, что люди обитали на тех пространствах, что раскрылись новые места их поселений. Остальные вопросы - открыты. Еще не спрашиваем - кто какого рода-племени.

Скифы не были первыми из известных обитателей "варварского поля". Первые - киммерийцы. Их пребывание в "поле" относят к 1Х -серед. VІІ в до н.э.

Киммерийцы тоже могли оказывать влияние на автохтонное население Кавказа и тоже питали своими соками Историю. Поэтому отнесемся к ним со вниманием. Они обитали в степях Юго-восточной Европы от Междуречья Днестра-Дуная до Керченского пролива (который и название получил - Боспор Киммерийский). Прародиной объявившихся племен считают Нижнее Поволжье, откуда они и продвинулись в Северное Причерноморье. Их считали чрезвычайно мобильными племенами, известными своими походами в дальние страны, набегами на соседей. Много неудобств они приносили Ассирии, в клинописных записях которой они, кстати, и зафиксированы. Что касается Припонтийского побережья, то там они стали просто хозяевами.

По данным археологов все это произошло в период перехода к усилившемуся использованию железа. (Это очень важно отметить, потому что железо - водораздельный материал для новых цивилизационных скачков. И странно, что доставляли его мощным цивилизациям - "грубые", "неотесанные" племена! Ах, как история противоречива!). У киммерийцев была связь с культурой железа, в силу их дружбы с фракийцами, на территории которых обнаружена так называемая гальштадская археологическая культура. Забегая вперед, отметим, что археологи нашли сходство предметов, изготовленных из железа этой культуры, с изделиями Кобанской культуры. А у историков есть "подозрение", что контакты осуществлялись, возможно, киммерийцами. Ведь они транзитом через Кавказ переходили в Закавказье и в Переднюю Азию. Ассирийские клинописные источники упоминают их пребывание в Урарту, в Египте, не говоря уже о вторжениях в саму Ассирию.

Внимание! Все переходы - и скифов, и киммерийцев и других племен на юг могли осуществляться через Кавказские горы, в частности, через проход, который впоследствии назовут Дарьяльским. И кто бы ни были наши предки, они находились в самой точке пересечения двух миров - древнего племенного, и нового, цивилизационного. Эта точка была своеобразным "генетическим полем" для формирования будущих этносов.

 

У археологов свои способы распознавания исторических периодов. Кажется, что для них главное не как люди жили, а как их хоронили, отправляли в неведомый мир. У них своя терминология и они усматривают связь киммерийцев с так называемой катакомбной культурой рубежа ІІ - І тыс. до н.э. Считают, что к киммерийской археологической культуре могут быть отнесены погребальные сооружения в виде каменных ящиков. Но обряды могут быть и другими. Извлечены захоронения подкурганные, со скорченными или вытянутыми на боку скелетами. В курганах обнаружены клады бронзовых и железных изделий. (Впрочем, для меня, не археолога, это мало что говорит. Такие же характеристики я обнаруживаю у археологов и при идентификации других племен - скифов, или аланов. Скорее всего, они служат свидетельством единообразия того племенного хаоса).

Мы уже уяснили алгоритм племенной жизни. Племена подпирали друг друга. Шли по следу предыдущих и вытесняли их. У каждого крупного племени (или союза племен) был некто, по стопам идущий. Постоянно приходилось оглядываться по сторонам. Кочевые племена не останавливались в своем "вечном движении". Они, должно быть, могли напоминать электрическое поле зарядов! Их гонит по свету желание добычи, а, главным образом, пастбищ. Да еще будоражили накопления у других народов. Ведь те накопления можно легко присвоить, не затрачивая особого труда, кроме организации набегов. Скифы шли вслед киммерийцев. Хотя, возможно, они появились " в поле" на век-два позже. Впрочем, ни за одну из дат, кто когда вышел на арену истории - не ручаюсь. Можно лишь говорить в общем о том, как сложилась, пусть даже мифическая, судьба киммерийцев, когда пространство оказалось охваченным скифскими племенами. Иначе говоря, можно задать вопрос - куда делись киммерийцы?

Отчасти они , должно быть, растворились в скифах. Такой алгоритм устанавливался в той древности. По тому же алгоритму они могли передвинуться на запад и тоже смешаться, уже с другими племенами, например, с фракийскими. Кстати, такая судьба позже постигла и самих скифов. Мир перемешивался разными этническими элементами. Все кипит в племенном котле. И когда котел остудится и его содержание выкипит, обнаружатся образовавшиеся кристаллы, - разные народы. Киммерийцы так перемешались и растворились в других племенах, что их собственного имени уже не оставалось. Даже сохранившиеся киммерийцы, должно быть, уже проходили под этнонимами скифов или фракийцев, или еще кого-нибудь.

Тем не менее, историки связали с ними существование одного народа - тавров.

Можно бы не отклоняться в ту сторону. Крым все-таки далеко от Кавказа. Но уж больно ассоциативна память о таврах. Что-то напоминает.

Киммерийцы состояли из большой массы племен. Но по версиям ученых, когда они сжались под натиском скифов и ушли, или смешались с самими же скифами, их остатки выжили на Крымском полуострове. Там и образовался народ - тавры, который считают "осколком" большого племени киммерийцев. (Мы вернемся еще к этому термину и к этой методологии, когда речь будет идти об осетинах).

Тавры позже сошли с исторической арены, поэтому сведений о них не так много. Разве что Геродот воссоздал их образ. Описал их как дикий народ, живший разбоем и грабежами. Возможно, в таком образе проявилась враждебность греков к негреческому населению. Как раз в те времена греки создавали на земле тавров свою колонию Херсонес, где тавров прочили использовать как своих слуг, рабов. Они и стали ими.

Характер этногенеза тавров в каком-то смысле напоминает осетинский вариант. То же деление населения на горцев и равнинных жителей, с соответствующими видами занятий. Скотоводство в горах, земледелие - у равнинных жителей. То же размывание этнических характеристик равнинных жителей пришельцами. (Или переэтнизация их). И более продолжительное независимое существование горцев, которые утратили независимость в конце 2 в до н.э., когда вошли в состав Понтийского царства.

Впрочем, это всего лишь аналогии возможных закономерностей. Определенное стечение обстоятельств рождает схожий результат. В обычаях же и образе жизни, аналогий не проводим. Но вспомним о них по Геродоту. Он описывает дикие нравы тавров, с их человеческими жертвоприношениями, захоронениями вживую рабов со смертью царя и всяческими жестокостями по отношению к плененным. В частности, людей, терпевших кораблекрушения у берегов Таврического (Крымского) полуострова. Впрочем, такие страсти, возможно, им приписывались, поскольку они представляли "вражий народ" для греков. Их еще предстоит покорять, а для этого надо создавать особый "имидж" народа, как дикого, неотесанного, кровожадного. Приемы создания различного имиджа народа хорошо известны и в последующей, реальной истории.

Тавры вроде демонстрируют своей историей прецедент создания определенного алгоритма в формировании этноса, даже напоминают осетинский вариант в трактовке историков XІX в. Но тавры от кавказских народов оказались далеко. И возможная этническая связь киммерийцев с народами Юга России не нашла особого отклика в историографии. Скифская идея затмевала все остальные.