Экономическая эксплуатация в английских колониях

Колониальная экономическая эксплуатация

Раздел Северо-Восточной Африки

После открытия Суэцкого канала в 1869 г. все территории, прилегающие к этой важнейшей морской коммуникации, приобрели для европейских стран огромную стратегическую значимость. Начался захват побережья Красного моря и Африканского Рога. В 1884—1888 г. Великобритания, Италия и Франция совершили раздел между собой при-красноморской и приокеанской полос Северо-Восточной Африки. Италия, захватив ряд районов в северной части Эфиопии,в феврале 1890 г. объединила их в одну колонию — Эритрею.На побережье Сомалийского полуострова она создает колонию Сомалийя (Итальянское Сомали).На севере полуострова Англия образовала свою колонию Сомалиленд (Британское Сомали). И,наконец, в северо-западной части Африканского Рога Франция, завладев к 1887 г. всем побережьем пролива Таджур,объявила о создании колонии — Французской территории афаров и исса (современное Джибути).

Раздел Восточной Африки завершился захватом государств Руандаи Бурунди. В 1898 г. Руанда, а в 1903 г. Бурунди стали колониями кайзеровской Германии. Со второй половины 80-х годов у соперничавших в Африке европейских держав вынашивались планы создания сплошных колоний. Великобритания стремилась создать полосу английских владений с юга на север Африки — от Кейптауна до Каира.Германия не теряла надежд пробиться к внутренним областям Южной

Африки и объединить свои владения в Центральной Африке — от Германской Юго-Западной Африки до Германской Восточной Африки. Питала надежды захватить все земли между Анголойи Мозамбикоми Португалия. Не отставала и Франция, стремившаяся опоясать Африку своими колониями — от Сенегала до Джибути.

Поработив африканские народы, европейские державы создали в колониях режим безжалостной эксплуатации коренного населения. Основными методами были взимание налогов деньгами и натурой, принудительный труд, экспроприации земель и создание резерваций, введение системы монокультур и ограбление мелких товаропроизводителей на основе неэквивалентного обмена.

Формирование колониальных режимов влекло за собой глубокие изменения в экономическом положении африканских народов, отражалось на характере и состоянии их хозяйствования. Последнее десятилетие XIX в. было отмечено значительным ростом английского капитала в колониях Тропической и Южной Африки. По объему колониальных инвестиций первое место занимала Южная Африка, за ней Восточная и Западная Африка. Колонии были окончательно превращены в аграрно-сырьевые придатки метрополии.

Деятельность английских монополий осуществлялась двумя путями: принудительное втягивание африканских крестьян в производство экспортных культур и создание европейского капиталистического сектора хозяйства. Основой колониальной экономики была внешняя торговля, ориентированная на удовлетворение нужд метрополии в сельскохозяйственном сырье и полезных ископаемых. Основная масса капиталовложений концентрировалась в сфере закупочных операций и оказывала лишь косвенное влияние на внутренний экономический рост в колониях.

Как правило, в Западной Африке, в отличие от Восточной, не получило развития крупное плантационное хозяйство. Производство экспортных культур было целиком возложено на крестьянские хозяйства. В условиях преобладания в экспортном секторе мелкого крестьянского производства ограбление местного крестьянства осуществлялось методами торговой эксплуатации, через устанавливаемую ценовую политику.

Прямое проникновение английского капитала в хозяйственную жизнь колоний было в неменьшей степени связано и с добычей полезных ископаемых. Уже с момента образования колоний стали приниматься ордонансы о концессиях, по условиям которых местные жители были обязаны уступать европейским компаниям любые земельные участки, на которых были обнаружены залежи ископаемых. Обязанность отчуждать в случае необходимости земельные угодья закреплялось и за «туземными» властями, которым предписывалось особенно строго следить за выделением земли для промышленного использования.

В одних колониях вся земля объявлялась собственностью метрополии, в других — оставалась в распоряжении населения, «персонифицированного» в эмирах, вождях всех рангов, старейшинах родов. В случае, если у метрополии возникла экономическая необходимость в земле, ее распорядители были обязаны сдавать землю в концессию. На Золотом Береге,например, в 1900 г. был издан закон, предоставляющий вождям племен право сдавать землю в концессию европейцам сроком до 99 лет. Получаемая при этом рента делилась на три части — одна треть шла в казну племени, вторая — вождю, третья — старейшинам родов. В стране ашанти вожди племен сдавали землю в аренду по выращиванию какао и получали за это третью часть его сбора.

Чтобы обеспечить бесперебойный вывоз минерального и сельскохозяйственного сырья, английские власти стали создавать транспортную сеть в колониях. Дороги, включая и железные, должны были соединить важные административные и торговые центры с побережьем. Они строились в основном на деньги, собиравшиеся с английских налогоплательщиков и африканского населения. Причем на их строительстве использовался почти не оплачиваемый физический труд самих африканцев.

Английские колонии в Восточной Африке (Кения, Уганда, Занзибар) являлись преимущественно поставщиками сельскохозяйственного сырья, которое производилось на обширных

плантациях, принадлежавших белым колонистам и частично местным феодалам Уганды и Занзибара. Основными сельскохозяйственными продуктами были хлопок, кофе, чай, сизаль, гвоздика, копра и др. В колониях Восточной Африки вплоть до Первой мировой войны практически не было обрабатывающей и горнодобывающей промышленности.

Кения,с момента своего образования, была превращена в переселенческую колонию. Первые европейские поселенцы появились в 1896 г. В 1897 г. английским правительством было издано положение, по которому европейцам было разрешено приобретать земли, отчуждаемые у африканцев без всякой компенсации. Последних, в свою очередь, переселяли в резерваты. Причем и земли резерватов считались собственностью британской короны, переданной в пользование африканцам. Недостаток, пригодной для обработки земли в резерватах, вынуждали их наниматься на работу к белым фермерам, в компании. Получал развитие институт скваттеров — батраков с наделом. Им предписывалось также отрабатывать в хозяйстве европейского фермера или плантатора не менее 180дней в году. На строительных работах по созданию системы коммуникаций — шоссейных и железных дорог, портов, складов и т. п. — широко использовался принудительный труд. Вменялось в обязанность отрабатывать на стройке определенное число дней в году. Причем губернатор колонии обладал правом привлекать на подобные работы любое число африканцев без ограничения. В случае неподчинения африканец подвергался штрафу или заключался в тюрьму.

Уганда,как и Кения, была превращена в поставщика сельскохозяйственных культур, прежде всего хлопка. Однако в колониальной эксплуатации Уганды колонизаторы пошли по-иному, чем в Кении, пути. Удаленность Уганды от побережья и портов делало плантационное хозяйство нерентабельным. В королевстве, еще до прихода европейцев, сложился класс, который претендовал на владение землей. Этим обстоятельством англичане решили воспользоваться с определенной для себя политической выгодой. Они не только признали эти претензии, но и пошли дальше. Стремясь обеспечить для себя прочную социальную опору, они создали институт феодальной собственности на землю. Это было зафиксировано в соглашениях Англии с Бугандой, Анколеи Торо.По соглашению 1900г. вся территория Буганды делилась на две части —

23 тысячи кв. км распределялись между африканскими феодалами, а 20 тысяч кв. км становились землями британской короны. Возникли феодальные имения. Весь класс феодальных землевладельцев в Уганде к началу XX в. насчитывал около 4 тысяч человек. Крестьяне, жившие на землях феодалов и на землях британской короны, были превращены в бесправных арендаторов. В первом случае они платили владельцам ренту и выполняли в их пользу различные повинности, во втором — вносили поземельный налог в казну колониальной администрации.