Внутренняя политика первых Бу Саидов

Социально-экономическое и политическое развитие ' Омана во 2-й половине XVIII в.

Ахмад бин Саид(1749—1783) достиг вершин власти в трудный период. Многолетняя междоусобная война и опустошительные иранские нашествия привели экономику Омана в состояние упадка. Торговле и мореходству был нанесен огромный ущерб, многие земли, составлявшие морскую империю, потеряны.

Свое правление Ахмад бин Саид начал с усмирения оппозиционных племен, которое он произвел с помощью африканских рабов и белуджей. Тогда же были предприняты меры к восстановлению влияния в Восточной Африке, из которой вновь стали поступать налоги от работорговли и дань от племен суахили.

Аль Бу Сайду удалось наладить взаимовыгодное сотрудничество с Османской империей. Имам предоставил туркам свой флот для борьбы с иранским правителем Керим-ханом Зендом,а Османская империя отдала Аль Бу Сайду право таможенных сборов в богатой Басре.Это дало Оману большую прибыль, тем более что ранее Ахмад бин Саид установил монополию на торговлю кофе между Йеменом и Ираком. Во внешней политике имам занимал антибританскую позицию, с 1776 г. поддерживая дружеские связи с правителями государственного образования Майсурв Южной Индии. Между Майсуром и Оманом был заключен антибританский военно-политический союз.

Имам имел небольшую, но боеспособную армию, сильнейший неевропейский флот в Персидском заливе и Аравийском море. К моменту смерти Ахмада бин Саида Оман вновь стал активным фактором в международных отношениях стран бассейнов Красного моря и Персидского залива.

Пользуясь раздробленностью Ирана, наступившей после смерти Надир-шаха, один из преемников имама Султан бин Ахмад установил контроль над важными стратегическими пунктами северного побережья Залива — Бендер Аббасоми Ормузом,а в 1784 г. основатель Белуджистана Келат На-сырII передал ему в дар район Гвадарав Оманском заливе.

Династия Бу Саидовстала строить отношения с элитами общества на иных основах и опираться на иные силы, чем аль-Йариби. Ахмад бин Саид, крупный купец и судовладелец, пришел к власти на фоне широкой популярности, но при поддержке влиятельных торговых кругов, не опираясь на традиционные религиозные и племенные структуры. Интересы торговых кланов перекрыли по силе влияния племенной и религиозный факторы. Это было естественным итогом в государстве, которое основные доходы получало от таможенных сборов. Этим объясняется и тот факт, что никто из Бу Саидов, кроме Ахмада и его первого преемника, не принимал титул имама. Они называли себя сейидами, а после 1861 г. ввели титул султанов.

Постепенная, в течение нескольких веков, концентрация экономической и политической жизни Омана в прибрежных районах породила серьезную проблему, которая обозначилась уже при первых Бу Сайдах. Внимание к глубинным районам страны стало незначительным, что дало местным вождям возможность добиваться самостоятельности. Периодические демарши внутренних племен пресекались переговорами либо силовым вмешательством.

Сохранились и межплеменные противоречия, и недовольство религиозной элиты принципом наследования власти. Это ярко проявилось после смерти Ахмада бин Саида, когда избранный имамом его сын Саидпроявил себя слабым и безынициативным правителем. Во время восстаний, организованных его младшими братьями Кайсоми Султаном,Саид отказался от реальной власти в пользу своего сына Хамада,которому удалось расправиться с оппозицией. Формально Саид продолжал считаться имамом и проживал в столице имамата Руста-ке.Хамад же утвердился в Маскате,фактически создав там свое государство и сосредоточившись на проблемах международной торговли. Усилия Хамада бин Саида были направлены на процветание этого направления. Купцам и морякам были созданы самые благоприятные условия: защита от пиратства,

унифицированное и невысокое таможенное обложение (сначала 6,5% стоимости товара, потом 5%). В то же время племена внутреннего Омана стали проводить самостоятельную политику, и имамат как единое государство реально перестал существовать.