Вьетнам к началу Нового времени

Вьетнам

Глава 3. Юго-Восточная Азия в XVI-XIX вв.

В настоящей главе речь пойдет о государствах Юго-Восточной Азии. История отдельных государств этого региона в Новое время (за исключением Таиланда) достаточно четко подразделяется на два периода— доколониальный и колониальный, — имеющих различные хронологические рамки применительно к той или иной стране, но во многом сходных по характеру происходивших там процессов как в социально-экономической, так и в политической областях.

Вопрос о факторе колониализма в исторических судьбах народов Юго-Восточной Азии (ЮВА) является достаточно дискуссионным. Так, например, одни исследователи делают упор на «цивилизаторскую миссию» Запада, позволившую проживавшим там народам приобщиться к достижениям европейской науки и культуры, другие, наоборот, видят в господстве там иностранцев больше отрицательных факторов, чем положительных и прежде всего видят их в консервации отсталых форм ведения экономики и социальных структур местных обществ. Отсюда порой делаются совершенно противоположные выводы, основанные на использовании сходного фактического материала.

Еще одним важнейшим вопросом, тесно связанным с рассматриваемыми проблемами, является религиозный фактор. В Новое время в регионах ЮВА укрепились в качестве господствующих следующие религии: буддизм (на территориях государств Индокитая, Бирмы и в Таиланде), ислам (в Индонезии, Малайзии, Брунее и на юге Филиппин), а также христианство католического толка (на Филиппинах и в южной части Вьетнама). Кроме того, отдельной проблемой, достаточно дискуссионной в историографии, является оценка миссионерской деятельности католической церкви во всей ее противоречивости и неоднозначности в исторических судьбах рассматриваемых государств.

Большую роль в изучении истории государств Юго-Восточной Азии нового времени внесли отечественные авторы: А.А. Губер, Ю.О. Лев-тонова, Н.В. Ребрикова, В.А.Тюрин, И.В. Можейко, Э.О.Берзин, Д.В. Деопик, Ю.П.Дементьев, В.А.Кожевников, Г.Ф.Мурашова, О.В. Новакова, А.Л. Рябинин, Л.Д. Спекторов и др., публикации которых были учтены при работе над настоящим разделом учебника.

В XV в. наблюдался наивысший подъем в развитии государства Дайвьет,возникшего на территории нынешней северной части Вьетнама в 1069г. С 1428г. на престоле там находилась династия вуа(верховных правителей) Ле. В период правления Ле Тхань Тонга (1460-1497,девиз правления «Хонг Дык» — «Великая Добродетель») была сформирована система абсолютной монархии, при которой вуа напрямую управлял деятельностью правительства, являлся верховным главнокомандующим вьетнамскими вооруженными силами, утверждал и освобождал от должности руководителей провинций и более низких административных единиц. Под контролем верховной власти находилась и вьетнамская сельская община-ca. Благодаря развитому сельскому хозяйству, в XV в. на территории Дайвьета собирались большие урожаи и практически никогда не было голода. Ле издали указ о передаче части земель в распоряжение элиты и сельским общинам. Переделы общинных территорий происходили один раз в шесть лет. Крестьяне выплачивали налоги непосредственно государству и они уступали по размерам арендной плате помещиков со с земель, полученных от вуа. Это в определенной степени стимулировало труд крестьян. Одновременно усиливаются позиции частных владельцев, которые получают возможность присоединять к своим землям и общинные владения. В дальнейшем это обстоятельство сыграло значительную роль в социально-экономическом развитии Дайвьета. Получает развитие ремесленное производство, идет разработка и добыча полезных ископаемых. Внешняя торговля была незначительна и находилась под контролем центральной власти. Объясняется это в первую очередь отсутствием на вьетнамской территории так ценившихся в тот период в качестве экспортного товара пряностей и удобных для иностранцев портов.

В это время сложился свод вьетнамского законодательства, закрепивший авторитет монархической власти и имущественные отношения, прежде всего в сельском хозяйстве. Он утверждал неограниченную власть вуа над подданными и его верховную собственность на земельные угодья. Главным преступлением считался «бунт» против верховного правителя, трактовавшийся достаточно широко, как любая форма неповиновения властям. Действовала стройная система занятия должностей в государственном аппарате и в вооруженных силах, основанная на конфуцианских принципах. Все чиновники, вне зависимости от их социального происхождения, должны были сдавать конкурсные экзамены. Большое внимание уделялось формированию армии, состоявшей из подразделений непосредственно подчинявшихся вуа, провинциальных войск и вооруженных отрядов в сельской местности. В идеологической сфере в качестве главной составляющей также являлось конфуцианское учение, оттеснившее на второй план буддизм, сохранивший влияние по большей части в низших слоях общества. Особое внимание уделяется развитию наук, искусств, открываются различного рода учебные заведения.

В 1471 г. к территории Дайвьета было присоединено государство Чампа (Тямпа),располагавшееся в Центральной и Южной частях нынешнего Вьетнама. На Юге страны быстро растут городские поселения, строятся новые дамбы и оросительные каналы, увеличивается оборот на внутреннем рынке, укрепляются внешнеторговые связи.