Территориальные рамки исследования

Хронологические рамки исследования

Факультативные разделы

Характеристика источников

 

Теперь Исследователь знает, чего он хочет добиться и что для этого ему надо сделать. Но вот есть ли у него ресурсы, чтобы решить заявленные задачи и добиться поставленной цели? Главные ресурсы историка – исторические источники. Есть ресурсы – будет результат.

Характеристика источников дается по схеме, знакомой всем по курсу источниковедения: неопубликованные/опубликованные (и далее по видам – сборники документов, мемуары и пр.) Если при характеристике литературы рассматриваются вопросы объективности/необъективности оценки и раскрытости/нераскрытости тех или иных вопросов, то при характеристике источников показывается наличие/отсутствие материалов, необходимых для раскрытия проблемы.

Подсказки Студентам:

1) Отсутствие или невнятность характеристики источников сразу показывает рецензенту – работа представляет собой чистой воды компиляцию и заслуживает соответствующей оценки. Текст самой ВКР можно уже и не читать.

2) При катастрофической нехватке источников можно для душевного спокойствия вставить фразу наподобие этой: «Источниками при написании данной работы послужили документы и отрывки из документов, использованные в научных публикациях различных авторов», разумеется, со ссылкой на этих авторов.

3) Вполне естественно, что раздел введения с характеристикой источников должен завершаться фразой вроде этой: «Имеющиеся источники позволяют решить поставленные задачи». А попробуйте написать «не позволяют»! Что, хотите сменить тему?

 

 

Итак, наши Исследователь и Студент наперегонки бросились строчить свои опусы. При этом самые неленивые пытаются углубить свое эпохальное введение. В нем то появляется, то исчезает (почему они и названы факультативными) ряд разделов. Наличие или отсутствие данных разделов – или прихоть руководителя (но к ней надо быть готовым), или стремление автора увеличить объем текста (но и тогда все нужно делать более-менее грамотно).

 

 

В ВКР определение хронологических рамок желательно, в диссертации – обязательно. Как правило, хронологические рамки фиксируются в названии работы. Во введении необходимо аргументировать их выбор. Понятно, если речь идет о деятельности вузов БАССР «в годы Великой Отечественной войны», то рамки четко укладываются в 1941-1945 гг. и необходимости их обоснования нет, но если добавляется слово «накануне и…», то этот «канун» необходимо называть и аргументировать – 1940 г.? 1939 г.? или еще ранее?

Особенно важно аргументировать нижнюю и верхнюю границы хронологических рамок, когда в названии исследования они определены без указания точной даты: «в конце XIX – начале ХХ вв.» или «середина 1960-х – середина 1980-х гг. ХХ в.» Отсутствие убедительного объяснения того, почему эти годы являются рубежными для рассматриваемого предмета исследования, показывают научную несостоятельность автора и резко снижают качество работы.

Абзац текста с хронологические рамками исследования помещается после предмета исследования.

 

 

Данный раздел оформляется только в случае необходимости, когда в определении территориальных рамок есть потребность. Какие территориальные рамки могут быть в работе, посвященной анализу англо-американских дипломатических контактов по вопросу открытия второго фронта или анализу деятельности либералов в дореволюционной Государственной думе?

Вопрос о территориальных рамках встает, если в названии работы (сиречь – предмете) называется некая территория, которую трудно идентифицировать без разъяснений. Как правило, это касается региональной истории. Если предметом изучения становится промышленное развитие Башкирии в начале ХХ в., то, поскольку административно-территориальной единицы с таким название тогда не существовало, приходится уточнять – то ли речь идет об одной Уфимской губернии, то ли еще и об Оренбургской, то ли о тех их частях, которые в 1922 г. составили Большую Башкирию (т.е. сегодняшнюю территорию РБ).

Характеристика территориальных рамок исследования дается после характеристики рамок хронологических.