НИКОЛАЙ КОЛЯДА

Заполните пропуски в генеалогической таблице потомков царя Петра III и Екатерины II. Запишите годы правления соответствующих исторических деятелей.

Прочитайте отрывок из источника и ответьте на вопросы, помещенные в конце текста.

Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определение и назовите соответствующее историческое понятие. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги и изменять слова по падежам.

Оценка. 1 балл за правильное определение. 1 балл за верно названное понятие. Всего 8 баллов.

А) Лица, должностные, содержание, местное, за счет, система, население, X-XVI вв.

Б) Оружие, бой, по вызову, между, одного, лицами, с применением, двумя, из них.

В) Киевская Русь, самоуправление, в, орган, городское.

Г) Представительство, власть, орган, центральная, в России, сословное, при, XVI – XVII вв.

Ответ:

А) Система содержания должностных лиц за счет местного населения в XI-XVI вв – кормление;

Б) Бой с применением оружия между двумя лицами, по вызову одного из них – дуэль;

В) Орган городского самоуправления в Киевской Руси – вече;

Г) Сословно-представительный орган при центральной власти в России XVI – XVII вв. – Земский собор.

Оценка. По 2 балла за каждый правильный ответ, в зависимости от полноты. Всего 6 баллов.

… «Дай мне, отче двух воинов из своей братии – Пересвета Александра и брата его Ослябу, тем ты и сам нам поможешь». Старец же преподобный велел тем обоим быстро сготовиться идти с великим князем, ибо были известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили. Они тотчас же послушались преподобного старца и не отказались от его повеления. И дал он им вместо оружия тленного нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шеломов золоченных возлагать его на себя. И передал их в руки великого князя, и сказал: «Вот тебе мои воины, а твои избранники»…

О каком историческом событии идет речь? Между двумя какими историческими деятелями состоялся, приведенный разговор? Отрывок из какого источника приведен?

Ответ: Куликовская битва 1380 г.. Между монахом Сергием Радонежским и князем Дмитрием Ивановичем (Донской). «Сказание о Мамаевом побоище» (допускается «Задонщина»).

Оценка. 1 балл за каждый правильный ответ. Всего 8 баллов.

 
 


Ответ:1 – Павел I (1796-1801), 2 – Николай I (1825-1855), 3 – Александр II (1855-1881), 4 – Александр III (1881-1894).

 

10. Установите соответствие между историческими явлениями и произошедшими в их ходе событиями. К каждому из 4-х элементов (А, Б, В, Г) подбирается один соответствующий элемент (1, 2, 3, 4, 5). Цифры, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу. Оценка. 1 балл за каждый правильный ответ. Всего 4 балла.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ СОБЫТИЯ

A) Деятельность Временного правительства 1) раскулачивание

Б) Гражданская война 2) принятие плана ГОЭЛРО

B) новая экономическая политика 3) объявление России республикой

Г) сталинская модернизация 4) введение продразверстки

5)образование прогрессивно­го блока

в Государственной думе

А Б В Г

11. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определение и назовите соответствующее историческое понятие. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги и изменять слова по падежам. Оценка. 1 балл за определение и 1 балл за понятие. Всего 10 баллов.

А) предприятия, или, переход, собственность, частный, государства, выкуп, безвозмездно;

Б) убытки, война, возмещение, время, нанести;

В) взгляды, собственность, многообразие, идеология, мнения, форма.

Г) бедствие, вывоз, население, предприятия, зона.

Д) налагаемый, сторона, платеж, польза государство, победитель, проигравший;

Ответ:

А) Переход частных предприятий в собственность государства за выкуп или безвозмездно – национализация;

Б) Возмещение убытков нанесенных во время войны – репарации;

В) Многообразие форм собственности, идеологий, взглядов, мнений – плюрализм;

Г) Вывоз населения и предприятий из зоны бедствия – эвакуация;

Д) Платеж, в пользу государства-победителя, налагаемый на проигравших – контрибуция.

 

12. Рассмотрите предложенные фотографии. Соотнесите портреты исторических деятелей и их высказывания. Ответ запишите в таблицу. Оценка: 2 балла за каждый правильный ответ. Всего 8 баллов.

1) «Кругом измена, трусость и обман!»

2) «Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение».

3) «Обогащайтесь, накапливайте, развивайте своё хозяйство!»

4) Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться».

А Б В Г Д

 

Г Б Д В

 

13. Прочитайте отрывок из источника. Выясните, когда этот документ был принят. На основании каких положений текста Вы это определили? Какое наименование получил этап российской истории, начавшийся после принятия данного документа? Каковы его хронологические рамки? Оценка. 2 балла за каждый правильный ответ. Всего 8 баллов.

«1. …Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств разверстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража заменяется натуральным налогом.

7. … Круговая ответственность отменяется».

Ответ:1921 г. Отмена разверстки и введение продналога. Новая экономическая политика. 1921-1929 гг.

 

14. Проанализируйте и соотнесите даты и исторические события Великой Отечественной войны. Ответ запишите в таблицу. Обратите внимание, что одна из дат «лишняя». Оценка. 1 балл за каждое правильное соответствие. Всего 8 баллов.

события даты
А) Контрнаступление Красной Армии под Москвой Б) Прорыв блокады Ленинграда В) Тегеранская конференция Г) Ялтинская конференция Д) Сталинградская битва Е) Освобождение Белоруссии Ж) Снятие блокады Ленинграда З) Курская битва 1) январь 1943 г. 2) июль 1942 г.- февраль 1943 г. 3) декабрь 1941 г. 4) июль-август 1943 г. 5) сентябрь 1945 г 6) февраль 1945 г. 7) январь 1944 г 8) ноябрь-декабрь 1943 г. 9) июнь-июль 1944 г.

Ответ:

Историческое событие А Б В Г Д Е Ж З
Дата

 

15. Когда и кем было сказано? Оценка. 1 балл за каждый правильный ответ. Всего 10 баллов.

А) «С потерею Москвы не потеряна Россия… Повелеваю отступить»;

Б) «Приди ко мне, брате, в Москов»;

В) «Враг будет разбит, победа будет за нами!»

Г) «Отступать нам некуда – сзади нас море»

Д) «24 часа на размышление для сдачи и – воля; первые мои выстрелы – уже неволя; штурм – смерть».

Ответ:

А) М.И. Кутузов, после Бородинского сражения;

Б) Ю. Долгорукий, 1147 г. Первое упоминание о Москве;

В) В.М. Молотов, 22 июня 1941 г.

Г) Адмирал В.А. Корнилов, оборона Севастополя (Крымская война);

Д) А.В. Суворов, взятие Измаила (Русско-турецкая война 1787-1791).

 

16. Прочитайте отрывок из источника. Выясните о каком событии идет речь. На основании каких положений текста Вы это определили? Что предшествовало принятию этого документа.

Оценка. По 2 балла за каждый правильный ответ. Всего 6 баллов

«В год 6605.Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в город… для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей… И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: «Да будет против того крест честной и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси».

Ответ: Съезд князей в г. Любече 1097 г. Выписан принцип «каждый владеет отчиной своей». Междоусобная война между детьми и внуками Ярослава Мудрого.