В преподавании истории и обществознания.

Личностно-ориентированных образовательных технологий

МОУ СОШ № 53 Чевдарь Е.А.

Использование учителем истории и обществознания

Активные и интерактивные методы обучения.

 

Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методикам преподавания, расширению арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем.

Необходимость развивать общую культуру учащихся продиктована самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – сформировать социально- активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому, на мой взгляд, необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приёмы, используемые на уроках истории и обществознания для расширения кругозора учащихся и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определённым знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение три формы взаимодействия учителей и учащихся. Для наглядности представим их нижеследующими схемами.

Схема 1

Схема 2

Схема 3

Из данных схем видно, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

1. Пассивные методы;

2. Активные методы;

3. Интерактивные методы.

Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.

Пассивный метод

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчинённых директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Активный метод

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод

Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение . Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях «учитель – ученик» или «учитель – группа учащихся (аудитория)». При интерактивном обучении диалог строится также на линиях «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа учащихся» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д.

Интерактивное обучение рассматривается мной как специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Я считаю, что интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например: создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

При использовании стратегии информационного характера, процесс взаимодействия преподавателя с учащимися превращается в одностороннее линейное воздействие. Преподаватель являются главными организаторам, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию. Любая попытка подростков показать свою самостоятельность, их инициатива и творчество рассматриваются как отход от заранее намеченного и единственно верного плана работы. Сейчас стараются отходить от таких методов работы, характер взаимодействия преподавателя и учащихся меняется, хотя учитель и остается центральной частью занятия. Он остается главным и единственным источником информации и экспертом, но учащиеся уже не являются пассивными слушателями. Они могут задавать вопросы, прояснять необходимые положения, предлагать собственные решения. Я уверена что, учебно-воспитательный процесс не может быть полностью подготовлен взрослыми, занятия не имеют жесткой структуры, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения. Формулирование тем и проблем также происходит в ходе совместного обсуждения. Вместе с тем, роль преподавателя в активных методах остается ключевой, без него невозможно дальнейшее проведение занятия или проекта. Именно поэтому данный подход также можно отнести к воздействию преподавателя на учеников, хотя и происходящему по несколько иной технологии.

Проанализировав педагогическую деятельность, отмечу, что при использовании интерактивной стратегии роль преподавателя резко меняется – перестает быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у учащихся появляются дополнительные источники информации – книги, словари, энциклопедии, сборники законов, поисковые компьютерные программы .Они также обращаются к социальному опыту – своему и своих товари­щей, при этом необходимо вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы. Я считаю важным то, чтобы в работе группы были задействованы все ее члены, не было подавления инициативы или возложение ответственности на одного или нескольких лидеров. Также важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимозависимость, а результаты их работы дополняли друг друга

 

Основные принципы преподавания

Основные принципы Комментарии
Сотрудничество обучаемых и обучающих Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при желании аудитории получить что-то новое возможен положительный результат.
Эффективность стратегии преподавания Применение определенной стратегии преподавания должно определяться готовностью всех участников процесса образования к подобному роду взаимодействия. Применяемые на уроке методы определяются поставленными целями, особенностями и уровнем подготовки обучающихся, способностями и интересами преподавателя.
Стратегия преподавания должна быть целесообразной Метод должен работать на выполнение определенной задачи, а не применяться ради технологии. Всегда стоит задать себе вопрос: «Почему занятие будет построено именно так, а не по-другому»? При использовании любого метода следует соразмерять ожидаемый результат с затраченным временем и силами. Интересный методический прием может оказаться неоправданно энергоемким и затратным по времени.
Вариативность Не следует слишком часто злоупотреблять даже самым эффективным и успешным способом работы. В преподавании необходимо разнообразие, как содержания, так и методики, на уроке следует добиваться смены форм деятельности обучающихся. Она должна быть максимально разнообразна, но это разнообразие не должно быть искусственным.

 

Творческий подход В методике нет застывших догм и окончательных правил. Преподаватель, в зависимости от выбранной темы, поставленных целей и других факторов, может выбирать новые формы воплощения, менять алгоритм действий.
Наличие алгоритма Необходимо иметь разработанную последовательность использования приемов преподавания на конкретном занятии. Каждый метод должен иметь четкую структуру его применения с обоснованием и тщательной проработкой всех этапов.
Демократичность Применение любого метода должно быть построено на демократических ценностях (уважении других точек зрения, мирное разрешение конфликтов, соблюдение прав человека и т.д.), предпочтение следует оказывать методам, которые оказывают наибольшее влияние на формирование личности каждого учащегося.

 

Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии,

Положительные стороны Отрицательные стороны
Расширение ресурсной базы Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности обучающихся
Высокая степень мотивации Трудности установления дисциплины и ее поддержания
Максимальная индивидуализация обучения Строгий лимит обучающихся

 

Акцент на деятельность, практику Объем изучаемого материала небольшой
Широкие возможности для творчества Требуется большое количество времени
Прочность усвоения материала Сложность индивидуального оценивания

 

Следует отметить несколько методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. Это: «мозговой штурм», ролевая и деловая игра, дебаты, метод «Синквейна», «INSERT» (активное чтение), метод шести шляп, «чтение со стопами», методика сотрудничества («кооперативное обучение»), проектная деятельность и другие.

Особое место в программе занимает вовлечение учащихся в учебную деятельность на основе исследовательских технологий. Учащиеся в рамках работы проектных групп выполняют следующие виды деятельности:

поиск и обработка информации («Молодежные субкультуры в современном обществе»), работа с сайтами по темам («Язычество древних славян», «Права несовершеннолетних»), подготовка к экскурсиям: («Древние цивилизации», «Средневековый замок», «Культура Руси второй половины XIII – XV веков»);

моделирование общественных явлений и процессов (моделирование предвыборной ситуации и выборной кампании «Игра выборы», судебное заседание «Петр Первый-чудо или чудовище?! Д. Мережковский»);

написание и защита творческих работ: «Мир глазами древних шумера, египтянина и китайца.

В ходе проектной работы учащиеся осваивают определенные методы работы в Интернете: поиск социальной информации по теме, используя различные поисковики, носители; учатся различать в социальной информации факты; приобретают умения работать с первоисточниками, составлять таблицы, интерактивные карты, готовят презентации и Web-страницы («Русь-Россия», «Великие географические открытия », «Виртуальный исторический календарь»), которыми учащиеся могут воспользоваться для освоения учебного материала на уроках литературы, иностранного языка, информатики, экономики, географии. Все это позволяет решать многообразные учебные и развивающие задачи: учить самостоятельно работать с информацией, структурировать учебный материал, создавать целостную картину по определенным темам: «Личность Петра Великого», или «Уроки жизни будущего реформатора России»), кроме того подобная работа способствует развитию эстетических представлений, т.к. ученику самостоятельно приходится выбирать иллюстративный ряд, звуковое сопровождение, отбирать различные эффекты, анимации, дизайн.

При изучении большого объема материала по истории и обществознанию очень хорош интерактивный метод – взаимообучение, используемый в групповых технологиях.

Класс делится на рабочие группы, распределяется материал (например, «Что такое мораль?») (текст разбивается на смысловые отрывки для взаимообучения).

Экспертные группы изучают материал и готовят его презентацию с помощью ИКТ («Общечеловеческие ценности – что это такое?», «В чем заключается моральная ответственность человека?»). (Группы объединяют учащихся, которым дан один и тот же материал).

Возвращение в первоначальные группы для взаимообучения и проверки.

Индивидуальная и групповая отчетность – презентация («Мораль и подросток»).

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание («Дворцовые перевороты», «Великие личности: ложные заслуги и несправедливые обвинения» ) по изученной теме.

Плюсы данного метода очевидны:

- в процессе групповой работы происходит интенсивная социализация учащихся;

- взаимодействуя, учащиеся приобретают опыт общения и сотрудничества в разных его проявлениях;

- осваивают умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности;

- усваивают стереотипы партнерского поведения, основанные на комплексе ценностей равенства, честности, ответственности, свободы, уважения прав другого человека, взаимовыручки и участия

 

Ролевая игра – в процессе игры каждый ученик «переживает» ту роль, которая ему задаётся. Участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.

Положительные стороны ролевой игры:

В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические, правовые знания учащихся, расширяется круг источников.

Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения учителя и ученика становятся разнозначными, так как учитель оказывается в роли зрителя.

Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.

Ролевая игра дает возможность отличаться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.

Роль учителя заключается в том, что предоставляет участникам возможность принимать новые формы поведения в ситуациях, определяет поведение в той или иной жизненной ситуации. Учитель обучает и инструктирует участников исполнения роли.

 

Какие роли могут играть учащиеся на уроках истории?

Реально существовавшее лицо (король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель и др.).

Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи (крестьянин, феодал, воин, торговец и др.)

Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли. Каждая игра организуется под эгидой определённой темы. Так ученики проигрывают некоторые модели поведения, пытаясь понять, какие из вариантов наиболее приемлемы в реальной жизни. У детей формируется умение вести переговоры, принимать самостоятельные решения. Ученики сами определяют модель своего поведения в игре. Большой потенциал для игровой деятельности содержит материал по правовому разделу. Так деловая игра «Судебный процесс» даёт возможность познакомиться на практике с работой органов судебной власти, «примерить» на себя профессию адвоката, прокурора, судьи. Причем при формировании у ребят правильных речевых коммуникаций широко использую в работе интерактивные мультимедиа курсы: «Защита прав ребёнка» и другие.

Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории и обществознания, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.

Синквейн- это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.

1 строка – Существительное (название темы)

2 строка – Два прилагательных (определение темы)

3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи

Например: по теме «Конституция РФ»:

Конституция РФ

Пятая, демократическая,

Устанавливает, гарантирует, обязывает.

Хорошо бы все соблюдали

Основной закон государства.

Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.

ИНСЕРТ (INSERT) -Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная самоактивирующаяся системная разметка для эффективного чтения и размышления: метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?».

«v» «+» « - » «?»
Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

 

Необходимо расширять кругозор школьников, учить их ориентироваться в современных общественных проблемах (определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, оценивать свои действия индивидуальные и в группе – рефлексия, распределение ответственности, выявление ошибок, успехов.

Для решения указанных проблем целесообразно применение методов интерактивного обучения в преподавании общественных дисциплин.

И закончить хочется одной притчей о Ходже Насреддине. Пришел однажды Ходжа в свой приход и обратился к прихожанам: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Нет», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать»,- сказал Ходжа и ушел. На следующий день Ходжа снова пришел в приход и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Знаем», -ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать», - сказал Ходжа и снова ушел. На третий день пришел Ходжа и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» И ответили прихожане: «Часть людей знает, а часть - нет». «Тогда пусть те, кто знают, расскажут тем, кто не знает», - и ушел.

 

 

Список литературы.

1. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания.- Под общей ред. Л.И.Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2006г.

2. Иоффе А.И. Методические материалы по гражданскому образованию. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2007г.

3. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н.Воскресенской и С.Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта.- М.: Фонд «Сивитас», 2006г.

4. Толерантность. Мир без конфронтации. Под редакцией Хромченко М.С. и Хасан Б.И.- М.: Изд. «Бонфи», 2001г.

5. Заир-Бек С.И., Муштафинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Изд-во «Просвещение», 2007г.