Структура экзаменационных билетов

Пояснительная записка к экзаменационным билетам по обществознанию 9 класс.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССОВ МБОУ В 2011-2012 УЧЕБНОМ ГОДУ

РАССМОТРЕНО: на заседании МО_____ Протокол №___ от «__» _____ __г. ____________________ (ФИО руководителя МО) СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР __________________ «___»__________ ___ УТВЕРЖДАЮ: Директор _________________ «___»__________ ____г.  

 

Экзамен по обществознанию проводится по выбору учащихся.

Экзаменационные билеты:

- соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236);

- подготовлены с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 108Э)

- составлены на основе примерных экзаменационных билетов «Вестника образования» № 3-4 за февраль 2007года.

- программы: Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. 6-7 классы. Программа курса – М.: Русское слово, 2008; Кравченко А.И.Обществознание.8, 9, 10. 11, кл. Программа курса. М.: Русское слово, 2008

- соответствуют содержанию учебника Кравченко А.И. Обществознание. 8 класс, 9 класс.

Экзаменационные билеты охватывают содержание курса по обществознанию за 8-9 класс.

Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся.

Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме.

Число билетов – 30. Каждый билет включает 3 вопроса.

Первые вопросывоспроизводят важнейшие тематические единицы курса. Они направлены на проверку теоретических знаний, а также знания моральных и правовых норм, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргу­ментировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников.

Владение знанием на теоретическом уровне предполагает:

  • знание определений основных понятий курса, их существенных признаков, умение привести правильные примеры для конкретизации отдельных признаков понятия, употребление понятий в пра­вильном контексте;
  • понимание функциональных и причинно-следственных связей меж­ду общественными явлениями, социальными процессами, умение раскрыть эти связи, обоснование связи между причиной и след­ствием;
  • понимание содержания социальных норм, умение назвать общее и различное между определенными социальными нормами, привес­ти примеры социальных норм, раскрыть роль различных соци­альных норм в системе регуляции общественных отношений;
  • умение раскрывать на примерах теоретические положения, ис­пользуя при этом и собственные примеры;
  • умение логически стройно излагать в соответствии с вопросом билета соответствующие факты, идеи, делать выводы.

Вторые вопросыданы в виде фрагментов документов с заданиями к ним или в форме познавательных задач. Они направлены на выявление умения применять для решения таких задач полученные знания.

В зависимости от характера вопроса могут быть востребованы умения:

  • понимать смысл поднятой в тексте или задаче проблемы;
  • извлекать знания из предложенных текстов;
  • различать факты и субъективные мнения;
  • формулировать ответы на поставленные вопросы;
  • использовать соответствующие теоретические знания в контексте ответа;
  • обосновывать и аргументировать их с опорой на теоретические знания и социальный опыт;
  • приводить примеры;
  • выражать собственное мнение по обсуждаемой теме и свое отно­шение к социальным явлениям;
  • давать оценку действий субъектов социальной жизни с позиций обществоведческого знания.

Третьи вопросыпредставляют условные ситуации, требующие от уче­ника адекватных практических решений и планирования собственных дей­ствий. Они направлены на выявление и оценку не только уровня овладения предметным содержанием обществознания, но и сформированности пред­метной компетентности, то есть способности решать средствами обще­ствознания проблемы, которые могут встретиться учащемуся в повседнев­ной жизни и практической деятельности.

Для того чтобы человек был способен выполнять определенный вид социальной деятельности, необходимо, чтобы он:

  • знал ту область, в которой будет происходить его деятельность, те процессы, которые протекают в ней, условия, в которых они про­исходят; типичные проблемы данной области;
  • владел обобщенными способами, выработанными человеческим опытом деятельности в данной области;
  • имел собственный опыт творческого решения проблем, относящих­ся к данной области;
  • знал и был готов соблюдать правовые и моральные нормы, а также традиции, регулирующие общественные отношения в целом и поведение людей в конкретной области;
  • имел ценностные ориентации, позволяющие придерживаться оп­ределенного направления этой деятельности;
  • владел общими компетенциями, относящимися к самоорганизации в любой деятельности, взаимодействию с другими людьми, ре­шению проблем;
  • имел желание действовать, порождаемое потребностями, интере­сами, установками, относящимися к определенной области.

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы умения:

анализировать предложенную условную ситуацию;

  • понимать смысл требований (предписания) задания:
  • определять, какие знания необходимы для выполнения задания, устанавливать соответствие между существенными чертами и при­знаками конкретных социальных обстоятельств и обществоведчес­кими понятиями;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения практических задач, планирования собственных действий;
  • доказывать обоснованность предлагаемого решения;
  • предвидеть последствия определенных социальных действий и собственного поведения в конкретной ситуации.