МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Е занятие

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Семинар 6

 

 

XVIII век: рождение Российской империи

1. Эпоха петровских реформ.

2. Просвещённый абсолютизм в России: содержание, особенности, противоречия. Реформы Екатерины II.

Опорные понятия: империя, абсолютизм, просвещенный абсолютизм, меркантилизм, протекционизм, губерния, уезд, волость, Сенат, Синод, коллегия, подушная подать, ревизия, рекрут, ассамблея, секуляризация, модернизация, Уложенная комиссия, кондиции.

Персоналии: Петр I, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван VI Антонович, Петр III, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Е. Пугачев, А. В. Суворов, Адриан, Карл XII, А. Меншиков, Э. Бирон, И. И. Шувалов, А. П. Бестужев-Рюмин, Н. Новиков, И. Бецкой, Е. Дашкова, Г. Потёмкин, П. Румянцев, Б. Шереметьев.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти ХVШ в. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997.

Алексеев В.В. Опыт российских модернизаций ХVIII–ХХ вв. М., 2000.

Европейское просвещение и цивилизация России. М., 2004.

Каменский А.Б. Российская империя в ХVШ веке: традиции и модернизация. М.: Новое литературное обозрение, 1999.

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России ХVШ в.: Опыт целостного анализа. М.: РГГУ, 1999.

Каменский А. Б. Российская империя в ХVIII в. М., 2006.

Миронов Б.Н. Новое видение истории России XVIII – первой половины XIX веков //Вопросы истории. 2001. № 11-12.

Отечественная история. Курс лекций для технических вузов. Самара, 2004.

Павленко Н.И. Петр Первый М.: Молодая гвардия, 2000.

Павленко Н.И. Екатерина Великая М.: Молодая гвардия, 2000.

Середа Н. В. Реформы управления Екатерины II. М., 2004.

 

 

В отечественной исторической литературе реформаторская деятельность Петра I оценивается, как правило, двояко. Одни исследователи делают упор на масштабность преобразований; другие критикуют за копирование европейского опыта и подчёркивают жестокость методов проведения петровской модернизации. При ответе на первый вопрос занятия проанализируйте следующие направления европеизации России:

1) преобразование системы органов государственного управления;

2) модернизация экономики;

3) изменения в организации сословий;

4) создание армии нового образца и отечественного морского флота;

5) развитие светской культуры и образования.

Нужно иметь в виду, что при реформировании России у Петра I не было какого-то заранее задуманного плана. Важнейшими и непосредственными стимулами преобразовательной деятельности Петра I были необходимость победы в Северной войне (1700–1721 гг.) и, как следствие, создания сильной армии и флота, эффективной системы управления, развитой экономики и т.д.

Обратите внимание, что систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. Это общеевропейская форма, но в каждой из стран она имела свою специфику. В связи с этим нужно ответить на вопрос, в чем состоят особенности российского абсолютизма.

Во втором вопросе покажите суть просвещенного абсолютизма в европейских странах и особенности осуществления этой политики в России. Следует усвоить, что главной целью ее политики было расширение жестких рамок петровского варианта модернизации, укрепление абсолютистского государства и всемерная поддержка его опоры – дворянства.

Расскажите о мероприятиях Екатерины II в сфере административного управления. Раскройте содержание “Наказа” Екатерины, губернской реформы и реорганизации местного самоуправления. Подробно остановитесь на содержании судебной реформы. Покажите историческое значение этих преобразований в России.

Рассмотрите политику экономического либерализма Екатерины II: указ 1775 г. о свободе предпринимательства, отмена монополий и откупов, реформа купеческого сословия и введение буржуазного принципа налогообложения и др. Следует определить основные задачи, которые стояли перед Екатериной II при проведении реформ: ликвидация наиболее устаревших феодальных политических, юридических и социально-экономических институтов. На основе анализа содержания внутренней политики Екатерины II и конкретных фактов: реорганизация полиции и судебной системы, взаимоотношений государства и церкви, государства и сословий, необходимо определить, были ли решены поставленные задачи.

Нужно осмыслить результаты и последствия политики «просвещенного абсолютизма», которая, несмотря на либеральные идеи (забота о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха), отличалась социально-политическим консерватизмом.