Высшие нравственные ценности как внутренние регуляторы нравственной деятельности человека. Проблема нравственного выбора

1. Свобода и ответственность.

2. Любовь, свобода и счастье в «Легенде и великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для усвоения материала по теме «Нравственная культура личности и общества» необходимо повторить материал лекции по данной теме, изучить указанные разделы учебников и тексты, рекомендуемые для изучения (см. раздел 5). Для понимания темы должен быть усвоен смысл понятий свобода, ответственность, любовь, счастье, смысл жизни.

1. Свобода и ответственность. Дается понятие свободы как характеристики действия, совершенного: а) со знанием и пониманием объективных ограничений, б) по собственному желанию (не по принуждению), в) в условиях выбора возможностей, г) в результате правильного решения: благодаря разуму человек способен совершать свой выбор, склоняясь к добру. Конкретизации и пояснения требуют положения и том, что 1) свобода и ответственность – две части единого целого; 2) быть свободным – значит быть ответственным; ответственность усиливается по мере развития свободы.

2. Любовь, свобода и счастье в «Легенде о великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского (См.: Раздел 5. Тексты, рекомендуемые для изучения по программе курса «нравственная культура личности»). Внимательно прочитайте «Легенду о великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского (отрывок из романа «Братья Карамазовы»). Ответьте на приведенные ниже вопросы для самоконтроля и размышления.

1. Библейские источники и фабула произведения.

1.1. Когда и где происходит действие в сочиненной Иваном Карамазовым легенде?

1.2. Как ведет себя народ до и после появления кардинала?

1.3. О какой библейской истории говорит кардинал: «Страшный и умный дух, дух самоуничтожения и небытия, — продолжает старик, — великий дух говорил с тобой в пустыне…»

1.4. Что понимается под выражениями хлеб небесный и хлеб земной? Какой хлеб, по мнению кардинала, единственно необходим людям?

1.5. «С хлебом тебе давалось бесспорное знамя: дашь хлеб, и человек пре-клонится, ибо ничего нет бесспорнее хлеба», — утверждает кардинал. Что, по его мнению, сильнее хлеба?

1.6. Почему Христос не сошел с креста, когда Ему «кричали, издеваясь и дразня: „Сойди со креста и уверуем, что это ты“»? Как кардинал и его соратники «исправили» подвиг Христа?

2. Противоборство двух правд, носителями которых выступают главные герои легенды. Проблема свободы и счастья человеческого.

2.1. Опишите кардинала – великого инквизитора. Как кардинал оценивает человеческую свободу? Какую добродетель кардинал противопоставляет свободе? Что значит быть счастливыми по мнению кардинала? В чем видит кардинал свою миссию и в чем заключается его страдание?

2.2. Какой вы себе представляете жизнь человека, вручившего инквизитору свою свободу?

2.3. Согласны ли вы с утверждениями кардинала о том, что свобода совести не по силам людям? Прав ли кардинал, упрекая Христа: «Столь уважая его, ты поступил, как бы перестав ему сострадать, потому что слишком много от него и потребовал, — и это кто же, тот, который возлюбил его более самого себя! Уважая его менее, менее бы от него и потребовал, а это было бы ближе к любви, ибо легче была бы ноша его».

2.4. В чем заключается свобода, за которую Христос «так стоял, когда был на земле… еще тогда, полторы тысячи лет назад»?

2.5. Сравните образы Христа и кардинала.

2.6. Способен ли человек справиться с «таким страшным бременем, как свобода выбора»? Или «слабая душа… не в силах вместить столь страшных даров»? В чем проявляется любовь к человечеству: в овладении «людскою свободой» или в умножении ее?

3. Напишите эссе на тему «Свобода – это божественный дар или непосильное бремя?» (на материале «Легенды и великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского).

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ: 1. Общечеловеческие нравственные ценности как координаты жизни отдельного человека. 2. Жизнь и научная деятельность Ви́ктора Эми́ля Франкла.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Поясните смысл слов А.П. Чехова: «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь».

Поясните смысл слов Л.Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, метаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться... А спокойствие – душевная подлость».

Прокомментируйте следующие слова Сартра: «Человек осужден быть свободным».

Как бы вы ответили на этот вопрос Э. Фромма «Иметь или быть?» Дайте развернутый ответ.

ЛИТЕРАТУРА

Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в пятнадцати томах. – Т. 9–10. – Л.: Наука, 1991.

Скворцов А.А. Этика : учебник для бакалавров / А.А. Скворцов; под общ. ред. А.А. Гусейнова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 310 с.

Этика: учебник для бакалавров [Текст] / А.А. Гусейнов, А.Г. Гаджикурбанов [и др.]; под общ. ред. А.А. Гусейнова [Текст]. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 569 с.