Исходный контроль знаний (тесты)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Тема: 9. «Царизм и модернизация России (конец XIX – нач. XX вв.)».

 

Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)

№ протокола

«___» ___________2007г.

 

Зав. кафедрой

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.ф.н., проф. В. И. Кудашов

 

 

Составитель:

к.и.н., доцент А.И. Бакшеев

 

 

Красноярск


1. Тема 9 : Царизм и модернизация России (конец XIX – нач. XX вв.).

2. Значение темы:

указанная тема знакомит студентов с содержанием исторического развития России в начале ХХ века и выдающимися личностями этой эпохи, а также раскрывает основные закономерности исторического развития страны в целом. К тому же, подводит итоги самодержавного правления династии Романовых. Крушение монархии в России было следствием ошибок допущенных правительством и лично Николаем II, что в конечном итоге привело к смене политической власти в стране.

 

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:

o основные исторические термины, понятия по данной теме;

o главные события Отечественной истории рассматриваемого периода.

должен уметь:

  • на основе причинно-следственных связей и знание фактов, дать анализ важнейших событий российской истории второй половины XIX века;

должен иметь представления:

о о причинах и сущности проведенных при Александре II реформ во всех сферах общественной жизни.

о о положении основных социальных групп и экономическом развитии государства, о развитии капиталистических отношений в стране после отмены крепостного права.

o об основных внешнеполитических задачах Александра II..

должен иметь навыки:

  • работы с исторической картой и историческими источниками

 

4. Форма учебного процесса – семинарское занятие:

 

4.1. План семинарского занятия:

1. Социально экономическое развитие страны в конце ХIХ в. Модернизация экономики.

2. Революционное движение в России в конце ХIХ в.

3. Революция 1905 – 1907гг. Ее результаты и последствия.

4. Участия России в первой мировой войне.

5. Февральская революция 1917 г. конец монархии.

6. Россия от февраля к октябрю 1917 г.

опрос по основным терминам и понятиям темы10 мин.

4.3. Самостоятельная работа по теме:

- заслушивание рефератов – 10 мин.

4.4. Итоговый контроль знаний:

- решение проблемных задач – 10 мин.

- тематическое тестирование – 10 мин.

- подведение итогов

 

5. Основные понятия и положения темы:

стачка, забастовка, марксизм, гражданская война, революция, НЭП, диктатура пролетариата, пролетариат, буржуазия, двоевластии, Временное правительство, декрет, социалистическая революция, военный коммунизм.

Нарастание социально-экономических противоречий в условиях модернизации России и переход общества в оппозицию к самодержавию. Начало царствования Николая II. Стратегия и тактика основных политических партий в революции. Государственная Дума и первый опыт российского парламентаризма. Программа преобразований П.А. Столыпина. Первая мировая. Причина слабости Временного правительства. Захват власти большевиками. Проблемы формирования новой государственности в России. Установление диктатуры РКП(б). Социально-экономическая политика большевиков. Военный коммунизм. Гражданская война. Кризис власти большевиков. НЭП. Образование СССР. Споры о путях развития. Победа сталинской группировки.

 

6. Задания для уяснения темы занятия:

1. В конце XIX в. крестьянское малоземелье еще более осложнялось:

а) низкой рождаемостью

б) низкой рождаемостью и существованием общины

в) существованием общины и аграрным перенаселением

г) аграрным перенаселением и произволом помещиков



2. Международная конференция по разоружению была созвана в июне 1899г. в городе:


а) Гааге

б) Женеве

в) Брюсселе

г) Париже


 


3. Первая социал-демократическая организация в Росси называлась:


а) «Земля и воля»

б) «Группа освобождения труда»

в) «Черный передел»

г) «Группа боевых эсеров»


 

4. Контрреформы в России связаны с именем:

а) Александра I

б) Александра II
в) Александра III

г) Николая II


 

5. Одной из причин общественных конфликтов II пол. XIX в. стали:

а) неустойчивое положение России на международной арене

б) нерешенность рабочего вопроса

в) незавершенность реформ 1860-1870-х гг.

г) поражение в Крымской войне

 

6. Антантой в нач.XX в. называли:

а) союзный блок государств

б) союз либеральных партий России

в) союз государств, противостоящих России

г) союз черносотенных организаций в России

 

7. Партия кадетов:


а) партия рабочего класса

б) партия либералов

в) партия черносотенцев

г) партия крупных помещиков


 

 


8. П.Н. Милюков являлся лидером партии:


а) кадетов

б) РСДРП

в) эсеров

г) народных социалистов



9. Почему Николай II был прозван «Кровавым»?

а) за расстрел демонстрантов 9 января 1905г.

б) за трагедию на Ходынском поле в Москве во время коронации

в) за потери в Первой мировой войне

г) за потери в русско-японской войне

 


10. После отречения Николая II в России сложилась ситуация:

а) военной диктатуры

б) диктатуры пролетариата

в) двоевластие

г) конституционной монархии

1. Министр внутренних дел России В. Плеве накануне русско-японской войны 1904-1905гг. заявил: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война». Русско-японская война обернулась для России поражением, разве можно было избежать революции, если бы Россия победила?

2. В ходе столыпинской реформы многие крестьяне сопротивлялись ее проведению, даже зажиточные крестьяне не торопились выйти из общины. Почему? Ведь община связывала каждого крестьянина в его труде и жизни, что называется, по рукам и ногам?

3. По свидетельству генерала А.А. Брусилова, к «февралю 1917г. вся армия…была подготовлена к революции». Как могло произойти, что армия, которая по приказу царя десять лет назад подавила революцию 1905-1907гг., три года назад поддержавшая государя в войне с Германией, теперь стала враждебной силой?

 

7. Список тем по УИРС, УИР, предлагаемых кафедрой:

Темы рефератов:

1. Модернизация России в конце XIX в.

2. Русско-японская война 1904-1905 гг.

3. Участие России в первой мировой войне (1914- 1918 гг.).

4. Падение монархии: случайность или закономерность?

5. Исторический образ императора Николая II.