Исходный контроль знаний (тесты)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Тема: 9. «Царизм и модернизация России (конец XIX – нач. XX вв.)».
Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)
№ протокола
«___» ___________2007г.
Зав. кафедрой
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
д.ф.н., проф. В. И. Кудашов
Составитель:
к.и.н., доцент А.И. Бакшеев
Красноярск
1. Тема 9 : Царизм и модернизация России (конец XIX – нач. XX вв.).
2. Значение темы:
указанная тема знакомит студентов с содержанием исторического развития России в начале ХХ века и выдающимися личностями этой эпохи, а также раскрывает основные закономерности исторического развития страны в целом. К тому же, подводит итоги самодержавного правления династии Романовых. Крушение монархии в России было следствием ошибок допущенных правительством и лично Николаем II, что в конечном итоге привело к смене политической власти в стране.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:
o основные исторические термины, понятия по данной теме;
o главные события Отечественной истории рассматриваемого периода.
должен уметь:
- на основе причинно-следственных связей и знание фактов, дать анализ важнейших событий российской истории второй половины XIX века;
должен иметь представления:
о о причинах и сущности проведенных при Александре II реформ во всех сферах общественной жизни.
о о положении основных социальных групп и экономическом развитии государства, о развитии капиталистических отношений в стране после отмены крепостного права.
o об основных внешнеполитических задачах Александра II..
должен иметь навыки:
- работы с исторической картой и историческими источниками
4. Форма учебного процесса – семинарское занятие:
4.1. План семинарского занятия:
1. Социально экономическое развитие страны в конце ХIХ в. Модернизация экономики.
2. Революционное движение в России в конце ХIХ в.
3. Революция 1905 – 1907гг. Ее результаты и последствия.
4. Участия России в первой мировой войне.
5. Февральская революция 1917 г. конец монархии.
6. Россия от февраля к октябрю 1917 г.
опрос по основным терминам и понятиям темы–10 мин.
4.3. Самостоятельная работа по теме:
- заслушивание рефератов – 10 мин.
4.4. Итоговый контроль знаний:
- решение проблемных задач – 10 мин.
- тематическое тестирование – 10 мин.
- подведение итогов
5. Основные понятия и положения темы:
стачка, забастовка, марксизм, гражданская война, революция, НЭП, диктатура пролетариата, пролетариат, буржуазия, двоевластии, Временное правительство, декрет, социалистическая революция, военный коммунизм.
Нарастание социально-экономических противоречий в условиях модернизации России и переход общества в оппозицию к самодержавию. Начало царствования Николая II. Стратегия и тактика основных политических партий в революции. Государственная Дума и первый опыт российского парламентаризма. Программа преобразований П.А. Столыпина. Первая мировая. Причина слабости Временного правительства. Захват власти большевиками. Проблемы формирования новой государственности в России. Установление диктатуры РКП(б). Социально-экономическая политика большевиков. Военный коммунизм. Гражданская война. Кризис власти большевиков. НЭП. Образование СССР. Споры о путях развития. Победа сталинской группировки.
6. Задания для уяснения темы занятия:
1. В конце XIX в. крестьянское малоземелье еще более осложнялось:
а) низкой рождаемостью
б) низкой рождаемостью и существованием общины
в) существованием общины и аграрным перенаселением
г) аграрным перенаселением и произволом помещиков
2. Международная конференция по разоружению была созвана в июне 1899г. в городе:
а) Гааге
б) Женеве
в) Брюсселе
г) Париже
3. Первая социал-демократическая организация в Росси называлась:
а) «Земля и воля»
б) «Группа освобождения труда»
в) «Черный передел»
г) «Группа боевых эсеров»
4. Контрреформы в России связаны с именем:
а) Александра I
б) Александра II
в) Александра III
г) Николая II
5. Одной из причин общественных конфликтов II пол. XIX в. стали:
а) неустойчивое положение России на международной арене
б) нерешенность рабочего вопроса
в) незавершенность реформ 1860-1870-х гг.
г) поражение в Крымской войне
6. Антантой в нач.XX в. называли:
а) союзный блок государств
б) союз либеральных партий России
в) союз государств, противостоящих России
г) союз черносотенных организаций в России
7. Партия кадетов:
а) партия рабочего класса
б) партия либералов
в) партия черносотенцев
г) партия крупных помещиков
8. П.Н. Милюков являлся лидером партии:
а) кадетов
б) РСДРП
в) эсеров
г) народных социалистов
9. Почему Николай II был прозван «Кровавым»?
а) за расстрел демонстрантов 9 января 1905г.
б) за трагедию на Ходынском поле в Москве во время коронации
в) за потери в Первой мировой войне
г) за потери в русско-японской войне
10. После отречения Николая II в России сложилась ситуация:
а) военной диктатуры
б) диктатуры пролетариата
в) двоевластие
г) конституционной монархии
1. Министр внутренних дел России В. Плеве накануне русско-японской войны 1904-1905гг. заявил: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война». Русско-японская война обернулась для России поражением, разве можно было избежать революции, если бы Россия победила?
2. В ходе столыпинской реформы многие крестьяне сопротивлялись ее проведению, даже зажиточные крестьяне не торопились выйти из общины. Почему? Ведь община связывала каждого крестьянина в его труде и жизни, что называется, по рукам и ногам?
3. По свидетельству генерала А.А. Брусилова, к «февралю 1917г. вся армия…была подготовлена к революции». Как могло произойти, что армия, которая по приказу царя десять лет назад подавила революцию 1905-1907гг., три года назад поддержавшая государя в войне с Германией, теперь стала враждебной силой?
7. Список тем по УИРС, УИР, предлагаемых кафедрой:
Темы рефератов:
1. Модернизация России в конце XIX в.
2. Русско-японская война 1904-1905 гг.
3. Участие России в первой мировой войне (1914- 1918 гг.).
4. Падение монархии: случайность или закономерность?
5. Исторический образ императора Николая II.