Исходный контроль знаний (тесты)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Тема: 8. «Великие реформы 60-70-х гг.XIX в.

Влияние реформ на последующее развитие страны».

 

Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)

№ протокола

«___» ___________2007г.

 

 

Зав. кафедрой

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.ф.н., проф. В. И. Кудашов

 

 

Составитель:

к.и.н., доцент А.И. Бакшеев

 

Красноярск


1. Тема 8: Великие реформы 60-70-х гг.XIX в. Влияние реформ на последующее развитие страны

2. Значение темы:

указанный период русской истории наглядно демонстрирует тот факт, что непоследовательность внутриполитического курса пагубно влияет не только на экономику страны, но и ведёт к дестабилизации общества.

 

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:

o основные исторические термины, понятия по данной теме;

o главные события Отечественной истории рассматриваемого периода.

должен уметь:

  • на основе причинно-следственных связей и знание фактов, дать анализ важнейших событий российской истории второй половины XIX века;

должен иметь представления:

о о причинах и сущности проведенных при Александре II реформ во всех сферах общественной жизни.

о о положении основных социальных групп и экономическом развитии государства, о развитии капиталистических отношений в стране после отмены крепостного права.

o об основных внешнеполитических задачах Александра II..

должен иметь навыки:

  • работы с исторической картой и историческими источниками

 

4. Форма учебного процесса – семинарское занятие:

 

4.1. План семинарского занятия:

1. Предпосылки и необходимость реформ.

2. Отмена крепостного права.

3. Земская реформа.

4. Городская реформа.

5. Реформа просвещения.

6.Судебная реформа.

7. Военная реформа.

8.Значение реформ.

опрос по основным терминам и понятиям темы10 мин.

4.3. Самостоятельная работа по теме:

- заслушивание рефератов – 10 мин.

4.4. Итоговый контроль знаний:

- решение проблемных задач – 10 мин.

- подведение итогов

 

5. Основные понятия и положения темы:

негласный комитет, временнообязанные крестьяне, отрезки, круговая порука, реформы. Контрреформы, выкупные платежи, манифест, земства, присяжные, мировой судья, презумпция невиновности, фабрика, импорт, экспорт, интенсивное хозяйство, народничество, радикализм, терроризм, нигилизм, дефицит государственного бюджета, промышленный кризис, протекционистская тарифная политика государства, монополии.

 

Особенности и основные этапы социально-экономического развития России. Усиление процесса разложения феодально-крепостнической системы хозяйства. Политика правительства по крестьянскому вопросу. Отмена крепостного права. Российские реформы в контексте общемирового развития. Особенности развития капитализма в России. Начало и развитие промышленного переворота в России (50–80-е гг. XIX). Торгово-промышленная политика российского правительства и ее влияние на социально- экономическое и политическое развитие общества. Политическое развитие России. Общественная мысль и особенности общественного движения в России.

Внешнеполитическая обстановка в России.

6. Задания для уяснения темы занятия:

1. Александр II правил:


а) 1854-1880гг.

б) 1855-1881гг.

в) 1856-1882гг.

г) 1857-1886гг.


 

2. Какие крестьяне считались временнообязанными?

а) крестьяне сибирских губерний

б) государственные крестьяне

в) крестьяне, не заключившие выкупные сделки с помещиками после реформы

г) крестьяне, временно отпущенные в город на заработки

 

3. Народники считали, что основой социализма в России станет:


а) пролетариат

б) крестьянская община

в) мелкое товарное производство

г) промышленность


 


4. 19 февраля 1861г. был подписан:

а) Манифест о вступлении на престол Александра II

б) Манифест об освобождении крестьян

в) Парижский мирный договор, окончивший Крымскую войну

г) Закон об отмене цензуры

 

5. Местное самоуправление, введенное реформой 1864г.:


а) Советы

б) земства

в) община

г) народное собрание


 

6. Что такое отрезки по реформе 1861г.:

а) земля, отрезавшаяся в пользу помещиков

б) земля, отрезавшаяся в пользу крестьянина

в) земля, отрезавшаяся в пользу государства

г) земля, остававшаяся у общины

 

7. Военная реформа:


а) вводила всеобщую воинскую повинность

б) вводила рекрутский набор в воинских частях

в) освобождала от армии дворян

г) освобождала от армии инженеров


 

8. Редактор газеты «Колокол»:


а) Н.П. Огарев

б) А.И. Герцен

в) Н.А. Некрасов

г) Г.В. Плеханов


 

9. Аляска была продана:


а) Екатериной II

б) Александром I

в) Александром II

г) Александром III


 

10. Судебная реформа вводила:

а) суд присяжных заседателей

б) сословный суд

в) полицейские дознания для судей

г) следственные изоляторы

 

1. В 1853-1855гг., когда крымская война была в разгаре, после издания Арских указов о призыве добровольцев для службы в морском флоте, а также в государственном ополчении крепостные крестьяне самовольно массами покидали свои деревни и записывались на службу. Почему крестьяне проявили такую активность? Как бы ни трудно жилось им под гнетом помещика, неужели умереть на войне было лучше? Или, может быть, у них столь остро возобладал патриотизм?

 

2. Принято считать, что отмена крепостного права в 1861г. явилась началом капиталистического развития страны. Однако некоторые историки (Н. Верт) считают, что отмена крепостного права «вовсе не способствовала развитию капитализма, а скорее укрепляла архаичные, можно сказать феодальные, экономические структуры». Кто прав?

 

3. Россия победила в русско-турецкой войне 1877-1787гг. Почему же результатами войны стали заниматься европейские страны, а не только участники войны – Россия и Турция? Почему Россия согласилась на участие в Берлинской конференции, почему она отступила по ряду положений от накануне подписанного Сан-Стефанского договора – она же была победителем?

 

7. Список тем по УИРС, УИР, предлагаемых кафедрой:

Темы рефератов:

1. Эволюция государственного и политического строя при Александре II.

2. Отмена крепостного права в России (1861 г.).

3. Крымская война (1853 – 1856 гг.).

4. Внешняя политика России во второй половине Х1Х века.

8. Рекомендуемая литература:

Основная:

1. История России: Курс лекций: С древнейших времен до наших дней/ Леванов, Б.В. М. Проспект, 2002.

2. История России: Учебник для вузов/ Мунчаев, Ш.М. М. Проспект.- 2003.

3. Ключевский В.О. История государства Российского. В 6 тт. М., Центр. – 2000.

Дополнительная:

1. Осипов Н.Д., Погодин С.Н. «Русская школа» историков: Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский.// Вопросы истории. 2000, №1

2. Правители России: От Рюрика до Путина: История в портретах/ Озерский, В. В М. Мысль.- 2004

Учебно-методическая:

1. История России Х1Х – нач. ХХ века. М., 1998.

2. История России с начала XVIII до конца XIX века. /Под ред. А. Н. Сахарова. M., 1997.

3. История России и мировые цивилизации / Под ред. М.Р. Рубана. М., 1997.

4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России: Учеб. Пособие. М.: Простор, 1997.

5. История России с IX в. до наших дней. Учеб. Пособие, ВГУ , 1997


ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

 

Кафедра Философии и социально-гуманитарных знаний