Исходный контроль знаний (тесты)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Тема: 7. «Основные тенденции развития России в I половине XIX в.».

 

Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)

№ протокола

«___» ___________2007г.

 

Зав. кафедрой

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.ф.н., проф. В. И. Кудашов

 

 

Составитель:

к.и.н., доцент А.И. Бакшеев

 

Красноярск


1. Тема 7 : Основные тенденции развития России в I половине XIX в.

2. Значение темы:

тема раскрывает новые явления в политической и общественной жизни Российского государства, новые условия в развитии экономики страны и о дальнейшем развитии капиталистических отношений.

 

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:

o основные исторические термины, понятия по данной теме;

o главные события Отечественной истории рассматриваемого периода.

должен уметь:

  • на основе причинно-следственных связей и знание фактов, дать анализ важнейших событий российской истории в первой половине XIX века;

должен иметь представления:

о о причинах и сущности изменений в государственном управлении при Александре I и Николае I.

о о положении основных социальных групп и экономическом развитии государства.

o об основных внешнеполитических задачах в этот период.

должен иметь навыки:

  • работы с исторической картой и историческими источниками

 

4. Форма учебного процесса - семинарское занятие:

 

4.1. План семинарского занятия:

1. Либеральные реформы Александра I. А.А. Сперанский.

2. Отечественная война 1812 года.

3. Восстание декабристов.

4. Особенности правления императора Николая 1.

опрос по основным терминам и понятиям темы10 мин.

4.3. Самостоятельная работа по теме:

- заслушивание рефератов – 10 мин.

4.4. Итоговый контроль знаний:

- решение проблемных задач – 10 мин.

- подведение итогов

 

5. Основные понятия и положения темы:

промышленный переворот, либерализм, цензура, министерство, Тарутинский маневр, «Битва народов», Священный союз, военные поселения, конституция, тайное общество, декабристы, славянофилы, западники, жандармерия, кодификация, теория «официальной народности».

Изменения в политической системе государства. Государственные органы. Новые явления в сельском хозяйстве. Кризис крепостного хозяйства во второй четверти XIX в. Начало промышленного переворота. Формирование классов буржуазного общества. Внутренний рынок. Формирование всероссийского рынка. Внешняя торговля: внешнеторговый баланс, таможенная политика.

Активизация общественной мысли России: славянофилы, западники, тайные общества.

6. Задания для уяснения темы занятия:

1. Преобразования Александра I:


а) учреждение министерств

б) создание коллегий

в) введение суда присяжных

г) создание земств


 

2. Планы декабристов:

а) передача всей земли крестьянам

б) отмена монархии, передача всей власти крестьянским общинам

в) провозглашение демократических свобод, отмена крепостного права

 

3. Александр I взошел на престол:


а) по завещанию отца Павла

б) в результате переворота

в) согласно закону о престолонаследии

г) случайно


 

4. Александр I правил в:


а) 1801-1818гг.

б) 1801-1819гг.

в) 1801-1825гг.

г) 1801-1826гг.



5. Указ о вольных хлебопашцах предусматривал:

а) роспуск военных поселений

б) освобождение крестьянина за выкуп по желанию помещика

в) выкуп за счет казны и переселение крестьян в Сибирь

г) перевод приписных крестьян в разряд государственных

 

6. В основу государственного устройства М.М. Сперанский предлагал заложить принцип:

а) православия, самодержавия и народности

б) верховенства судебных решений

в) разделения властей

г) сочетания единоначалия и коллегиальности


 

7. Каковы задачи III отделения императорской канцелярии?


а) суд над декабристами

б) подготовка и проведение аграрной реформы

в) политический сыск

г) организация военных поселений


 

8. Император Николай I был:


а) сыном Екатерины II

б) сыном Павла

в) внуком Елизаветы Петровны

г) племянником Александра I

д) сыном Александра I


 

9. Первая железная дорога Петербург – Царское Село была построена в:


а) 1810г.

б) 1815г.

в) 1837г.

г) 1853г.


 

10. Начальником III отделения Собственной Его императорского величества канцелярии был:


а) А.А. Аракчеев

б) Л.В. Дубельт

в) А.С. Меньшиков

г) А.Х. Бенкендорф


 

11. За составление Свода законов Российской империи Николай наградил орденом святого Апостола Андрея Первозванного:


а) А.А. Аракчеева

б) П.Д. Киселева

г) М.М. Сперанского

д) С.С. Уварова


 

12. Вопросы управления государственными крестьянами с 1837г. были сосредоточены в:

а) Третьем отделении императорской канцелярии

б) Министерстве внутренних дел

в) Министерстве земледелия

г) Министерстве государственных имуществ

 

13. Министерство государственных имуществ, созданное в 1837г., возглавил:


а) А.А. Аракчеев

б) П.Д. Киселев

в) Л.В. Дубельт

г) С.С. Уваров


 

14. Какие изменения произошли при Николае I в административном управлении России?

а) усилилась роль Государственного совета

б) усилилась роль Сената

в) возросла роль императора и его личной канцелярии

г) возросла роль помещиков

 

15. Кто был главным идеологом теории «официальной народности»?


а) С.С. Уваров

б) П.Д. Киселев

в) П.Я. Чаадаев

г) М.М. Сперанского

 

1. Одна из интереснейших проблем политики Наполеона в России - его отношение к самодержавному строю и крепостному праву. Казалось бы, освободи крестьян от зависимости, и они станут союзниками французов в борьбе против АлександрI. Но Наполеон, несмотря на все попытки убедить его, не пошел на это. Почему? Ведь он терпел поражения, а за эту «соломинку» не ухватился.

 

2. Программа военных поселений первое время осуществлялась Александром I в глубочайшей тайне. Перемещение воинских частей объяснялось императором как мера для «удобного расквартирования войск» Новгородский губернатор впервые узнал о переходе части его губернии вод военные поселения из указа императора. Тем не менее и в нем причина перевода батальона солдат на его территорию объяснялась недостатком казарм в Петербурге. Чем можно объяснить столь великую засекреченность акции, которая по ее реализации тут же становилась известна всей России?

 

3. Восстание декабристов 91825г.0 не получило одобрения у крестьян. Почему? Ведь они находились под жесточайшим помещичьим гнетом, а декабристы предлагали изменить ситуацию?

 

7. Список тем по УИРС, УИР, предлагаемых кафедрой:

Темы рефератов:

1. Правление Павла 1. Ужесточение политического режима.

2. Реформы государственного управления. Сперанский М.М.

3. Последний дворцовый переворот в России.

4. Отечественная война 1812г., ее историческое значение.

5. Восстание декабристов.

8. Рекомендуемая литература:

Основная:

1. История России: Курс лекций: С древнейших времен до наших дней/ Леванов, Б.В. М. Проспект, 2002.

2. История России: Учебник для вузов/ Мунчаев, Ш.М. М. Проспект.- 2003.

3. Ключевский В.О. История государства Российского. В 6 тт. М., Центр. – 2000.

Дополнительная:

1. Осипов Н.Д., Погодин С.Н. «Русская школа» историков: Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский.// Вопросы истории. 2000, №1

2. Правители России: От Рюрика до Путина: История в портретах/ Озерский, В. В М. Мысль.- 2004

Учебно-методическая:

1. История России с начала XVIII до конца XIX века. / Под ред. А. Н. Сахарова. M., 1997.

2. История России и мировые цивилизации / Под ред. М.Р. Рубана. М., 1997.

3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России: Учеб. Пособие. М.: Простор, 1997.

4. История России с IX в. до наших дней. Учеб. Пособие, ВГУ , 1997


ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

 

Кафедра Философии и социально-гуманитарных знаний