Исходный контроль знаний (тесты)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Тема:5. «Модернизация Петра I. Результаты и их влияние на дальнейший
ход российской истории.».
Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)
№ протокола
«___» ___________2007г.
Зав. кафедрой
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
д.ф.н., проф. В. И. Кудашов
Составитель:
к.и.н., доцент А.И. Бакшеев
Красноярск
1. Тема 5 : Модернизация Петра I. Результаты и их влияние на дальнейший ход российской истории.
2. Значение темы:
рассматривается переломный этап Российской истории – проведение реформ, становление нового государственного аппарата управления; становление русской культуры, определившей развитие страны в ХVIII веке.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:
o основные исторические термины, понятия по данной теме;
o главные события Отечественной истории рассматриваемого периода.
должен уметь:
- на основе причинно-следственных связей и знание фактов, дать анализ важнейших событий российской истории;
должен иметь представления:
о о сущности, формах и функциях исторического знания;
- о происхождении и расселении славянских племен, их быте и нравах;
- об основных этапах становления государственности Древней Руси причинах упадка Древнерусского государства
должен иметь навыки:
- работы с исторической картой и историческими источниками
4.Форма учебного процесса – семинарское занятие.
4. 1.План семинарского занятия:
1. Предпосылки и начало петровских реформ.
2. Северная война Петра I.
3. Административные реформы Петра I.
4. Внутренняя политика Петра I.
5. Личность Петра I.
опрос по основным терминам и понятиям темы– 10 мин.
4.3. Самостоятельная работа по теме:
- заслушивание рефератов – 10 мин.
- практическая работа по исторической карте – 20 мин.
4.4. Итоговый контроль знаний:
- решение проблемных задач – 10 мин.
- подведение итогов
5. Основные понятия и положения темы:
бюрократия, ассамблея, губерния, империя, коллегия, Синод, Сенат, регулярная армия, рекрутчина, «Табель о рангах», европеизация, потешные полки, Великое посольство, генерал-прокурор, прокуратура, абсолютизм, протекционизм, регулярное государство, ревизия, ревизские сказки, меркантилизм
Экономическое, внутриполитическое и международное положение. России накануне петровских реформ. Правление Петра I и его реформы в социально-экономической, политической, военной областях, церкви, в культуре и в быту. Становление абсолютизма в России.
Укрепление феодальной собственности на землю и дальнейшее развитие крепостнических отношений. Подъем мануфактурного производства. Провозглашение России империей. Государственное устройство.
6. Задания для уяснения темы занятия:
1. Русская православная церковь по духовному регламенту 1721г.:
а) стала автокефальной
б) стала напрямую подчиняться императору
в) переподчинена Ватикану
г) управлялась Синодом
д) стала независимой от государства
2. Первая печатная газета «Ведомости» с декабря 1702г. стала выходить в:
а) Кронштадте
б) Походной типографии Петра I
в) Москве
г) Петербурге
д) Нарве
3. «Матерью Полтавской баталии» назвал Петр победу:
а) Под Гродно
б) При взятии Дерпта
в) В Ингрии
г) У деревни Лесной
д) При взятии Ниеншанца
4. Наибольшее число текстильных мануфактур в XVIII в. возникло в:
а) Иваново-Вознесенске
б) Москве
в) Нижнем Новгороде
г) Костроме
5. Цель Великого посольства состояла в:
а) создании антишведской коалиции
б) создании антитурецкой коалиции
в) распространении православия на Западе
6. Реформы Петра I:
а) учреждение Государственного совета
б) упразднение патриаршества
в) создание Боярской думы
7. Органы государственной власти, созданные Петром I:
а) приказы
б) коллегии
в) ассамблеи
г) министерства
8. Петербург был основан:
а) в 1703г.
б) в 1704г.
в) в 1709г.
г) в 1711 г.
9. При Петре I один рекрут выставлялся:
а) от 20 крестьянских дворов
б) от 50 крестьянских дворов
в) от 100 крестьянских дворов
г) от 200 крестьянских дворов
10. Народные восстания при Петре:
а) восстания К. Булавина
б) восстание И. Болотникова
в) восстание в Астрахани
г) восстание в Твери
1. Петр I умер в 1725г. в отсутствие сына российский трон, по логике вещей, должны была занять его дочь Елизавета, либо внук – сын Алексей. Но никто из, казалось бы, законных преемников на престол не взошел. Императрицей стала жена Петра – Екатерина. Почему?
2. Когда в 1705г. в Астрахани вспыхнуло восстание стрельцов, Петр призвал восставших повиниться. Уже арестовав бунтовщиков он приказал отправить их в Астрахань «не как колодников, но как свободных», несмотря на то что в городе было перебито 400 «начальных людей». А командированному к месту происшествия лучшему полководцу Б.п. Шереметеву было наказано «всеконечно их всех милостию и прощением вам обнадеживать; и, взяв город Астрахань отнюдь над ними и над заводчиками ничего не чинить». Почему Петр, всегда решительный, суровый до жестокости, непреклонный вдруг стал таким гуманным?
3. После смерти Петра его вчерашние соратники – верховники приступили к критике петровской политике, в значительной мере подвергли ревизии его наследство. Почему так произошло? Неужели все они не на совесть, а за страх были единомышленниками царя?
7. Список тем по УИРС, УИР, предлагаемых кафедрой:
Темы рефератов:
1. Исторический портрет Петра Великого (оценка реформ современниками, историкам, поэтами и т.д.)
2. Внешняя политика Петра I. Северная война (1700-1721гг.)
3. «Птенцы гнезда Петрова»: Меньшиков, Лефорт, Шереметьев (или другие личности по выбору студентов).
4. «Теория государства общего блага». Становление абсолютизма в России.