Исходный контроль знаний (тесты)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тема:5. «Модернизация Петра I. Результаты и их влияние на дальнейший

ход российской истории.».

 

Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)

№ протокола

«___» ___________2007г.

 

Зав. кафедрой

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.ф.н., проф. В. И. Кудашов

 

 

Составитель:

к.и.н., доцент А.И. Бакшеев

 

 

Красноярск


1. Тема 5 : Модернизация Петра I. Результаты и их влияние на дальнейший ход российской истории.

2. Значение темы:

рассматривается переломный этап Российской истории – проведение реформ, становление нового государственного аппарата управления; становление русской культуры, определившей развитие страны в ХVIII веке.

 

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:

o основные исторические термины, понятия по данной теме;

o главные события Отечественной истории рассматриваемого периода.

должен уметь:

  • на основе причинно-следственных связей и знание фактов, дать анализ важнейших событий российской истории;

должен иметь представления:

о о сущности, формах и функциях исторического знания;

  • о происхождении и расселении славянских племен, их быте и нравах;
  • об основных этапах становления государственности Древней Руси причинах упадка Древнерусского государства

должен иметь навыки:

  • работы с исторической картой и историческими источниками

 

4.Форма учебного процесса – семинарское занятие.

 

4. 1.План семинарского занятия:

1. Предпосылки и начало петровских реформ.

2. Северная война Петра I.

3. Административные реформы Петра I.

4. Внутренняя политика Петра I.

5. Личность Петра I.

опрос по основным терминам и понятиям темы– 10 мин.

4.3. Самостоятельная работа по теме:

- заслушивание рефератов – 10 мин.

- практическая работа по исторической карте – 20 мин.

4.4. Итоговый контроль знаний:

- решение проблемных задач – 10 мин.

- подведение итогов

 

5. Основные понятия и положения темы:

бюрократия, ассамблея, губерния, империя, коллегия, Синод, Сенат, регулярная армия, рекрутчина, «Табель о рангах», европеизация, потешные полки, Великое посольство, генерал-прокурор, прокуратура, абсолютизм, протекционизм, регулярное государство, ревизия, ревизские сказки, меркантилизм

 

Экономическое, внутриполитическое и международное положение. России накануне петровских реформ. Правление Петра I и его реформы в социально-экономической, политической, военной областях, церкви, в культуре и в быту. Становление абсолютизма в России.

Укрепление феодальной собственности на землю и дальнейшее развитие крепостнических отношений. Подъем мануфактурного производства. Провозглашение России империей. Государственное устройство.

6. Задания для уяснения темы занятия:

1. Русская православная церковь по духовному регламенту 1721г.:


а) стала автокефальной

б) стала напрямую подчиняться императору

в) переподчинена Ватикану

г) управлялась Синодом

д) стала независимой от государства


 

2. Первая печатная газета «Ведомости» с декабря 1702г. стала выходить в:


а) Кронштадте

б) Походной типографии Петра I

в) Москве

г) Петербурге

д) Нарве


 

3. «Матерью Полтавской баталии» назвал Петр победу:


а) Под Гродно

б) При взятии Дерпта

в) В Ингрии

г) У деревни Лесной

д) При взятии Ниеншанца



4. Наибольшее число текстильных мануфактур в XVIII в. возникло в:


а) Иваново-Вознесенске

б) Москве

в) Нижнем Новгороде

г) Костроме


 


5. Цель Великого посольства состояла в:


а) создании антишведской коалиции

б) создании антитурецкой коалиции


в) распространении православия на Западе

 

6. Реформы Петра I:

а) учреждение Государственного совета

б) упразднение патриаршества

в) создание Боярской думы

 

7. Органы государственной власти, созданные Петром I:


а) приказы

б) коллегии

в) ассамблеи

г) министерства


 


8. Петербург был основан:


а) в 1703г.

б) в 1704г.

в) в 1709г.

г) в 1711 г.


 


9. При Петре I один рекрут выставлялся:


а) от 20 крестьянских дворов

б) от 50 крестьянских дворов

в) от 100 крестьянских дворов

г) от 200 крестьянских дворов


 

10. Народные восстания при Петре:


а) восстания К. Булавина

б) восстание И. Болотникова

в) восстание в Астрахани

г) восстание в Твери

 

1. Петр I умер в 1725г. в отсутствие сына российский трон, по логике вещей, должны была занять его дочь Елизавета, либо внук – сын Алексей. Но никто из, казалось бы, законных преемников на престол не взошел. Императрицей стала жена Петра – Екатерина. Почему?

 

2. Когда в 1705г. в Астрахани вспыхнуло восстание стрельцов, Петр призвал восставших повиниться. Уже арестовав бунтовщиков он приказал отправить их в Астрахань «не как колодников, но как свободных», несмотря на то что в городе было перебито 400 «начальных людей». А командированному к месту происшествия лучшему полководцу Б.п. Шереметеву было наказано «всеконечно их всех милостию и прощением вам обнадеживать; и, взяв город Астрахань отнюдь над ними и над заводчиками ничего не чинить». Почему Петр, всегда решительный, суровый до жестокости, непреклонный вдруг стал таким гуманным?

 

3. После смерти Петра его вчерашние соратники – верховники приступили к критике петровской политике, в значительной мере подвергли ревизии его наследство. Почему так произошло? Неужели все они не на совесть, а за страх были единомышленниками царя?

 

7. Список тем по УИРС, УИР, предлагаемых кафедрой:

Темы рефератов:

1. Исторический портрет Петра Великого (оценка реформ современниками, историкам, поэтами и т.д.)

2. Внешняя политика Петра I. Северная война (1700-1721гг.)

3. «Птенцы гнезда Петрова»: Меньшиков, Лефорт, Шереметьев (или другие личности по выбору студентов).

4. «Теория государства общего блага». Становление абсолютизма в России.