С Х Е М А
КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ПЕДИАТРИИ
Список литературы.
Семинар 11,12.
Семинар 9,10.
Семинар 8.
Семинар 7.
Семинар 6.
Методика подготовки и проведения урока изучения нового материала.
1. Структура урока изучения нового материала.
2. Сделайте анализ урока № 1 по истории средних веков в 7 классе по теме «Возникновение средневековых городов». См. Методическое пособие по истории средних веков. М., 1988. С. 98-102.
3. Практическая часть. Разработка урока изучения нового материала в 7 классе (тема по выбору).
4. Деловая игра. Демонстрация студентами фрагментов урока.
Методика подготовки и проведения повторительно-обобщающего урока.
1. Структура урока, его виды.
2. Сделать анализ повторительно-обобщающего урока, используя методическое пособие, практический опыт учителей (тема урока, класс – по выбору).
3. Коллективная работа по разработке повторительно-обобщающего урока в 5 классе.
4. Деловая игра.
Методика подготовки и проведения внеклассного мероприятия по истории.
1. Самостоятельная работа студентов:
А) Изучить: Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М., 1983. (или более раннее издание), Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 кл. М., 1990., Гончарова Т.И. Уроки истории – уроки жизни (любое издание), Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе. М., 1992., Озерский И.З. Начинающему учителю истории. М., 1989. Гл.4., Руководство внеклассным чтением по истории. М., 1979., Статьи журнала «Преподавание истории в школе» (за последние 3 года).
Б) Разработать план подготовки и проведения внеклассного занятия по истории в 5, 6, 7 классах.
2. Анализ самостоятельной работы студентов.
Рабочий план урока, его основные компоненты.
1. Самостоятельная работа студентов.
А) Повторить методы и методические приемы; типологию уроков; структурно-функциональный анализ.
Б) Проанализировать урок, используя для этого «Методическое пособие…» (по указанию преподавателя) по следующей схеме:
- цели урока
- тип урока
- структура урока
- средства обучения
- методы и методические приемы.
Определить, на какой уровень познавательных возможностей рассчитан ваш урок?
2. Практическая часть. Коллективная работа по составлению рабочего плана урока.
Виды и роль домашних заданий.
1. Самостоятельная работа студентов:
А) Повторить из курса психологии основы концепции развивающего обучения.
Б) Повторить из книги Н.М.Яковлева «Методика и техника урока в школе» (любое издание) раздел IV п. 5 «Задание на дом. Организация домашней подготовки уроков» и изучить книгу для учителя Хорста Древелова, Дитер Хесс, Хельмук Век «Домашние задания». Перевод с немецкого Н.С.Кабанвой. М., 1989.
Подготовиться к собеседованию по вопросам:
- Нужны ли в современной школе домашние задания?
- Какую роль играет домашнее задание при подготовке и планировании урока?
- Что могут и должны дать домашние задания?
- Виды домашних заданий. Их дифференциация.
- Контроль и оценка домашнего задания.
В) Проанализируйте рекомендуемые в школьных учебниках и методических пособиях для учителя виды домашних заданий (класс, тема – по выбору) и определите степень самостоятельной деятельности учащихся.
2. Практическая работа по разработке системы домашних заданий в 5 – 8 классах (класс, тема – по выбору).
1. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителя. Под ред. Ф.П. Коровкина, Н.Г.Дайри. Ч. 1. М., 1978.
2. Вагин А.А. Методика обучения истории. М., 1972.
3. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1986.
4. Методика обучения истории древнего мира и средних веков в 5-6 кл. Под ред. Коровкина Ф.Н., Запорожец Н.И. М., 1970.
5. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М., 1986.
6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н. Историческое образование в современной России. М., 1997.
7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 1999.
8. Каспаржак А.Г., Левит С.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994.
9. Линдерберг К. Обучение истории. М., 1997.
10. Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. М., 1994.
11. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. М., 1987.
12. Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-11 кл. М., 1990.
13. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
14. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения. М., 1982.
15. Ямбург Е.А. Воспитание историей. М., 1989.
16. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Г.И.Щукиной. М., 1984.
17. Морозова Н.Г. Учителю – о познавательном интересе. М., 1979.
18. Формирование интереса к учению у школьников. Под ред. А.К. Марковой. М., 1986.
19. Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников. М., 1979.
20. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении истории.Под ред. А.Г.Колоскова. М., 1990.
21. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей. М., 1997.
22. Комплект программ по истории с древнейших времен до наших дней. М., 2000.
23. Озерский И.З. начинающему учителю истории. М., 1989.
24. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные проблемы. Минск, 1989.
25. Грицевицкий И.М., Грицевицкая С.О. От учебника – к творческому замыслу урока. М., 1990.
26. бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985.
27. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М., 1971.
28. Гора П.В. Повышение эффективного обучения в средней школе. М., 1988.
29. Гора П.В. Повышение качества обучения истории в средней школе. М., 1988.
30. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучение истории в схемах, таблицах…. М., Владос, 1999.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА СПЕЦ. 0207 «ИСТОРИЯ»