Марцинковская Татьяна Давыдовна
Оглавление
Тест - стандартизированная система заданий, позволяющая быстро и объективно измерить уровень развития определенного психологического качества. Выделяют тесты интеллекта, тесты одаренности (креативности), тесты достижений и личностные тесты.
Трансфер - применяемый в психоанализе термин, обозначающий перенос на психотерапевта эмоционального отношения пациента к значимым для него людям, прежде всего родителям.
Установка - бессознательная готовность человека действовать определенным образом и в определенном направлении.
Филогенез - процесс возникновения и исторического развития психики животных и человека.
Фрустрация - психическое состояние человека, вызванное трудностями (объективными или субъективными), которые возникают в процессе достижения цели.
Эйдола - обозначение невидимой глазу мини-копии предмета в древнегреческой психологии. Попадая в органы чувств, эйдола вызывает представление о данном предмете.
Эмпиризм - концепция, доказывающая, что истинная картина мира формируется на основе опытного знания.
Этология - наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.
Предисловие................................................................................................................................................................................................................... 2
Глава 1 ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ, ЕГО РАЗВИТИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ............................................................................................................................................................................................................................. 3
Предмет и методы истории психологии............................................................................................................................................................. 3
Этапы развития психологии.................................................................................................................................................................................. 4
Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии................................................................................................... 7
Глава 2 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ................................................................................................................ 14
Общая характеристика психологии в период античности........................................................................................................................ 14
Первые психологические теории античности................................................................................................................................................ 21
Психологические концепции эллинизма......................................................................................................................................................... 37
Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ................................................................ 47
Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья..................................................................................................................... 47
Развитие европейской психологии в IV-XI веках.......................................................................................................................................... 51
Арабская психология............................................................................................................................................................................................ 53
Глава 4 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ*............................................................................................................................... 60
Общая характеристика психологии в Новое время..................................................................................................................................... 60
Первые теории Нового времени......................................................................................................................................................................... 63
Рационализм в психологии.................................................................................................................................................................................. 69
Сенсуализм в психологии.................................................................................................................................................................................... 75
Глава 5 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В XVIII ВЕКЕ......................................................................................................................................... 81
Общая характеристика психологии в XVIII веке......................................................................................................................................... 81
Развитие французской психологии................................................................................................................................................................... 82
Развитие немецкой психологии.......................................................................................................................................................................... 86
Зарождение и развитие ассоциативной психологии................................................................................................................................... 88
Глава 6 РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В XIX ВЕКЕ.................................................................................................... 93
Общая характеристика ассоциативной психологии................................................................................................................................... 93
Классические теории ассоциативной психологии....................................................................................................................................... 95
Развитие ассоциативной психологии во второй половине XIX века...................................................................................................... 96
Становление экспериментальной психологии............................................................................................................................................ 100
Глава 7 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ......................................................................................................... 111
Становление и развитие новых психологических школ........................................................................................................................... 111
Структурализм..................................................................................................................................................................................................... 113
Вюрцбургская школа.......................................................................................................................................................................................... 114
Функционализм.................................................................................................................................................................................................... 116
Французская психологическая школа*......................................................................................................................................................... 122
Описательная психология................................................................................................................................................................................. 129
Глава 8 РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ........................................................................................................................................... 131
Психология развития.......................................................................................................................................................................................... 132
Этническая психология*................................................................................................................................................................................... 145
Социальная психология*.................................................................................................................................................................................. 150
Дифференциальная психология....................................................................................................................................................................... 159
Глава 9 БИХЕВИОРИЗМ И ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В XX ВЕКЕ........................................ 166
Методологический кризис в психологии...................................................................................................................................................... 166
Общая характеристика бихевиоризма.......................................................................................................................................................... 168
Теория Торндайка............................................................................................................................................................................................... 171
Теория Уотсона.................................................................................................................................................................................................... 172
Возникновение и развитие необихевиоризма.............................................................................................................................................. 173
Теория оперантного бихевиоризма................................................................................................................................................................ 176
Теории социального научения......................................................................................................................................................................... 179
Общая характеристика гештальтпсихологии............................................................................................................................................. 182
Исследования процесса познания................................................................................................................................................................... 183
Динамическая теория личности и группы Левина..................................................................................................................................... 188
Глава 10 ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ПСИХОАНАЛИЗ) И ЕЕ РАЗВИТИЕ В XX ВЕКЕ.............................................................. 193
Общая характеристика глубинной психологии.......................................................................................................................................... 193
Теория Фрейда...................................................................................................................................................................................................... 196
Аналитическая психология Юнга................................................................................................................................................................... 200
Индивидуальная психология Адлера............................................................................................................................................................ 203
Развитие психоанализа в 30-50-е годы.......................................................................................................................................................... 206
Глава 11 ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ, ГЕНЕТИЧЕСКАЯ И КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.................................................................................................................................................................... 219
Общая характеристика гуманистической психологии............................................................................................................................. 219
Первые теории гуманистической психологии............................................................................................................................................. 220
Теория Маслоу..................................................................................................................................................................................................... 222
Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла......................................................................................... 224
Генетическая психология.................................................................................................................................................................................. 229
Глава 12 РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.......................................................................................................................... 237
Общий обзор развития психологии в России............................................................................................................................................... 237
Зарождение российской психологии. Две тенденции в ее развитии..................................................................................................... 240
Психология на рубеже XIX-XX веков............................................................................................................................................................ 253
Отечественная психология в 20-40-е годы XX века................................................................................................................................... 274
Российская психология во второй половине XX века............................................................................................................................... 295
Учебное издание