Болото. Эрмитаж

Мельница в Вейк-бей-Дюрстеде (Пейзаж с мельницей в Вейке).

Беление холстов близ Харлема

Харлемское море

Пейзажи

Юриан Ван Стрек

Натюрморт с кубком из раковины наутилуса

Амстердамские десерты

Завтрак с ежевичным пирогом. Дрезден.

Те же часы, бокал. Та же композиция, передача фактуры, колорит без пятен, светотень. Кажущийся беспорядок создает впечатление жизни.

 

У него был свой «Завтрак с ветчиной» и «завтрак с рыбой».

Одно и то же с небольшими вариациями.

 

 

Со второй половины 17 века начинается новый этап в развитии голландского натюрморта. Мастера переходят от простого к сложному. Появляются более богатые и роскошные натюрморты. С одной стороны это отражение более обогащенного быта. Художники стремятся к более широкому освоению мира вещей, хотят выбирать более интересные эстетически значемые объекты.

 

Самый яркий мастер этого времени — Виллем Кальф

Виллем Кальф(1619, Роттердам — 31 июля 1693, Амстердам)

Работает в Амстердаме и пишет роскошные десерты.

Эффектно сгруппированные на столе, покрытом роскошной тканью или ковром, предметы из стекла, серебра и т. д., блюда с фруктами и т. д.

Более сложная композиция. Есть главный элемент. В колорите появляются активно звучащие яркие цветовые пятна.

Стабильный натюрмортный фонд. Некоторые предметы тоже кочуют.

Обязательно темный фон.

 

Малоизвестный натюрмортист.

Ванитас. Натюрморт на тему ванитас (а ля моментомори).

 

Был популярен и жанр «обманок» - иллюзионистически нарисованных бытовых предметов.

 

 

Пейзаж получил важное значение в Голландии. Голландские пейзажи отличаются тем, что они сугубо национальные, а не идеализированные. Плюс, большинство голландских пейзажей носят отпечаток субъективно индивидуального переживания этого мотива.

В пейзажном жанре голландской живописи было много подразделений:

ñ марины (морские пейзажи)

ñ полужанровые работы (ландшафты со скотиной) Паул Поттер.

ñ и д.р.

Интерес к пейзажу возрос из-за урбанизации в 17 веке.

 

Ян ван Гойен (13 января 1596, Лейден — 27 апреля 1656, Гаага)

Работал в Лейдене и Гааге.

Писал в серовато-коричневых тонах виды широких медленно текущих рек, каналов, прибрежные виды с городами и селениями. Небо занимает 2/3 картины, а иногда и больше. (Посмотреть «Вид реки Вааль»). Хорошо писал небо, влажный воздух.

Якоб ван Рёйсдал (1628/1629, Харлем — похоронен 14 марта 1682, там же)

Единственный многогранный мастер, который поработал в разных типах пейзажей. Путешествовал по Европе, поселился потом в Амстердаме.

Ранние его произведения до путешествия очень похожи. Как правило, это кусок земли с дорогой, деревом, строениями, человеческими фигурами и т. д. Отличается от всех он тем, что его работы фактурнее. У него рельефный фактурный мазок, поэтому он кажется эмоциональнее. У него присутствует ощущение вещественности.

Зрелые его работы разные. Хорошо получались виды типичных голландских плоских равнин.

Будет на угадайке. Такого рода вещи похожи на Ван Гойена, но его работы фактурнее.

 

посмотрите в музее «пейзаж … близ деревни Эгмонд»

 

От других пейзажей выделяется мельницей. Он любит переходные состояния в природе.

 

У него были и такие пейзажи (романтические с замками, водопадами).

 

Лесной пейзаж.

В позднем творчестве напряженная тематика приобретает более отчетливый характер.

 

Мейндерт Хоббема (крещен 31 октября 1638, Амстердам, — ум. 7 декабря 1709, там же)

Ученик Рёйсдела и продолжатель его традиции.

Аллея (тополей) в Мидделхарнисе. Необычная для голландского пейзажа динамичная композиция. Уходящая вдаль дорога, противопоставление вертикалей и горизонталей.