Голландия. Натюрморт и Пейзаж.

Сцена 17

Голос.М… да, нужно глядеть… Нужно глядеть просто на мир... Он весь полон благодатей! В каждом событии сокрыты для нас благодати!.. Неистощимыми благодатями кипят все несчастья, нам ниспосылаемые. И день, и час, и минута нашей жизни ознаменованы благодатями Бесконечной Любви. Нужно быть просто светлым душой. Не мудрствуя. И... Если это вам покажется трудно и невозможно подчас... Всё равно старайтесь... Всё равно... Старайтесь только стремиться к светлости душевной. И она... Она придёт к вам. Обязательно придёт. Обязательно.

Одним из новых жарнов, расцветших в голландской живописи, был натюрморт. Голландцы называли этот жанр по-другому, «штильлебен» - тихая жизнь. Это слово гораздо точнее отражает тот смысл, который голландские живописцы вкладывали в изображение вещей. В неодушевленных предметах они видели особую скрытую жизнь, связанную с жизнью человека, его бытом, привычками. Они умели находить красоту в будничном и неприметном.

Натюрморт представляет из себя образную систему очень специфического характера, потому что в нем вещи предстают перед нами как организованный художественный ансамбль. Натура заведомо сконструированная.

На угадайке будут натюрморты голландские в контраст с натюрмортами барочными и классицистическими.

 

Голландские натюрморты гораздо более скромные по размерам (40х60, 50х70), предназначены для украшения обычных интерьеров, с меньшим числом и более однородным составом предметов. Самая сильная сторона голландских натюрмортов — их единство, взаимодействие живописно-пластических качеств изображенных предметов (объема, фона, силуэтов, цветов и т. д.).

Формирование натюрморта в Голландии начинается в городе Харлеме (там работал и Хальс).

В Голландских городах была определенная специализация. В каждом художественном центре страны художники предпочитали свои темы.

В университетском городе Утрихте присали преимущественно натюрморты с цветов и плодов.

В Гааге господствовала рыбная тема.

В Амстердаме писали роскошные десерты.

В Харлеме — скромные завтраки.

В Лейдене — натюрморты из книг и других предметов для занятия науками.

 

Питер Клас (ок. 1597, Берхем — 1 января 1661, Харлем)

Питер Клас — завтрак с ветчиной. Эрмитаж. Будет на угадайке.

Основной тип харлемского натюрморта первой половины 17 века — завтрак. Это подразумевает угол стола со складками белой скатерти, какой-нибудь массивный кубок с вином два три предмета металлической посуды, начатый окорок или пирог или рыба, очищенный лимон или другие фрукты. Скромные тщательно подобранные предметы: серебряные блюда, стеклянные бокалы, персики, ветчина.

У них у всех был довольно стабильный натюрмортный фон. У Класа из картины в картину ходит бокал с вином. Точно такой же бокал был у другого харлемского натюрмортиста, Вильяма Хеды. Из картины в картину гуляют одни и те же предметы.

Голландские мастера первыми в Европе начали работать не на заказчиков, а на рынок. Если художник находил какую-то тематику или композицию, которая продавалась, он продолжал обкатывать ее по полной программе. Поэтому в этих натюрмортах/пейзажах/бытовых картинах одного художника нет большого разнообразия.

Для любого из голландских натюрмортов характерны:

 

1) сложная группировка предметов,

2) великолепная передача материалов и фактур (они пытаются показать, как по-разному играют блики света в металле и стекле и т. д.),

3) единство колорита без ярких цветовых пятен (в десертах будет наоборот),

4) виртуозная передача световоздушной среды.

Завтрак с копченной рыбой и лимоном. В нем есть скрытый символизм. Бокал вина — причастие, хлеб и рыба — евангелиевское чудо, и д.р.

 

Виллем Хеде (14 декабря 1593/1594, Харлем — 24 августа 1680/1682, Харлем)

Тоже работал в Харлеме.