Сцена 02

Сцена 01

ЧАСТЬ 01

ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА

11.09.2013

 

Народные художники России в Сибири!

 

В региональном отделении Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской Академии художеств в г. Красноярске (пр. им. газеты Красноярский рабочий, 197) 11 сентября в 17:00 открывается выставка «Народные художники России в Сибири», посвященная 70-летию со дня установления почетного звания «Народный художник Российской Федерации».

Впервые зрителям представляется уникальная возможность увидеть более 80 шедевров из музейных и частных собраний Иркутска, Новосибирска, Барнаула, Томска, Улан-Удэ, Кемерово, Омска и Якутска, никогда ранее не экспонировавшиеся в Красноярске, а также вновь встретиться с произведениями своих выдающихся земляков. Представленные авторы (Алексеев А.И., Амосов Т.В., Ананьин А.М., Белов К.П., Будкеев М.Я., Бычков Б.Т., Знак А.М., Ишханов Ю.П., Левитин А.П., Либеров А.Н. и др.) принадлежат к разным поколениям и художественным направлениям, у каждого свои пристрастия в искусстве, свой неповторимый почерк и свое видение мира. Но всех их объединяет высочайший уровень мастерства, совершенство художественной формы и глубина содержания. Многие из них были или в данное время являются членами-корреспондентами и действительными членами Российской академии художеств, что еще более подчеркивает значимость их творчества для культуры региона и страны в целом.

Почетное звание «Народный художник РСФСР» было установлено указом Президиума Верховного Совета от 16 июля 1943 г. и является высшим почетным званием в области изобразительного искусства. В декабре 1995 г. оно было преобразовано в звание «Народный художник Российской Федерации». Это звание присваивается художникам, создавшим выдающиеся произведения живописи, скульптуры, графики, монументального, декоративно-прикладного искусства, внесшим выдающийся вклад в отечественную художественную культуру и получившим широкое признание общественности и профессионального сообщества в Российской Федерации и за рубежом.Звание «Народный художник» сохраняет свой особый статус и поныне, его удостаиваются наиболее уважаемые и значимые личности в мире современного искусства.

Выставка будет работать с 11 сентября по 08 октября с 11.00 до 18.00 ежедневно кроме понедельника.

Вход свободный.

 

Дополнительная информация по тел. (391)236-34-23, (391)236-54-89.

 

 

Действующие лица:

Художник(Пискарёв Аксентий Петрович)

Случайнов(Евграф Виссарионыч)

Мадам Пюльшери(Мадам дэ ля Дус)

Первый слуга Случайнова(мусье Эгр)

Второй слуга Случайнова(мусье Сале)

Незнакомка (Уленька)

Образ Матери(Мама Пискарёва)

Голос. Уж, право, не знаю, с чего начать... В голову ничего не идёт, и такое тоскливое расположение духа... А знаете ли вы, что за прелесть Мёртвое море? Природа там вообще не похожа нисколько на всё то, что мы с вами видели, но, тем не менее, поражает вас своим великолепием. Своей шириной. Ах, Мёртвое море!.. Мёртвое море... Вообразите себе, что я видел. На несколько десятков вёрст тянулась степь. Всё - под гору. Ни одного деревца, ни одного кустарника. Ровная, широкая степь. У подошвы этой степи, или, лучше сказать, горы, внизу виднелось Мёртвое море, а за ним: прямо, и направо, и налево - со всех сторон опять то же раздолье, опять та же гладкая степь, поднимающаяся - в гору. Как хорошо это море при захождении солнца! Вода в нём не синяя, не зелёная и не голубая, а цвета - крови... Совершенный вид большой чаши, наполненной кровью.

 

(По всему можно определить комнату бедного художника. Сам художник, - Пискарёв, спит на большом сундуке, завернувшись в ватное одеяло. За окном слышно: -«Старого платья продать… Старого платья продать…» Пискарёв просыпается, освобождается от одеяла, с безразличием обнаруживает себя одетым. На нём - пиджак, рубашка, галстук, туфли. Брюки отсутствуют. Пискарёв усилием воли заставляет себя подняться на ноги. Задумался, закрыл глаза… После паузы решительно идёт к сапогам, из правого достаёт початую бутылку водки, из левого стакан. Быстро, по деловому (без гримас) наливает полстакана и выпивает (опять же без гримас). Находит на столе запечатанное письмо, вздыхает, открывает, читает… В комнате возникает Образ матери Пискарёва…)

Образ Матери: Вот же какой ты был интересный мальчик. Умница, душенька! Чрезвычайно много остроумия имел. Что-нибудь встретишь, букашку, козявку, так уж у тебя вдруг глазенки и забегают; побежишь за ней следом и тотчас обратишь внимание. Хвастал тобой батюшка, перед помещиками: - должен вам сказать, что в этом ребенке будут большие способности. Или так:- О, вы еще не знаете его! Помню в тех летах, когда сажают уже детей за стол, но еще на высоких стульях, батюшка твой, царствие ему небесное, уже прочил тебя по дипломатической части. Переживал за будущность твою. (Пискарёв откладывает письмо, «Мама» замолкает, но когда Пискарёв отходит от стола, сама берёт письмо в руки и, прижав его к сердцу, продолжает «озвучивать» написанное.) Вызовет тебя маленького, настроит твоё внимание так, как будто казалось, хотел вскочить тебе в глаза, но наконец совершенно успокоившись кивнёт головою, да и спросит просто: - Скажи мне, какой лучший город во Франции? А ты: Париж. - А у нас какой лучший город? - спросит опять батюшка, а ты - Москва, - отвечал. - А еще какой? А ты – Петербург. (Пискарёв аккуратно снимает пиджак, рубашку, туфли, надевает старый длинный халат с капюшоном.) И поклонишься вежливо и с улыбкою. - Хочешь быть посланником?, продолжал батюшка. А ты: - Хочу. В такие лета и уже такие сведения… Больно не любил, когда лакей завязывал тебе на шею салфетку перед трапезой. Так то тебя дразнила эта салфетка… Вот ты, при случае, вывернулся да и укуси…л его за ухо, а погодя устыдился, да и зарыдал самым наивным образом. Душевный ребёнок был. Чувствительный к чужой боли… (Пискарёв подходит к мольберту, снимает ткань «тупо» смотрит на закреплённый в нём загрунтованный подрамник, берёт кисть, набирает алую краску, осторожно, в центре холста ставит точку, отходит от мольберта, опять погружается в ступор…)

Создал тебя Бог и скрыл от тебя назначенье твоё. Рожден ты вовсе не затем, чтобы произвести эпоху в области художественной. Дело твоё проще и ближе: дело твоё есть то, о котором прежде всего должен подумать всякий образованный муж, не только один ты. Дело твоё — душа, прочное дело в жизни и семейный очаг. А потому и образ действий твоих должен быть прочен, и прост. (Пискарёв открепляет )Сынок, нашел бы ты службу приличную твоему положению – с окладом, ведь у тебя и солидность во взгляде, и лицо степенное, и образование… Что–ж так маяться без хорошего дела? Как же так, сынок… Рисовальщик что…? Одно название – художник… А денежное положение, карьера, семья… Сынок…? (Образ Матери исчезает, свет внезапно гаснет. Пискарёв ругнувшись:- «Чёрт…», находит запасную лампочку, меняет… Свет появляется. В освещённой комнате, кроме художника, мадам Пюльшери, Случайнов, слуги… )

Случайнов. В это время обыкновенно неприлично ходить по домам, однако «обстоятельства». Художник каких мало, художник самоучка, отыскавший сам в душе своей, без учителей и школы, правила и законы.

Мадам Пюльшери.Увлечённый только одною жаждою усовершенствования и шедший, по причинам, может быть, неизвестным ему самому, одною только, указанною из души, дорогою!

Случайнов.Нда-с… Художничек…

Пискарёв.Что?..

Случайнов.Создатель, какие странные характеры встречаются среди художников! А? Пардонэ, я оговорился! Среди ЖУЛИКОВ! А?!

Пискарёв. «А»? Вы?..

Случайнов. Я!

Пискарёв. Вы выражаетесь так... Я... Вы, простите…

Случайнов. Здрассе! Мс-с-сье жулик! Как здоровьице?

Пискарёв. Спасибо, вы... Мы встречались?

Случайнов.Это завсегда пожалста. Всё можно было решить тихо, мирно, полюбовно. Я вас предупреждал? Не отпирайтесь, ну?..

Пискарёв.Позвольте, вы?..

Случайнов.Я!

Пискарёв. Э-э...

Случайнов. Только не надо!

Мадам Пюльшери.Ещё третьего дня…

Пискарёв. О чем вы меня предупреждали? Где вы меня предупреждали? Вас прислал Копейкин? Мы с ним давно сговорились, я ему всё верну, в скорости…

Случайнов.Какая фантасмагория, какая перемена, какие завидные свойства памяти! Понимаю, понимаю…

Мадам Пюльшери.Вот зачем вам понадобился весь этот маскарад, мсье шарлатан! Лжевизитки, подставные лица, тьмы и тьмы посредников... Тайная канцелярия.

Случайнов.Вы не удосужились ни разу со мною встретиться. Я с ног сбился! «Досадное недоразумение», - скажете вы. Скажете? Ну?

Пискарёв. Скорее всего...

Случайнов. Признаюсь, впадать в ипохондрию не в моих правилах. Я совершенно утвердился в желании убить вас. Найти, точка, и убить. Точка… И – во-о-т!..

Пискарёв. Что – «ВОТ»?..

Мадам Пюльшери. Он вас – нашёл.

Пискарёв.Ха! Да вы с юмором! Но, мадам... Господа, я вынужден буду кричать, и, позвольте заметить, кричать довольно громко. Сбегутся соседи...

Мадам Пюльшери.Кричите. (Пауза.)

Пискарёв. Любезный, вы, верно, не туда изволили зайти.

Случайнов.Всё шуточки шутим… Шутим шуточки? А?

Пискарёв. Вы первый начали, вот и я за компанию.

Мусье Сале. ( Изящно из трости вынимает шпагу, направляет её на Пискарёва, заставляя того сесть на стул).

Мусье Эгр.(Срываясь на крик.) Гони деньги, скотина! Мсье скотина позволит обмолвиться о деньгах?! А?!! Или мсье скотина не желает помнить о деньгах заказчика?! А?!!

Пискарёв.С кем имею честь?! Вы не представились... совсем...

Случайнов. Я так и думал!..

Мадам Пюльшери.И действительно, как же без тонкостей этикета.

Случайнов.Честь имею представить! Мадам дэ ля Дус, между нами — дама приятная во всех отношениях. А эти... Это… Если позволите, мои... Короче Мусье Эгр ( Мусье Эгр надевает резиновые перчатки...) и Мусье Сале. (Мусье Сале достаёт из саквояжа липкую ленту и... неприятного вида хирургические инструменты. Всё скрупулёзно внимательно раскладывает на белоснежном полотенце ). Братья. Троюродные близнецы.

Пискарёв. Не похоже на близнецов…

Случайнов.Так ведь троюродные! Скверная у вас мебель, месье Ноль...

(Случайнов пристально смотрит в глаза художнику… и очень сильно бьёт Пискарева в челюсть. Пискарев, задевая и опрокидывая собой стулья, летит на пол. Мусье Сале приставляет шпагу к горлу Пискарёва, опять принуждая его сесть на стул. Мусье Эгр связывает художнику руки за спинкой стула и закрепив художника липкой лентой, идёт к «мед.»- инструментам…)

Случайнов.Евграф Виссарионович Случайнов! Надеюсь, в рекомендательном письме нужды у вас не имеется. А?!

Мадам Пюльшери.Мьсе Ноль, вы примете нас без рекомендательных писем?

Мусье Сале обыскивает комнату... Мусье Эгр выбрав нечто похожее на ручную дрель приближается к обездвиженной жертве… Пискарёв пытается вырваться, но сделав два – три шага со стулом на спине, падает лицом вниз… В такой позе и остаётся, так как Случайнов, не даёт ему подняться, удерживая за ножку стула.)

Пискарёв. Не надо письма!.. Умоляю, не надо никаких писем...

Случайнов.Спасибо, премного вам признательны, мсьё Ноль!

Пискарёв.О! Вы сказали…! Ска...

Случайнов.Бывают и у нас вкусные колбасы! Ах, какой талант! Не соблаговолит ли мсье талант вернуть деньги господину заказчику по доброй воле, не вынуждая, тэк скэть, господина заказчика...

Пискарёв.Обождите-погодите-постойте! Минутку! Минутку внимания... Вы точно обознались… Вы сказали…

Случайнов.Чтэ?..

Пискарёв. Я, признаться, не я – а...

Случайнов.А я - не я!..

Пискарёв.Да нет же, нет! Я не я-вляюсь,.. я не я-вля-юсь тем, за кого вы меня принимаете! Вы скзали — МСЬЕ НОЛЬ. Так вот, Мсье Ноль здесь не проживает.

Мадам Пюльшери.По этому адресу...

Пискарёв.Не проживает.

Случайнов.Мсье Ноль?

Пискарёв.Не проживает!

Случайнов. Мсье Ноль, вы...

Пискарёв.Не проживает он тут!! Никаких Нолей здесь нет! Понимаете? Не проживает Нолей здесь! Здесь - не проживает... Ноля! Вы ни разу не видели этого Ноля в лицо?!.. Что ли?..

Случайнов. В лицо?... В лицо не видел, и что с того?

Мадам Пюльшери.Достоверно известно - по этому адресу...

Пискарёв. Кто вам его дал? Кто?! Какая?!..

Случайнов. Какой! Некий поручик... Фамилия Зуботычев вам ни о чем не говорит?

Пискарёв. Над вами дурно пошутили!

Мадам Пюльшери.Надо мною?У вас есть документик или там... бумаги?

Мусье Эгр.Извольте документики! У вас есть или нет?!

Пискарёв. Всё! Всё у меня есть! Там, на столе — под скатёркой... (Сале подносит Случайнову найденные документы.) Документики… И… вон там! Вот! Вот видите, нет ни одного Ноля! И прекратите здесь!.. Вы должны были прежде осведомиться или... еще там...

Мадам Пюльшери.(Увидев стопки рисунков, перебирает их, рассматривает, сортирует (нравится – не нравится)) А вы, господин... Вы тоже?

Пискарёв.Что «тоже» ?!..

Случайнов. Тоже художник?

Пискарёв.Художник. «Тоже»!

Случайнов.Картинки вашей руки?..

Пискарёв.Моей! «Картинки»...

Мадам Пюльшери.(Находит среди рисунков портрет Случайнова) Одно слово - совершеннейшая вещь! Просто не в бровь, а в самые глаза!

Случайнов.(Взяв рисунок из рук Пульшери) Что тут? Однако, это ведь - я… Я, черт!.. (Пискарёв (также лёжа) изумлённо сравнивает оригинал с копией.)

Случайнов.Ну?

Пискарёв. Вот вам и «ну»!.. Господи, какой же вы…! Помилуйте, каждодневно я изрисовываю с десяток эдакихфизиогномий! Верно, я и вас где-либо видел!..

Мадам Пюльшери.По памяти... Превосходно. По памяти?

Пискарёв. Это так... нарисовалось.

Случайнов. Превосходно! По памяти!?..

Пискарёв. Этюд... Набросок.На скорую руку...У вас я... Яркая типажность. Очень.

Мадам Пюльшери. По памяти... Готова признать в вас первокласснейшего художника...

Пискарёв.Это вы говорите, а другие считают забавой. Как же, рисовальщик с одного взгляда! Нечто диковинное, неизвестное доселе миру. С этого и живу. Не желаете приобресть? Окончу в два счёта, не дорого возьму.

Мадам Пюльшери.Рисовальщик с одного взгляда... Вы здесь недавно. (Делает знак слугам. Слуги поднимают Пискарёва, примотанного к стулу, и ставят перед мадам…)

Пискарёв.Здесь я…

Случайнов. Недавно здесь?

Пискарёв. А... Здесь?.. Да, здесь я совершенно недавно.

Случайнов.Совершенно не-дав-но...

Мадам Пюльшери.И вы не знаете мсье Ноля.

Пискарёв.Рад бы! Увы, не довелось как-то... Дела, дела.

Случайнов. Видимо, он снимал эту комнату до вас.

Пискарёв. Видимо, он снимал эту... до меня.

Мадам Пюльшери.Да, видимо, да.

Случайнов. Да - до!.. А вы...

Пискарёв. Пискарёв...

Случайнов. Зачем это?.. Что вы сейчас сказали?..

Мадам Пюльшери.Пи-ска-рёв.

Пискарёв. Пискарёв, сказал. Аксентий Петрович Пискарёв. Фамилия такая. У меня…

Случайнов. Так вот оно что!..

Мадам Пюльшери.Премного наслышана о даре Пискарёва... Никто в Петербурге не может похвастать такой памятью лица, каковой обладает он. В узких кругах поговаривают, ему достаточно мельком взглянуть на человека... Всё сходится.

Случайнов.Так? Так. Вы что?.. Вы это… Пискарёв, что ли?

Мадам Пюльшери. «Человек – легенда!».

Случайнов.Читал-с... В газете: «Северная пчела»! Это о вас? Никогда не подумал бы на вас. Хотя, да!.. Я слышал, Пискарёв – провинциал. ( Долго хохочет, рассматривая Пискарёва.) Хорош, да! Хорош!.. В таком случае, определенно, вы... тот самый!

Мадам Пюльшери.И картинка... (Дает знак, слуги разматывают Пискарёва... )

Пискарёв.Да, признаюсь, природа. Увы, не только это потребно нашему брату художнику. И я... из провинции, да.

Случайнов. Да, несомненно, вы тот самый Пискарев из провинции...

Пискарёв.Тот самый – «из»…

Случайнов.Гениально! Пискарев, ты не был в Италии?..

Пискарёв. Нет, я не был, но хотел быть... (Наводит порядок в комнате) Впрочем… Покамест я отложил. Так вы господин?..

Случайнов.Евграф Виссарионыч! Жаль, что ты не был в Италии. Если бы только дунул на тебя свежий воздух Италии! М-да! Провинция... Но теперь-то уж точно! Точно?

Пискарёв.Ежели вы пожелаете сей же час окончить портрет, я к вашим услугам…

Мадам Пюльшери.Какой ты, однако!

Пискарёв.Сию минуту…

Случайнов. Гениально! Всенепременно познакомлю тебя с одной прелестнейшей особой. На счет женского пола никак не могу быть равнодушен. Признаюсь - моя слабость. Как ты?

Пискарёв.Как я? Никак не возьму в толк, по какому вопросу вы...

Случайнов.По вопросу, какие нам-с больше нравятся, брюнетки-с или блондинки-с? Или господа провинциалы предпочитают нечто-с... А?.. Пред-по-чи-тают или не пред-по…

Пискарёв. Я затрудняюсь. Право, вы слишком...

Случайнов.Нет, скажи откровенно: брюнетки, блондинки или...(Шепчет ему на ухо.)

Пискарёв.Да как же это?!! Об чём это речь?!! Я из порядочной семьи!.. Вы что себе позволяете?!

Случайнов.А, покраснел! Видите, видите! (Слуги, из саквояжа, выставляют на стол бутылку вина, закуски, фужеры, вилки... Откупоривают вино разливают... )

Мадам Пюльшери.Очень хорошо. Наконец-то отыскался художник, соединяющий в себе что нужно.

Случайнов.Да! Теперь я могу быть уверен! Да, только теперь! Пискарёв, а скажи мне, голубь, какого ты мнения насчёт нынешних портретистов? Не правда ли, теперь нет таких, как был Рафаэль! Рафаэль, Кореджо, Караваджо?

Пискарёв. Я в совершенном недоумении.

Случайнов.Не пугайся, сама судьба столкнула нас вместе. Хочу поговорить с тобой об важном деле, Пискарёв… Ты единственный можешь выправить ситуацию... Момент настал самый критический. Время более не имеет сил терпеть. Катастрофа!!! Ноль - подлец, обманщик, подонок, морда крысиная. Одним словом - свинья ваш Ноль! Он обещался и, не исполнив, скрылся. Мы ещё заглянем в его подлые глазки! Взываю к твоей милости, Пискарёв!

Мадам Пюльшери.Будь сегодня на Невском проспекте, как только сумерки упадут на домы и улицы. (Пригубив вино, передает фужер Пискарёву).

Случайнов.Будь непременно!

Пискарёв.(Выпил залпом, поставил фужер, закусывает. Случайнов дал знак, слуга поменял бутылку, поставив бутылку водки... ловко открыл, незаметно налил.) Цель?..

Случайнов. Что – «цель»?

Мадам Пюльшери.Если ты тот самый Пискарёв...

Пискарёв. Ну, да... с какой целью?(выпил залпом поперхнулся...) А!..

Случайнов.А! Хорошо! (подал закуску на вилке...)

Пискарёв.Хор... ошо... (закусил) Ошо... А! (повторили). Хорошо!! (смеясь...)Так что — ЦЕЛЬ? Что цель?..

Мадам Пюльшери. В это время всегда чувствуется какая-то цель. (Пискарёв отложил вилку... и принял крайне внимательное положение тела и лица.) Или...

Случайнов.И… ли…

Пискарёв.Или?...

Мадам Пюльшери.Или что-то похожее на цель. Что-то чрезвычайно безотчётное. Шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны. Длинные тени мелькают по стенам и мостовой… Никто - никому - никогда не глядит прямо в глаза. Все как-то... смутно. Неопределенно... Сегодняшним вечером на Невском вы встретите очень много хорошеньких барышень, большею частию незамужних. Но будет... одна.

Случайнов.Ты сразу узнаешь её.

Пискарёв.Вы так уверены?..

Мадам Пюльшери.Все положение - и контура, и оклад лица - чудеса.

Случайнов.Ты художник?

Пискарёв.Художник.

Мадам Пюльшери. Художник...

Случайнов. Хорошо!.. Очень хорошо! Художник, ты нарисуешь её портрет. Ты! Без Нолей! «Ля вуаля»!!

Пискарёв. Не хочу обещать...

Случайнов. Сто червонных золотом. Ты сможешь. По памяти! Э... это возможно? Если ты тот самый Пискарев - возможно! Я думаю, что тебе надо? Тебе надо - хорошенько разглядеть, хорошенько всмотреться, потом надо взять холст, ещё надо краски, кисти и... И всё! Ты понял. Я вижу, ты всё-всё понял… Ты ведь – художник! Ты художник?

Пискарёв.Вы спрашивали.

Случайнов. А что ты ответил? И ещё, во избежание всяких ошибок, уточню обстоятельства нашей встречи с... С-э-э?..

Пискарёв. ...указанной вами барышней...

Случайнов.Да! С указанной НАМИ барышней!.. Прогуливайся в направлении Полицейского моста, около одиннадцати часов, и вы непременно с ней встретитесь. Непременно... Легко будет различить её среди прочих других! Ты не ошибёшься. Тебе знаком образ мадонны Перуджино?

Пискарёв.Перуджино?

Мадам Пюльшери.Пьетро, он же – Вануччи...

Пискарёв.А!.. Как же, как же: фреска «Поклонение волхвов»! Перуджа. Мадонна… Санта-Мария... Богоявление.

Случайнов.Бьянка...

Мадам Пюльшери.Деи! Санта-Мария деи Бианка!

Пискарёв.Ещё в часовне. В Пьете. Оплакивание…

Случайнов.Деи, так Деи! Барышня с которой вы встретитесь на Невском проспекте - подлинная копия Санта Марии... ДЭИ!..

Пискарёв. Вы говорите - подлинная...

Случайнов. Я говорю… «Копия» говорю...

Пискарёв.Вы не преувеличиваете степень... сходства?

Случайнов.Я?!

Пискарёв.Вы. Вы - не художник, и глаз у вас не тот...

Случайнов.У меня?.. Не тот?!..

Пискарёв. У вас. Не тот!

Случайнов.Верно, не тот. Однако ты не представляешь!..

Пискарёв. О... Я очень представляю! Этот поворот головы, этот… движенье руки!.. Этот… положения... Работа высокого художника! Высокого! А глаза?! Глаза! Ну?! Сила кисти разительна! Глаза!.. Они просто - глядят. Глядят! Если она и существует, натура, хоть сколько-нибудь схожая... Ой, я сильно сомневаюсь! Санта-Мария… Она рождена воображением великого Вануччи.Его кисть, его гений…

Случайнов.(Дает медальон). Щас будет интересно. ( Пискарёв раскрыл медальон, замер, за окном голос… « Старого платья продать, старого платья продать, старого платья продать, старого платья продать…» Нрави-ца? Ца...Ца-ца!

Пискарёв (глядя в медальон).... чья работа?..

Случайнов. Да... работа…

Пискарёв(глядя в медальон). Э-э...

Случайнов. Мой давний, добрый приятель... Чулков, Чурков, Чарков, Чартков, Чёртиков...

Мадам Пюльшери.Чертков.

Случайнов.Да! ЧЕРТКОВ!

Пискарёв (глядя в медальон). Это?..

Случайнов. Это!.. Миниатюр, заметьте. Миниатюра! Вы заметили?

Пискарёв(глядя в медальон). Заметил…

Мадам Пюльшери.Вы же напишете нечто более значительное. Я бы даже сказала… Впрочем, и говорить не стану. Вы уж сами сообразили. Вы готовы взяться за работу?

Пискарёв(глядя в медальон).Понимаете... Э... Э…

Мадам Пюльшери.Вы битых пять-шесть часов на дню переводите на полотно всякий вздор, но ваши духовные потребности? Что вы, в самом деле? Зачем вы мучаетесь и как ученик копаетесь над азбукой, тогда как можете блеснуть, и блеснуть не хуже других. И быть с деньгами! Я плачу. Я... очень хорошо плачу. Сто! Нет?.. Двести червонных. Нет?

Пискарёв(глядя в медальон). Если хоть бы часть этих денег… Я согласен. Не из-за денег. Я буду трудиться. Вы не думайте, я не ремесленник, я всю свою силу, со всею своею... Это будет одно из самых лучших моих произведений.

Мадам Пюльшери. Вы устали сильно без хорошего дела...

Пискарёв.Я устал сильно…

Мадам Пюльшери. Вы со всем усердием…

Пискарёв. Без хорошего дела… Я со всем усердием… Со всей…

Мадам Пюльшери. Со всей?..

Пискарёв. Я со всем усердием… Со всей…

Мадам Пюльшери. Вы со всей...!

Пискарёв.Со всей душою! Я всю душу свою!! Даже… голова кружится…

Случайнов. (слугам...) Убрать к чертям... (слуги убирают скатерть, салфетки…)

Мадам Пюльшери.Душа моя, конечно же, всю душу...

Случайнов. О другом и не спросили бы, да и вы по-другому не смогли бы…

Мадам Пюльшери.Вы обязательно станете великим художником. (выходит)

Случайнов. Таким, как Рафаэль, Кореджо, Караваджо, обязательно будете путешествовать и, конечно, побываете в Италии.

Пискарёв. Я, признаться, итальянец в душе. Да и прабабка моя - итальянка... По матери.

Случайнов.По матери? Великолепно! О, Италия, лучшая мечта художника ваших лет! Душа моя!

Пискарёв.В каком смысле вы...?

Случайнов. Я говорю об Италии!

Пискарёв.А мадам, она...

Случайнов. (Указывая шпагой на стену) Муха. Семь шагов. Или восемь?

Мусье Сале.Восемь...

Мусье Эгр.Моих - семь.

Пискарёв. Я не совсем понимаю…

Случайнов. Ай-яй-яй. Странное явление - эти петербуржские художники. Правду сказать, вы вовсе не похожи на итальянского художника - гордого, горячего, как Италия и еёнебо... А так, с виду... глаза блестят, дыхание сбилось... Полагаю, будет неплохая штучка. Прабабка по матери... Торро! (Протыкает муху шпагой, снимает её с клинка, бросает на пол...)

Мусье Эгр.Плюм-плюм-плюм...

Мусье Сале. Бздынь!.. О-о-о?..

Пискарёв. О, это – да... Действительно, не похож. У вас так — «торро…» !

Случайнов.Рукоять с работы Фэбэржэ! Слыхали? Не люблю французов, но вещица сработана на славу. (Накалывает на шпагу свой портрет со стола Пискарёва.) А это я возьму на… добрую, долгую-долгую память... Искусство требует, дорогой мой. Требует!

Пискарёв. Берите-берите. Если понадобится - я нарисую ещё...

Случайнов.Не понадобится! Поверьте на слово.И что даром время сорить? Займитесь делом. Зайти аккурат эдак… ?

Пискарёв. Денька через три. У меня будет набросок, может, что-либо более...

Случайнов. Именно-именно… денька через три. Более. Более-менее… Бианка. Санта-Мария… ДЕИ! Бианка.