Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу
Методические рекомендации студентам по освоению данной дисциплины
Дополнительная литература
Основная литература
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Семестр
Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
Образовательные технологии
С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся при реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Теория государства и права» используются следующие образовательные технологии:
1) интерактивные формы проведения занятий:
· просмотр и обсуждение видеофильмов;
· показ презентаций;
· компьютерные симуляции;
2) активные формы проведения занятий:
· деловые игры;
· ролевые игры.
Семестр | Вид занятия | Используемые образовательные технологии |
1,2 | Л | Информационная лекция; презентация; лекция-визуализация; проблемная лекция , решение задач |
ПР | Семинар-беседа; теоретический семинар, семинар с докладом; семинар-практикум | |
ЛР | Учебным планом не предусмотрены |
Технологическая карта
№/п | Содержание работы | Срок выполнения | Форма отчетности | Кол-во баллов |
1. | Посещение лекционных занятий | В течение семестра | Конспект | |
2. | Посещение, работа на семинарских занятий | В течение семестра | Активная работа | |
3. | Самостоятельная работа (реферат) | неделя | Письменное выполнение работы | |
4. | Проверка конспектов для практических и самостоятельных работ | В течение семестра | Конспект | |
5. | Итоговое тестирование | неделя | Письменно | |
ИТОГО: | ||||
Разные формы работы – 70 баллов Зачет – 65 баллов и более (допуск к зачету – не менее 35 баллов) |
7.1. Основная и дополнительная литература
1. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917–2009. – М., 2010.
2. Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века: 9-е изд. – М., 2008.
3. История России с древнейших времен до наших дней / Под ред. Сахарова А.Н. – М., 2012.
4. История России ХХ – до начала ХХI века: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Л.В. Милова. – М., 2010.
5. История России. ХХ век. В 2-х тт. – М., 2009.
6. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А.История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. – М., 2010.
7. Семин В.П. Отечественная история: Учебно-методический комплекс. – М., 2009.
8. Якушев А.В. История России: Конспект лекций. – М., 2011.
1. Антоненко Н.В. Отечественная история: Учебно-методический комплекс / Под общ. ред. А.А. Слезина, 2007. – Мичуринск, 2007.
2. Архангельский А. Александр I. – М., 2000.
3. Баландин Р.К. 100 великих гениев. – М., 2004.
4. Барковец О. Неизвестный император. Александр III. – М., 2003.
5. Бредихин В.Е., Слезин А.А., Никулин Р.Л. Древняя и Московская Русь: Учебное пособие. – Тамбов, 2005.
6. Валишевский К. Первые Романовы. – М., 1989.
7. Валишевский К. Сын великой Екатерины император Павел I. – М., 1990.
8. Великие государственные деятели России. – М., 1996.
9. Великие государственные деятели России. – М., 1996.
10. Все монархии мира. Россия. – М., 2001.
11. Гершензон М. Николай I и его эпоха. – М., 2001.
12. Данилов А.А. История России с древнейших времён до наших дней в вопросах и ответах. – М., 2010.
13. Данилов А.А. Краткий исторический словарь. – М., 2009.
14. Древняя Русь IX-XIII вв.: Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса исторического факультета ВГПУ. – Воронеж, 2008.
15. Есиков С.А. Летописная хронология и генеалогия древнерусских князей: материалы к лекции. – Тамбов, 2008.
16. История Отечества: Проблемы. Взгляды. Люди // Под ред. проф. Е.П. Иванова. – Псков, 2004.
17. История России. Изд. 3-е, доп. и испр. Под редакцией А.Ф. Васильева, В.А. Потатурова. – М., 2005.
18. Каус Г. Екатерина Великая. Биография. – М., 2002.
19. Кулюгин А.И. Правители России. – Чебоксары, 1994.
20. Лубченков Ю.Н. 100 великих аристократов. – М., 2003.
21. Ляпин Д.А. История России: XVII век: Учебное пособие. – Елец, 2008.
22. Мусский И. 100 великих диктаторов. – М., 2004.
23. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства: учебник для вузов. – М., 2009.
24. Озерский В. Правители России от Рюрика до Путина. – Ростов-на-Дону, 2004.
25. Платонов С.Ф. Под шапкой Мономаха. – М., 2001.
26. Плохих С.В., Ковалёва З.А. История Отечества: Учебное пособие. – Владивосток, 2002.
27. Российский великокняжеский и царский дом. – М., 2004.
28. Российский императорский дом. – М., 2004.
29. Рыжов К.В. 100 великих россиян. – М., 2008.
30. Самин. Д.К. 100 великих учёных. – М., 2004.
31. Свердлов М.Б. Историография, теория и практика изучения истории Руси VI-XIII вв.: Учеб. пособие для студентов ист. фак. / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. – Саратов, 2002.
32. Сидоренко О.В. Историография отечественной истории (IX - начало XX вв.): Учебное пособие. – Владивосток, 2004.
33. Скотт С. Романовы. Биография династии. – М., 2002.
34. Чулков Г. Императоры. – М., 2003.
35. Шепотько Л.В. История России в сравнительном освещении: Учебное пособие. – Владивосток, 2003.
36. Шишов А.В. 100 великих военачальников. – М., 2001.
7.2 Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР
№ п/п | Тема занятия | Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм, презентация и т.д.) | Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.) |
Тема: Цели и задачи курса | презентация | электронный | |
Тема: Влияние личности на исторический процесс | схема | бумажный | |
Тема: Подходы к деятельности исторических личностей в историографии | презентация | электронный | |
Тема: Критерии оценки деятельности исторических личностей | презентация | электронный | |
Тема: Личность и массы в конкретно исторических событиях | презентация | электронный | |
Тема: Значимость личности и мера ее воздействия на исторический процесс | схема | бумажный | |
Тема: Влияние социальной среды на деятельность личности | фильм | электронный | |
Тема: Последствия деятельности личности | схема | бумажный | |
Тема: Историческая память о роли личности | презентация | электронный | |
Тема: Личность и массы | фильм | электронный |
7.3. Интернет-ресурсы
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2011. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2011.
2. Витязь на распутье. Интерактивное учебное пособие по Истории России IX - конца XIX века. – М.: Directmedia Publishing, 2007.
3. Династия Романовых – Три века Российской истории. – М.: Коминфо, 1996.
4. Все биографии – www.all-biography.ru
5. Библиотекарь.Ру. – www.bibliotekar.ru
6. Биографии великих людей, жизнеописания знаменитых, известных, исторических и выдающихся личностей – www.biografia.ru
7. Биографии известных людей – www.biographer.ru
8. Электронные словари – www.edic.ru
9. Великие исторические личности – www.history-persons.ru
10. Хронос – www.hrono.ru
11. История нашей страны – www.istrorijarossii.narod.ru
12. Знаменитые люди планеты – www.persones.ru
13. Русский биографический словарь – www.rulex.ru
Обучение дисциплине «Личность в истории» осуществляется в различных формах – лекциях, семинарах, консультациях. Важная роль в процессе обучения отводится самостоятельной работе студента с учебниками, источниками и научной литературой.
При подготовке к семинарам студентам необходимо изучить литературу, рекомендуемую данной программой и преподавателем.
Стадии подготовки к семинару:
1. Ознакомиться с методическими указаниями по изучению темы семинарского занятия;
2. Изучить соответствующую тему в учебной литературе;
3. Усвоить дополнительную научную литературу в объеме, необходимом для усвоения темы и решения предлагаемых вопросов;
4. Выполнить письменную работу.
Не надо забывать известное правило: при подготовке к ответу на каждый вопрос, поставленный в плане семинарского занятия, необходимо составлять план ответа, а затем – формулировать ответ. Это – не просто формальность, а возможность более четко структурировать знания, приводить их в систему. Изложение систематизированных таким образом знаний на семинарском доставит еще больше закрепит их в сознании студента, тем более, если ему придется отвечать на вопросы.
Основными методами проведения семинаровявляются: обсуждение вопросов семинара, дискуссии и тестирование. При изучении той или иной темы в обязательном порядке применяется проблемный метод, что ориентирует студента на дискуссию. Проблема – это вопрос, требующий ответа. На его поиски и ориентирована работа участников семинарского занятия.
В ходе семинарских занятий студенты должны демонстрировать умения:
° выступать с развернутыми ответами по вопросам семинарского занятия;
° отвечать на дополнительные вопросы по теме выступления и быть готовым к дискуссии по своему докладу;
° работать с научной литературой и решать учебные задачи;
Дисциплина «Личность в истории» относится к числу достаточно сложных для изучения предметов. Это связанно с тем, что студентам необходимо освоить значительное количество фактического материалап по разным историческим периодам.