Реформы Александра II (1855 – 1881).

Россия во второй четверти XIX века (1825 - 1855).

 

18.1. Сущность политики Николая I.

18.2. Усиление централизации управления. Собственная Его императорского величества канцелярия. Политическая полиция.

18.3. Кодификация (1826 - 1832).

18.4. Реформа государственной деревни 1837 – 1841 гг. П.Д. Киселёва.

18.5. Денежная реформа 1839 – 1843 гг. Е.Ф. Канкрина.

 

18.1. Царствование Николая I именуют апогеем абсолютизма, т.е. высшей ступенью развития абсолютной монархии в России. Первое событие николаевского правления – восстание декабристов (1825) – наложило глубокий отпечаток на всю внутреннюю политику последующих лет, главной целью которой Николай I считал стабилизацию и укрепление существующего самодержавно-крепостнического строя путём совершенствования механизма государственного управления и искоренения инакомыслия.

 

18.2. Реализация намеченной цели привела к усилению централистских начал в управлении – максимальному вмешательству императора в государственные дела, колоссальному росту бюрократического аппарата и коррупции, ужесточению политического контроля власти над обществом. Стремление Николая I поддерживать дисциплину среди чиновников, его борьба с казнокрадством, взяточничеством и бумажной волокитой успеха не имели.

Необыкновенно выросла роль императорской канцелярии, которая из обычного делопроизводственного учреждения превратилась в разветвлённый самостоятельный орган власти с управленческими функциями, фактически подмявший под себя центральный государственный аппарат. Именно отделения императорской канцелярии курировали проведение важнейших реформ. Особенно велико было значение III отделения, выполнявшего функции политической полиции, при котором был учреждён Корпус жандармов.

 

18.3. Важнейшей реформой николаевского времени стала кодификационная, в ходе которой была произведена систематизация законодательной базы, издано «Полное собрание законов Российской империи», а устаревшее Соборное уложение 1649 гг. заменено «Сводом законов Российской империи» 1832 г. Работа осуществлялась II отделением императорской канцелярии при активном участии М.М. Сперанского.

 

18.4. Улучшению положения государственных крестьян, составлявших значительную долю крестьянства империи, способствовала реформа П.Д. Киселёва, предусматривавшая сохранение в государственной деревне общинного землепользования, введение сельского и волостного самоуправления; реформирование налогообложения с учётом уровня доходности надельной земли; учреждение мелкого льготного крестьянского кредита, наделение малоземельных и безземельных крестьян дополнительным земельным фондом, создание сети школ и медпунктов. Положения реформы были положены в основу организации помещичьей деревни после 1861 г.

 

18.5. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина была направлена на стабилизацию финансовой системы страны, находившейся в неустойчивом положении из-за инфляции бумажных денег – ассигнаций (выпускались с 1769 г.). В ходе реформы был ликвидирован двойной денежный счёт – на ассигнации и серебряные рубли, и введён серебряный монометаллизм, т.е. базовой денежной единицей стал серебряный рубль, приравненный к 3,5 р. ассигнациями (по соотношению запасов серебра в казначействе и объёма обращавшейся в стране бумажной денежной массы). Наконец, в 1843 г. ассигнации по вышесказанному курсу были обменены на новые бумажные знаки – кредитные билеты, совокупная стоимость которых отныне строго соответствовала золотому и серебряному запасу казны. Стабильность финансовой системы удалось удержать лишь до Крымской войны 1853 – 1856 гг.

 

 

 

19.1. Стратегия реформ.

19.2. Крестьянская реформа 1861 г.

19.3. Реформы местного самоуправления: земская (1864) и городская (1870).

19.4. Судебная реформа 1864 г.

19.5. Военные реформы 1860-х – 1870-х гг.

19.1. Реформы Александра II, охватившие многие сферы деятельности государства и общества, были объективно нацелены на ускоренное развитие в стране буржуазных отношений. Достигалось это как государственным стимулированием капиталистических форм хозяйствования, так и внедрением некоторых буржуазных политических институтов (в управление, судебную систему, цензуру, образование и др.). По мнению исследователей, реформы остались незавершёнными и при их проведении максимально соблюдались интересы дворянского сословия.

 

19.2. Это крупнейшая реформа, ставшая базой для последующих преобразований. Причина реформы – глубокий кризис крепостного хозяйства в первой половине XIX века, рост крестьянских волнений. Поражение в Крымской войне 1853 – 1856 гг. убедило царизм в необходимости немедленной отмены крепостного права.

Основными принципами реформы стали: обязательность освобождения крестьян с землёй; введение двухлетнего переходного периода, в течение которого бывшие помещичьи крестьяне получали статус временнообязанных и выполняли в пользу помещика облегчённые феодальные повинности; активное участие в выкупной операции государства, выплатившего помещикам 75 – 80 % выкупной суммы; введение в бывшей помещичьей деревне сельского и волостного крестьянского самоуправления.

Участие государства в выкупной операции объяснялось, с одной стороны, стремлением материально поддержать класс помещиков – опоры самодержавия, дав им возможность организовать капиталистическое хозяйство, с другой – намерением правительства вернуть гигантские денежные средства, переданные в своё время помещикам в форме кредитов под залог имений, переложив их выплату на плечи крестьянства. Фактически, в ходе выкупной операции правительство выплатило помещикам свою часть выкупной суммы за вычетом помещичьего дореформенного долга, а с крестьян за эту «услугу» взыскало средства в полном объёме (т.е. объявленные 75 – 80 % от суммы выкупа) путём взимания в течение 49 лет т.н. выкупных платежей, отменённых лишь в 1907 г. Остальные 20 – 25 % выкупной суммы крестьяне выплачивали помещикам непосредственно. Перевод крестьян с временнообязанного состояния на выкуп затянулся до 80-х гг. XIX века. По выплате выкупной суммы надельная крестьянская земля переходила в собственность общины.

Ещё один важный момент реформы заключался в установлении размера выкупаемого крестьянином земельного надела. Этот показатель отличался от дореформенного: были установлены максимальная и минимальная нормы крестьянских наделов, различавшиеся зонально. Превышение максимальной нормы влекло отрезание части крестьянского надела, недотягивание до минимальной – прирезание дополнительной земли (пресловутые «отрезки» и «прирезки»). Наделение бывших помещичьих крестьян землёй было произведено с заведомым расчётом на её нехватку, чтобы вынудить последних к аренде помещичьей земли и, таким образом, обеспечить дворянство дешёвой рабочей силой.

В целом реформа, установив общинную собственность на землю, т.е. лишив права распоряжения землёй отдельные крестьянские семьи, создавала определённые препятствия как на пути урбанизации и индустриализации страны, так и на пути становления крупного товарного сельхозпроизводства. Данные препятствия правительство постаралось убрать в результате столыпинской аграрной реформы 1906 – 1916 гг.

 

19.3. Реформы учреждали в губерниях, уездах и городах органы местного самоуправления буржуазного типа, обладавшие хозяйственными и социальными функциями (содержание дорог, рынков, скотобоен, общественных бань, пожарных команд, строительство школ, больниц, ветеринарных пунктов). Земские органы согласно положению 1864 г. учреждались в губерниях и уездах с трёхлетним сроком полномочий и именовались земскими собраниями (распорядительные функции) и управами (исполнительные функции); городские органы по городовому положению 1870 г. также подразделялись на распорядительные – городские думы, и исполнительные – городские управы, с четырёхлетним сроком полномочий.

Выборы в указанные учреждения являлись всесословными, многоступенчатыми, неравными и предполагали наличие имущественного ценза, что обеспечивало преимущество политических прав дворянства и крупной буржуазии. Деятельность земских и городских учреждений находилась под жёстким контролем властей.

 

19.4. Судебная реформа 1864 г. вводила буржуазные принципы судопроизводства: всесословность, гласность, открытость, состязательность, несменяемость судей и их независимость от административной власти, презумпцию невиновности. Учреждался институт присяжных заседателей, присяжных поверенных (адвокатов) и судебных следователей. Задачей присяжных заседателей являлось вынесение вердикта о виновности, либо невиновности подозреваемого; судебных следователей – предварительное следствие по уголовным делам.

Реформировалась и система судоустройства: учреждался коронный и мировой суд. Коронный суд имел две инстанции: низшая – окружной суд с полномочиями в рамках судебного округа, высшая – судебная палата, компетенция которой распространялась на несколько судебных округов. Мировой суд учреждался в городах и уездах для разрешения мелких гражданских и уголовных дел. Мировые судьи действовали в рамках мирового участка и избирались уездными земскими собраниями, городскими думами, либо назначались местной администрацией. Второй инстанцией – кассационной – являлся уездный съезд мировых судей. Высшей судебной инстанцией с правом кассации (пересмотра приговоров) являлся Сенат.

Реформа сохраняла элемент прежней сословной судебной системы в виде волостного крестьянского суда. Существовали особые суды для чиновников высшего ранга – Верховный уголовный суд, и политических преступников – Особое Присутствие Сената.

 

19.5. Военные преобразования Александра II были призваны улучшить систему комплектования армии и подготовки офицерского корпуса, оснастить вооружённые силы современным нарезным оружием. Учреждалась система военных округов, кадетские корпуса заменялись военными гимназиями, командные кадры готовились в военных и юнкерских училищах и профильных военных академиях; было произведено перевооружение армии и сокращены сроки службы. С 1874 г. рекрутская система комплектования войск была заменена всесословной воинской повинностью, что позволяло создавать значительные обученные резервы – важный элемент обороноспособности в эпоху массовых войн.