Государственные преобразования начала XIX века (1801 - 1825). Деятельность М.М. Сперанского.
Павел I на троне (1796 – 1801 гг.).
14.1. Сущность политики Павла I.
14.2. Наведение порядка в управлении. Военная реформа.
14.3. Положение дворянства.
14.4. Указ о престолонаследии 1797 г.
14.5. Крестьянский вопрос.
14.1. Цель внутриполитического курса Павла I можно сформулировать таким образом: укрепление абсолютизма через усиление дисциплины на государственной и военной службе и сокращение дворянских привилегий. Правление своей матери Екатерины II Павел считал слишком либеральным и в методах руководства старался следовать Петру I. Для политических шагов Павла характерно отсутствие последовательности – некоторые из них были сделаны просто в пику политике матери.
14.2. Павел I сделал первые шаги на пути к министерской реформе, восстановив урезанную Екатериной коллегиальную систему на новых принципах единоначалия. Правление Павла отмечено усилением борьбы с разгильдяйством и нарушениями трудовой дисциплины на госслужбе. В армии это вылилось в насаждении прусской военной системы. Павел разломал построенную Екатериной систему губернского управления и суда, упразднил наместничества, ликвидировал учреждённые «Жалованной грамотой городам» городские думы, восстановил традиционные органы управления на национальных окраинах.
14.3. Стремление Павла к абсолютизму вступало в противоречие с многочисленными дворянскими привилегиями. Он уволил со службы всех дворян, находящихся в долгосрочных отпусках, поставил дворянские учреждения под опеку губернаторов, упразднил губернские дворянские собрания, восстановил телесные наказания для представителей этого сословия.
14.4. Стремление Павла положить конец правлению женщин в России привело к изданию в 1797 г. нового указа о престолонаследии (взамен указа 1722 г.), по которому передача трона осуществлялась строго по прямой мужской линии. Указ действовал до падения монархии в 1917 г.
14.5. Крестьянская политика Павла имела противоречивый характер: с одной стороны было пожаловано частным лицам 600 тыс. государственных крестьян, с другой – изданы указы, запрещавшие помещикам использование крестьян на работах в воскресные дни, продажу дворовых и безземельных крестьян с публичных торгов, рекомендовавшие ограничить барщину тремя днями в неделю.
15.1. Деятельность Негласного комитета. Реформа Сената. Непременный совет.
15.2. Министерская реформа 1802 - 1811.
15.3. Учреждение Государственного совета.
15.4. Реформа образования 1803 – 1804 гг.
15.5. Военные поселения.
15.6. Деятельность М.М. Сперанского.
15.1. В 1801 – 1803 гг. большую роль в государственном управлении играл Негласный комитет, включавший друзей Александра I: В. Кочубея, П. Строганова, Н. Новосильцева, А. Чарторыйского, и занимавшийся подготовкой реформ. Получив необходимую информацию о состоянии управления, Александр I дальнейшие преобразования проводил самостоятельно, причём, во внутренней политике самодержавия первой четверти XIX века прослеживается два этапа: либеральный – до 1812 г., и реакционный – 1815 – 1825 гг.
В 1802 г. была осуществлена Сенатская реформа, превратившая Сенат в высший судебный орган империи. В 1801 – 1810 гг. в качестве совещательного органа при императоре действовал Непременный совет.
15.2. В 1802 г. петровские коллегии были заменены министерствами, работа которых основывалась на принципе единоначалия (решения принимались министрами единолично). Министерская реформа повысила ответственность и оперативность органов исполнительной системы. В 1812 г. для согласованной работы групп министерств был учреждён Комитет министров.
15.3. В 1810 г. был образован Государственный совет – высший законосовещательный орган империи во главе с императором. Состав Государственного совета определялся монархом, от воли которого зависело и окончательное решение обсуждаемых вопросов. Государственный совет просуществовал до 1917 г.
15.4. Реформа школы базировалась на принципах всесословности, многоступенчастости, бесплатности образования на низших ступенях. Вводилась четырёхступенчатая система образования: одноклассное приходское училище – трёхклассное уездное училище – шестиклассная гимназия – университет. Увеличивалось количество университетов, которые по уставу 1804 г. получили автономию.
15.5. Учреждение военных поселений (1816 - 1857) стало одной из самых реакционных мер правления Александра I. Создание военных поселений (отдалённое подобие прусской системы) было осуществлено в целях сокращения государственных расходов на содержание армии путём перевода её части на продовольственное самообеспечение. Это достигалось привлечением солдат к сельхозработам в т.н. округах военных поселян, образованных на территориях западных губерний. Казарменный стиль жизни населения этих округов, тяжелейшая дорожно-строительная повинность сделали жизнь военных поселян невыносимой, вызвав массовые бунты 1831 г.
15.6. М.М. Сперанский являлся одним крупнейших реформаторов дореволюционной России, оставивший яркий след в различных сферах государственной деятельности: управлении, законодательстве, финансах. Ему принадлежат:
А) проект министерской реформы (1811 г.), упорядочивший структуру министерств и установивший принципы их взаимодействия;
Б) указ об экзаменах на чин (1809 г.), предусматривающий повышение уровня образованности госслужащих путём требования университетского диплома у кандидатов на 8-й и 12-й классный чин по «Табели о рангах»;
В) «Введение к уложению государственных законов» (1809 г.) - крупнейший нереализованный план Сперанского, предусматривающий реформу системы управления всех уровней на принципах абсолютизма, сохранения крепостничества, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, представительности законодательной и исполнительной власти, имущественного ценза при реализации политических (избирательных) прав. Высшим законодательным органом власти по плану должна была стать Государственная дума, исполнительным – министерства, судебным – Сенат. Координировать деятельность трёх ветвей власти был призван Государственный совет. Реформа была реализована только в части учреждения в 1810 г. Государственного совета.