Внутренняя политика Екатерины II (1762 – 1796 гг.).

Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма (середина XVII – XVIII век).

 

12.1. Зарождение абсолютизма в России во второй половине XVII века.

12.2. Абсолютная монархия Петра I.

12.3. Просвещённый абсолютизм Екатерины II.

 

12.1. Предпосылки абсолютной монархии в России, по мнению учёных, лежат во внешнеполитической плоскости, а именно, в необходимости содержания огромной армии для защиты протяжённых границ от многочисленных соседей: шведов, поляков, крымцев. Содержание армии, при относительно низком уровне развития производительных сил страны, требовало от тяглового населения чрезвычайного напряжения в сфере уплаты податей и несения повинностей, повлекло за собой закрепощение крестьянства. Данные процессы были возможны только в полицейском государстве, где сословия различались не правами, а обязанностями. Таким полицейским государством для средневековья являлась абсолютная монархия с её мощным аппаратом угнетения.

Важным фактором складывания русского абсолютизма стали события Смутного времени, когда кризис монархии едва не повлёк утрату страной независимости, что дополнительно укрепило монархическое правосознание русского общества. Смута встряхнула сословия России, пошатнула лидирующие политические позиции боярства, выдвинув в качестве движущих сил освободительной борьбы дворянство и посадские верхи – классическую опору абсолютизма. Родство нового царского дома Романовых со старой династией Рюриковичей подтверждало его законность и «богоизбранность».

В XVII веке абсолютистские тенденции наиболее последовательно прослеживаются в системе государственного управления: росте в составе Боярской думы доли незнатных членов (думных дворян и дьяков), отмирании к середине столетия института Земских соборов, бурном развитии приказной системы, замене губного и земского управления в уездах воеводским, отмене в 1682 г. местничества. Показательным стало противостояние в правление Алексея Михайловича (1645 - 1676) царской власти и церкви, завершившееся поражением последней и ссылкой патриарха Никона.

 

12.2. Российский абсолютизм окончательно сложился в правление Петра I, когда были сформированы мощная бюрократия, строгая вертикаль власти, полиция и регулярная армия. Победа в Северной войне 1700 – 1721 гг. сделала Россию империей. С принятием в 1722 г. Табели о рангах окончательно утвердился новый бюрократический принцип государственной службы – продвижение по служебной лестнице на основании профессиональных качеств и выслуги, положенный в основу ещё после отмены в 1682 г. местничества. В 1722 г. был утверждён новый порядок престолонаследия – завещательный, что положило начало эпохе дворцовых переворотов.

 

12.3. Правление Екатерины II именуют эпохой просвещённого абсолютизма – монархии переходного общества – от феодального к буржуазному. Указанный политический строй, был присущ некоторым европейским монархиям XVIII века – века Просвещения, и преследовал цель плавного (без революционных потрясений) перехода к новому буржуазному этапу социально-экономических отношений. Просвещённый абсолютизм использовал во внутренней политике идеи французских просветителей: Вольтера, Дидро, Монтескьё, д’ Аламбера – о наличии у человека ряда неотчуждаемых прав: на жизнь, свободу, частную собственность, семью, равенство перед законом.

Екатерина II в своей внутренней политике старалась руководствоваться принципами Просвещения, наиболее последовательно проводя данную линию в сфере законодательства, расширяя систему прав дворянского и городского сословия.

 

 

 

13.1. Сущность екатерининских преобразований.

13.2. Уложенная комиссия 1767 – 1768 гг.

13.3. Губернская реформа 1775 г.

13.4. Жалованная грамота дворянству 1785 г.

13.5. Жалованная грамота городам 1785 г.

 

13.1. Основной целью внутренней политики Екатерина II считала достижение «всеобщего блага» путём просвещения народа, привития ему уважения к закону, создания совершенной законодательной системы и эффективной единообразной системы государственного управления с элементами разделения властей, протекционистской экономической политики государства. Свои реформы, в отличие от Петра I, Екатерина проводила либеральными методами. Рассмотрим наиболее важные из них.

 

13.2. Целью созыва Уложенной комиссии являлось составление нового свода законов взамен устаревшего Соборного уложения 1649 г. Законодательная работа была поручена представителям от сословий, для которых императрица сочинила Наказ – свою программу законодательной реформы, идеи которого сводились к сохранению абсолютной монархии, сословного строя и крепостного права, демократизации судопроизводства, государственному покровительству промышленности и торговле. Наказы избирателей депутатам от горожан, крестьян и однодворцев сводились к требованию дворянских привилегий. Комиссия не выполнила поставленную задачу, но позволила Екатерине ознакомиться с интересами сословий, что сказалось на дальнейшей программе преобразований.

 

13.3. Губернская реформа на 150 лет определила облик административно-территориального устройства России. Причиной реформирования местной администрации стала Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва 1773 – 1775 гг., показавшая недостатки существующей системы местного надзора за населением. В основу новой системы территориального деления был положен демографический принцип – численность населения. Прежняя трёхуровневая система территориального устройства страны: губерния – провинция – уезд, заменялась двухуровневой: губерния – уезд. Основной объём государственных полномочий передавался на уровень губернии, что позволило упразднить большинство коллегий.

Губернские учреждения были представлены губернским правлением во главе с губернатором, казённой палатой (курировала промышленность и финансы) и приказом общественного призрения (в его управлении находились школы, больницы, приюты). Уездные учреждения – нижним земским судом во главе с капитан-исправником и уездным казначейством. Реформа предусматривала участие местного дворянства в формировании уездных органов власти, учреждала уездные дворянские собрания во главе с уездным предводителем дворянства.

Реформа утверждала в губерниях и уездах сословные суды для дворян (верхний земской и уездный), горожан (губернский и городской магистрат) и крестьян (верхняя и нижняя расправа), и губернские всесословные суды – гражданскую и уголовную палату.

 

13.4. Жалованная грамота дворянству 1785 г. сводила воедино ранее дарованные права (право собственности на землю и крепостных, освобождение от обязательной службы, налогов, телесных наказаний) и устанавливала дополнительные привилегии – право иметь сословные органы: губернские и уездные дворянские собрания, участвовать в формировании местных органов власти, докладывать о своих нуждах в Сенат и монарху. Данный документ является символом «золотого века» дворянства.

 

13.5. Жалованная грамота городам 1785 г. на 80 лет закрепила структуру городского самоуправления в России, базировавшуюся на имущественном цензе и делении городского населения на 6 разрядов: именитых граждан, гильдейское купечество, мещан, цеховых ремесленников, оседлых инородцев и посадских людей. Высшим органом городского общества было городское собрание. Городское собрание избирало органы городского самоуправления: городского голову, магистрат, совестный суд. Городское собрание также избирало распорядительный орган – городскую думу, куда входили представители от 6 разрядов городского общества, а та, собираясь только раз в три года, формировала постоянный исполнительный орган – шестигласную думу (по одному представителю от каждого разряда), осуществлявшую вместе с городским головой всё текущее управление городским хозяйством. Представителем государственной власти в городе являлся городничий.