Структура занятий
В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета.
Скульптура Древней Греции классического периода (V-IV в.в. до нашей эры). Работы Мирона, Фидия, Праксителя, Леохара.
Просвещение, наука и литература античной культуры
Скульптура Древней Греции классического периода (V-IV в.в. до нашей эры). Творчество Мирона, Фидия, Праксителя, Леохара.
Общая характеристика культуры Древней Греции
Античность – общее название эпохи в развитии культуры Древней Греции и Древнего Рима с 30 века до н.э. по 4 век.
Главная особенность культуры: создание идеальных образцов для подражания и эталонов творческого совершенства во всех без исключения видах искусств (архитектура, скульптура, философия, театр и т.д.). Это стало возможным благодаря особому географическому положению Греции и Рима, находящихся на пересечение оживленных морских торговых путей, а так же полисной демократии Древней Греции, предоставляющей каждому гражданину полную свободу самовыражения.
Под Древним Римом подразумевается не только город Рим, но и все завоеванные им страны и народы в составе Римской державы. Древний Рим дал человечеству пример обогащенной культурной среды: удобные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, дворцов с добротной мебелью.
В античной культуре разрабатываются эстетические категории, которые выражают аспекты мироощущения греков:
0) рационализм,
1) гармония;
2) симметрия, пропорциональность.
3) чувство меры
Периодизация культуры Древней Греции:
1. Крито-микенская культура – 3 тыс. до н.э. – 11 век до н.э.
2. Гомеровский период – 11-8 века до н.э. «Илиада», «Одиссея».
3. Период архаики – 7-6 века до н.э. Закладываются основные принципы ордерной системы в архитектуре, в скульптуре начинают формироваться навыки изображения человека (коры, куросы). Архитектура (ордерная) – в основном храмы.
4. Эпоха классики – 5 век до н.э.
5. Эпоха эллинизма - 4-2 века до н.э.
Для античной религии характерно многобожие – политеизм. Постепенно выделились более индивидуализированные боги, например Зевс и т.д.
Важное место в жизни древних греков занимал театр. В нем можно было выразить свои чувства и эмоции. Театр не только отражал жизнь древних греков и римлян, но и служил проявлением их интереса к политике, а так же имел огромное воспитательное значение.Древняя Греция оставила 3 имени авторов трагедии:
1) Эсхил;
2) Софокл;
3) Еврипид.
4) Аристофан и Менандр - комедии нравов, посвящены жизни простых афинских семей с их заботами.
Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Греческие актеры носили на лице маски, сменяемые даже на протяжении исполнения одной роли. В эллинистическую эпоху искусство актера стало профессией.
Огромное значение в античности придавалось и музыке. Греки считали, что лад в музыке создает настроение человека. Самобытная музыкальная культура существовала и в Риме. Сохранились описания древних триумфальных, свадебных, поминальных и застольных песен.
Воспитание свободнорожденных граждан в Древней Греции имело целью подготовку рабовладельцев, умеющих держать в повиновении рабов и защищать свое государство от внешних врагов. В зависимости от условий развития сложились различные системы воспитания, из которых наиболее известными были две:
1) спартанская;
2) афинская.
В Спарте (Лаконике) воспитание было направлено преимущественно на физическую подготовку. Обучение чтению и письму не входило в обязательную программу воспитания. Афинское воспитание было гораздо более разносторонним и ставило своей задачей сочетание нравственного, эстетического и физического воспитания.
В древности активно развивалось и научное знание. Среди наук выделяются:
1) география (Эратосфен);
2) физика (Демокрит);
3) философия и систематизация научных знаний (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Эпикур и др.).
3) история (Геродот)
В античной скульптуре периода архаики все еще распространены антропоморфные (похожие на человека) статуи богов. А персонажи статуй VII–VI вв. до н. э. уже не только боги, а также юноши – куросы и девушки – коры, участники религиозных процессий.
Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий - Дискоболевпервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств.
Эта задача выпала на долю Фидия -крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины.Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.
Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона во время восстановления храма после греко-персидских войн.
Фидию принадлежала общая идея синтеза архитектуры и скульптуры в оформлении Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия -бесспорной вершине искусства высокой классики. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям.
§ Статуя Зевса в Олимпии — одно из семи чудес Древнего Мира. Фидий работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом
§ «Афина Промахос» — гигантское изображение богини Афины, замахивающейся копьем, на афинском Акрополе. Воздвигнута ок. 460 до н. э. в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась.
§ «Афина Парфенос». 438 г. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Афины), мрамор.
- Скульптурное оформление Парфенона (фриз Парфенона, метопы, проч.) было выполнено под его руководством. О судьбе памятников см. мраморы Элгина.
Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света. Золотом были покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы — Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла, по разным данным, от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление, «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.
Пракситель — знаменитый греческий скульптор IV в до н. э., родился в Афинах ок. 390 г. до н. э., учился у своего отца, скульптора Кефисодота. Творческая деятельность Праксителя относится к 370— 334 гг. до н. э., он работал в Афинах, греческих городах на берегу Малой Азии и островах Эгейского моря.
Древние авторы упоминают около 40 его произведений. Любимый материал скульптора— мрамор, который он обрабатывал с виртуозным искусством, создавая тончайшую игру света и тени. Образы Праксителя проникнуты духом ясной гармонии, безмятежной созерцательности и чувственной красоты.
Скульптор часто изображал юных богов и богинь, которые привлекали удивительной человечностью и лирическим обаянием. В оригинале до нашего времени дошла только группа «Гермес с Дионисом»(ок. 330 г. до н. э., музей в Олимпии). Другие произведния мастера известны по мраморным римским копиям. Сохранилось до 20 копий статуи юного сатира, грациозным движением наливающего в чашу вино.
Большой славой пользовалась в древности статуя обнаженной Афродиты, стоявшая на о. Книд (Ватикан и Мюнхен). Пракситель впервые дерзнул изобразить богиню полностью обнажённой. Подцвечивание статуи было выполнено знаменитым Никием.
Как рассказывает Плиний, статую Афродиты для местного святилища заказали жители острова Кос. Пракситель выполнил два варианта: богиню обнажённую и богиню одетую. За обе статуи Пракситель назначил одинаковую плату. Заказчики не рискнули и выбрали традиционный вариант, с задрапированной фигурой. Её копий и описаний не сохранилось, и она канула в небытие. А оставшуюся в мастерской скульптора Афродиту Книдскую купили жители малоазийского города Книд, что благоприятствовало развитию города: в Книд стали стекаться паломники, привлечённые знаменитой скульптурой. Афродита стояла в храме под открытым небом, обозримая со всех сторон
Для этих статуй скульптору позировала его возлюбленная знаменитая красавица Фрина.
Леохар — древнегреческий скульптор IV в. до н. э., который в 350-е годы работал со Скопасом над скульптурным убранствомМавсолея в Галикарнасе. Позднее Филипп II Македонский заказал ему хризоэлефантинные портреты царского семейства дляФилиппеума в Олимпии.
Резцу Леохара приписываются такие статуи, как
- Аполлон Бельведерский,
- Диана Версальская
- Ганимед Ватиканский (известны по римским копиям). Пьедестал одной бронзовой статуи с его именем, изображающий охоту Александра на львов, найден при раскопках в Афинах.
Аполло́н Бельведе́рский — римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (придворный скульптор Александра Македонского, ок. 330—320 до н. э.)
Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света, сына Зевса и Лето (Латоны), брата-близнеца Артемиды, в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Бронзовая статуя Леохара, исполненная ок. 330 до н. э., во времена поздней классики, не сохранилась. Мраморная статуя была найдена между 1484 и 1492 гг. на вилле Нерона в Антии близ Рима (совр. Анцио, Италия). В правление Папы Римского Юлия II, в 1506, статуя Аполлона была установлена в антикварии, построенном архитектором Д. Браманте в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда её название.
Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал, он был дополнен в мраморном повторении копиистом. Однако статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х годах итальянский скульптор Дж. Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил обе руки.
по дисциплине «Скульптура и лепка»