Реформа местного самоуправления.
Вопрос №33. Реформы 60-х – 70-х гг. XIX в. Содержание, историческое значение.
Историческое значение реформы.
· были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала путь, который многие государства прошли за века;
· неоценимо нравственное значение реформы, которая покончила с крепостным рабством;
· реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т. п.
Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем интересы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было очевидно, что борьба крестьян за землю и подлинную свободу будет продолжена.
В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления — земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти. В ведении земств находились вопросы местного значения:
· строительство и содержание дорог на местах;
· открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;
· оказание продовольственной помощи населению в неурожайные годы;
· оказание агрономической помощи крестьянам;
· сбор статистических сведений.
В губерниях и уездах создавались земские собрания, выполнявшие функции распорядительных органов, и земские управы — исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели делились на три курии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (городская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В земские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сословий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы. Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппозиционной силой бюрократии и самодержавию. В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. . Были созданы городские думы и городские управы; они ведали в основном хозяйственными вопросами:
· благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;
· организация местного здравоохранения, открытие больниц;
· забота о народном образовании, открытие школ;
· открытие магазинов, устройство рынков, базаров;
· содержание полиции, тюрем;
· организация противопожарных мер;
· занятие благотворительностью.
Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право избирать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владельцы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В общественном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались политикой.
Судебная реформа.Почти одновременно с земской проводилась и реформа судопроизводства. Новые Судебные уставы, принятые 20 ноября 1864 г., создали в России демократичную судебную систему. Поэтому принято считать судебную реформу наиболее прогрессивной и последовательной из всех либеральных преобразований в 60-70-х гг. В дореформенной России суд был сословным. Судебными функциями наделялась администрация. Помимо этого, существовали специальные отраслевые суды - коммерческие, вотчинные и др. Решение дел было закрытым, судоговорение свернутым, а сам процесс носил розыскной характер. Судебные уставы 1864 г. наиболее последовательно проводили в жизнь демократические принципы судопроизводства: гласность, выборность, всесословность, состязательность, коллегиальность, независимость суда от администрации, несменяемость судей и следователей, равенство всех перед судом. Вся судебная система России делилась на две части -местный и общий суд. Местный суд состоял из двух инстанций -волостного суда, судившего только крестьян, имирового суда, занимавшегося разбором мелких дел. Более крупные дела входили в компетенциюокружного суда. Вся территория страны была поделена насудебные округа, в каждом из которых создавался окружной суд. В него входили гражданское и уголовное отделения. Гражданские дела рассматривались так называемым«коронным судом», а уголовные дела - «коронным судом» и 12 присяжными заседателями. Присяжные назначались по жребию из представителей всех сословий, После рассмотрения дела присяжные выносили вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Все важные и сложные дела, по которым предусматривались серьезные наказания, рассматривались только с участием присяжных заседателей. Изменился и сам ход судебного процесса. Обвинение в суде поддерживал прокурор, а защиту осуществлял адвокат, в ходе разбирательства обе состязающиеся стороны считались равными. Роль адвоката, впервые появившегося в суде, стала довольно важной. Еще одним завоеванием стала гласность судопроизводства. На судебные заседания допускалась публика, их материалы публиковались в прессе.
Военная реформа.Важнейшей составляющей преобразовательного процесса была военная реформа. Ее инициатором и руководителем по праву считают Д.А. Милютина, старшего брата Н.А. Милютина, готовившего крестьянское освобождение.
В 1861 г. он был назначен военным министром и сразу же приступил к преобразованиям: сократил срок службы для солдат с 20 до 12 лет, отменил телесные наказания в армии, реорганизовал систему управления и переподчинения военному министерству ряд войск. В середине 60-х гг. реформы были продолжены: был принят новый военно-судебный устав, реорганизована система военных учебных заведений. Однако важнейшей заслугой Милютина является отмена рекрутчины ивведение всеобщей воинской повинности (1 января 1874 г.). Главной задачей военной реформы стала реорганизация армии (сокращение численности войск в мирное время и быстрая мобилизация запаса в случае войны). Воинская повинность распространялась на все мужское население с двадцатилетнего возраста. Срок службы устанавливался в б лет для армии и в 7 лет для флота. Были введены многочисленные льготы для освобождения от действительной службы. Неграмотных солдат обучали на службе. Поражение в Крымской войне заставило правительство задуматься о перевооружении армии. Это было возможно только в случае развития отечественной промышленности и сети железных дорог. Поэтому технико-экономическая реорганизация развернулась в 70-80-е гг. и включала в себя замену артиллерийского парка, появление нарезного оружия, строительство парового флота. Таким образом, в пореформенный период русская армия пережила значительную реорганизацию. Кроме рассмотренных,в 60-70-х гг. проводились финансовая, образовательная, цензурная реформы.
Значение реформ 60-70-х гг. XIX века:
· крестьяне получали гражданские права и становились полноправным сословием;
· при освобождении крестьяне получали земельный надел;
· создавалось местное самоуправление на началах выборности, всесословности;
· вводился буржуазный имущественный ценз для участия в выборах;
· произошло разграничение сфер влияния общества и государства;
· появилась более демократическая судебная система;
· вводились новые принципы комплектования, организации и управления армии.
В целом, реформы способствовали развитию буржуазных отношений, создавали условия для продолжения промышленного переворота и проведения индустриализации. Однако в аграрном секторе реформы носили ограниченный характер. Это проявлялось в сохранении общинного землевладения, в характере наделения крестьян землей, в сохранении временно-обязанных отношений, в порядке исчисления выкупных платежей, в ограничении права собственности на землю.
Вопрос №34. Общественно-политические движения пореформенной России. Начало формирования политических партий.
Консерваторы. Либеральное движение.
В начале царствования Александра II происходит формирование русского либерального движения. Лидеры западников Кавелин и Чичерин опубликовали за границей программные документы русского либерализма. Были выдвинуты следующие требования:
· свобода совести;
· свобода от крепостнического состояния;
· свобода общественного мнения;
· свобода книгопечатания, преподавания;
· гласность суда.
Но при этом не был выдвинут главный либеральный принцип — введение конституции. Русские либералы полагали, что введение конституции в этот период останется либо на бумаге, либо усилит позиции аристократов-дворян. Будучи сторонниками конституционной монархии, они считали, что народ надо готовить к принятию конституции, а до этого следует проводить местные реформы, развивать хозяйство, поднимать культурный уровень народа.Большую роль в пропаганде либеральных идей играли журналы «Русский вестник» (редактор М. Н. Катков) и «Русская беседа» (редактор А. И. Колешев). На их страницах активно обсуждались вопросы о необходимости отмены крепостного права, наделения крестьян землей, предоставления свободы совести, слова, значении русской самобытности в разных сферах жизни. Однако в начале 60-х годов в либеральном движении начались разногласия, появились сторонники радикальных требований. Центром левых либералов стала Тверская губерния. В 1862 г. тверское дворянство направило Александру II послание, в котором объявляло, что оно отказывается от своих сословных привилегий. Кавелин и Чичерин отрицательно отнеслись к инициативе тверских дворян. Разногласия между либералами еще более усилились, когда Катков поддержал правительство в подавлении Польского восстания 1861 —1863 г Либеральное движение пошло на спад. В свою очередь, консерваторы стремились оградить императора от влияния либералов и провести реформы в интересах дворянства. Их деятельность имела успех: из правительств удалили реформаторов, в частности, был отставлен от должности Милютин. Александр II полагал, что это приведет к примирению разных направлений. Лидер консерваторов — шеф жандармов граф Шувалов, будучи ближайшим советником императора и оказывая на него сильное влияние, стал фактическим диктатором. Идеологом консервативного курса стал бывший либерал, редактор газеты «Московские ведомости» Катков. Он резко критиковал Герцена, обвиняя его в том, что тот из Лондона толкает «юношей-фанатиков» на каторгу. Катков отрицательно относился к реформам, которые, по его мнению, «развратили общество, превратили интеллигенцию в стадо без мыслителей». Политическим лозунгом консерватизма была стабильность, но не возврат назад. Однако русские консерваторы отражали интересы дворянства, которое пыталось вернуть утраченные феодальные привилегии. Консерваторы и либералы не имели широкой социальной поддержки.