Реформа местного самоуправления.

Вопрос №33. Реформы 60-х – 70-х гг. XIX в. Содержание, историческое значение.

Историческое значение реформы.

· были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала путь, который многие госу­дарства прошли за века;

· неоценимо нравственное значение реформы, которая по­кончила с крепостным рабством;

· реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т. п.

Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем инте­ресы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было очевидно, что борьба крестьян за землю и подлинную свобо­ду будет продолжена.

 

 

В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бес­сословные выборные органы местного самоуправления — зем­ства. Они были призваны привлечь к решению местных про­блем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти. В ведении земств находились вопросы местного значения:

· строительство и содержание дорог на местах;

· открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

· оказание продовольственной помощи населению в неуро­жайные годы;

· оказание агрономической помощи крестьянам;

· сбор статистических сведений.

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выпол­нявшие функции распорядительных органов, и земские уп­равы — исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели делились на три ку­рии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (го­родская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В зем­ские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сосло­вий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы. Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппози­ционной силой бюрократии и самодержавию. В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. . Были созданы городские думы и городские управы; они веда­ли в основном хозяйственными вопросами:

· благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

· организация местного здравоохранения, открытие больниц;

· забота о народном образовании, открытие школ;

· открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

· содержание полиции, тюрем;

· организация противопожарных мер;

· занятие благотворительностью.

 

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право изби­рать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владель­цы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В обще­ственном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались поли­тикой.

Судебная реформа.Почти одновременно с земской проводилась и реформа судопроизводства. Новые Судебные уставы, принятые 20 ноября 1864 г., создали в России демократичную судебную систему. Поэтому принято считать судебную реформу на­иболее прогрессивной и последовательной из всех либеральных преобразований в 60-70-х гг. В дореформенной России суд был сослов­ным. Судебными функциями наделялась ад­министрация. Помимо этого, существовали специальные отраслевые суды - коммерчес­кие, вотчинные и др. Решение дел было закры­тым, судоговорение свернутым, а сам процесс носил розыскной характер. Судебные уставы 1864 г. наиболее по­следовательно проводили в жизнь демократи­ческие принципы судопроизводства: гласность, выборность, всесословность, состязательность, коллегиальность, независимость суда от адми­нистрации, несменяемость судей и следовате­лей, равенство всех перед судом. Вся судебная система России делилась на две части -мест­ный и общий суд. Местный суд состоял из двух инстанций -волостного суда, судившего толь­ко крестьян, имирового суда, занимавшегося разбором мелких дел. Более крупные дела вхо­дили в компетенциюокружного суда. Вся тер­ритория страны была поделена насудебные ок­руга, в каждом из которых создавался окруж­ной суд. В него входили гражданское и уголов­ное отделения. Гражданские дела рассматри­вались так называемым«коронным судом», а уголовные дела - «коронным судом» и 12 при­сяжными заседателями. Присяжные назначались по жребию из представителей всех сословий, После рассмотрения дела присяжные выноси­ли вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Все важные и сложные дела, по которым предусматривались серьезные нака­зания, рассматривались только с участием присяжных заседателей. Изменился и сам ход судебного процесса. Обвинение в суде поддер­живал прокурор, а защиту осуществлял адво­кат, в ходе разбирательства обе состязающиеся сто­роны считались равными. Роль адвоката, впервые появившегося в суде, стала довольно важной. Еще одним завоеванием стала гласность су­допроизводства. На судебные заседания допус­калась публика, их материалы публиковались в прессе.

Военная реформа.Важнейшей составляющей преобразователь­ного процесса была военная реформа. Ее иници­атором и руководителем по праву считают Д.А. Милютина, старшего брата Н.А. Милюти­на, готовившего крестьянское освобождение.

 

В 1861 г. он был назначен военным министром и сразу же приступил к преобразованиям: сокра­тил срок службы для солдат с 20 до 12 лет, отменил телесные наказания в армии, реоргани­зовал систему управления и переподчинения военному министерству ряд войск. В середине 60-х гг. реформы были продолжены: был при­нят новый военно-судебный устав, реорганизо­вана система военных учебных заведений. Однако важнейшей заслугой Милютина явля­ется отмена рекрутчины ивведение всеобщей воинской повинности (1 января 1874 г.). Главной задачей военной реформы стала ре­организация армии (сокращение численности войск в мирное время и быстрая мобилизация запаса в случае войны). Воинская повинность распространялась на все мужское население с двадцатилетнего возраста. Срок службы устанавливался в б лет для ар­мии и в 7 лет для флота. Были введены многочисленные льготы для освобождения от действительной службы. Неграмотных солдат обуча­ли на службе. Поражение в Крымской войне заставило правительство задуматься о перевооружении армии. Это было возможно только в случае раз­вития отечественной промышленности и сети железных дорог. Поэтому технико-экономиче­ская реорганизация развернулась в 70-80-е гг. и включала в себя замену артиллерийского парка, появление нарезного оружия, строи­тельство парового флота. Таким образом, в по­реформенный период русская армия пережила значительную реорганизацию. Кроме рассмотренных,в 60-70-х гг. прово­дились финансовая, образовательная, цензурная реформы.

 

Значение реформ 60-70-х гг. XIX века:

· крестьяне получали гражданские права и становились полноправным сословием;

· при освобождении крестьяне получали зе­мельный надел;

· создавалось местное самоуправление на на­чалах выборности, всесословности;

· вводил­ся буржуазный имущественный ценз для участия в выборах;

· произошло разграничение сфер влияния общества и государства;

· появилась более демократическая судебная система;

· вводились новые принципы комплектова­ния, организации и управления армии.

В целом, реформы способствовали развитию буржуазных отношений, создавали условия для продолжения промышленного переворота и проведения индустриализации. Однако в аг­рарном секторе реформы носили ограничен­ный характер. Это проявлялось в сохранении общинного землевладения, в характере наде­ления крестьян землей, в сохранении временно-обязанных отношений, в порядке исчисле­ния выкупных платежей, в ограничении права собственности на землю.

 

 

Вопрос №34. Общественно-политические движения пореформенной России. Начало формирования политических партий.

Консерваторы. Либеральное движение.

В начале царствования Александра II происходит формиро­вание русского либерального движения. Лидеры западников Кавелин и Чичерин опубликовали за границей программные документы рус­ского либерализма. Были выдвинуты следующие требования:

· свобода совести;

· свобода от крепостнического состояния;

· свобода общественного мнения;

· свобода книгопечатания, преподавания;

· гласность суда.

Но при этом не был выдвинут главный либеральный прин­цип — введение конституции. Русские либералы полагали, что введение конституции в этот период останется либо на бумаге, либо усилит позиции аристократов-дворян. Будучи сторонниками конституционной монархии, они считали, что народ надо готовить к принятию конституции, а до этого сле­дует проводить местные реформы, развивать хозяйство, под­нимать культурный уровень народа.Большую роль в пропаганде либеральных идей играли журна­лы «Русский вестник» (редактор М. Н. Катков) и «Русская беседа» (редактор А. И. Колешев). На их страницах активно обсуждались вопросы о необходимости отмены крепостного права, наделения крестьян землей, предоставления свободы совести, слова, значении русской самобытности в разных сферах жизни. Однако в начале 60-х годов в либеральном движении начались разногласия, появились сторонники радикальных требований. Центром левых либералов стала Тверская губерния. В 1862 г. тверское дворянство направило Александру II послание, в котором объявляло, что оно отказывается от своих сословных привилегий. Кавелин и Чичерин отрицательно отнеслись к инициативе тверских дворян. Разногласия между либералами еще более усилились, когда Катков поддержал правительство в подавлении Польского восстания 1861 —1863 г Либеральное движение пошло на спад. В свою очередь, консерваторы стремились оградить императора от влияния либералов и провести реформы в интересах дворянства. Их деятельность имела успех: из правительств удалили реформаторов, в частности, был отставлен от должности Милютин. Алек­сандр II полагал, что это приведет к примирению разных направлений. Лидер консерваторов — шеф жан­дармов граф Шувалов, будучи ближайшим совет­ником императора и оказы­вая на него сильное влия­ние, стал фактическим диктатором. Идеологом консервативного курса стал бывший либерал, редактор газеты «Московс­кие ведомости» Катков. Он резко критиковал Герцена, обвиняя его в том, что тот из Лондона толкает «юношей-фанатиков» на каторгу. Катков отрицательно относился к реформам, которые, по его мне­нию, «развратили общество, превратили интеллигенцию в стадо без мыслителей». Политическим лозунгом консерватизма была стабильность, но не возврат назад. Однако русские консерваторы отражали интересы дворянства, которое пыталось вернуть утраченные феодальные привилегии. Консерваторы и либералы не име­ли широкой социальной поддержки.