Иных государств о послех и о посланниках, и какова кому честь бывает.
А в ней 18 статей.
Примечания
1 «И дьяки» написано вверху строки.
2 В рукописи «подчих».
3 «Сродственными» в рукописи без предлога с.
4 после «с кем» в рукописи написано «велят», но это слово замарано, и следующие далее слова «мочно и тому» написаны по чищенному.
5 Слова «против жалованья» написаны в рукописи на поле, подле слова «денги».
6 Слово «боле» в рукописи написано дважды и одно зачеркнуто.
7 В рукописи «с чюжемскими». См. статью 21.
8 «Послом» в рукописи написано вверху строки.
9 «Грамоту» написано в рукописи над словом «первому».
10 Слова «Цесарская … честности», напечатанные в скобках, в рукописи на поле.
11 «Имяни» в рукописи на поле, подле слова «от того».
12 «А чем … чего стоит» в рукописи написано на поле, и при переплете крайние буквы обрезаны.
13 «Вместе» в рукописи на верху строки.
14 «По знатных нарочитых людех» в рукописи на верху строки.
15 В рукописи «училаб».
ГЛАВА V,
1. Королевского величества Свейского послы как они приедут на границу, и их посылают принимать ис порубежных городом бояре и воеводы дворянина, человека старого и роду честного, и велит принять послов с честью, и корм и питье пошлют к ним с ним на встречю; а приняв послов, едет с ними до города. А как они будут блиско готорого города, и посылает тот дворянин с вестью к воеводам, что они будут в город того числа, которое прилучится: и бояре и воеводы для тех послов учинят встречю, а на встрече бывают дворяне, и дети боярские, и служилые всяких чинов и посадцкие люди; и с теми послами дворянин едет в город, и на двор, где устроено послом стоять. А проводя его скажет боярину, и боярин посылает к послом с почестным столом, с ествою и с питьем, его же дворянина, или кого иного1, и на первой день ествы и питья с поденным вдвое, и велит ему у него быть в приставх до Москвы. А изготовя им послом в дорогу корм и питье и подводы, отпустят их к Москве без задержанья.
[67] А как послы приедут блиско Москвы, и дворянину велено бывает с теми послами остановитися не доезжая Москвы за 20 верст, и о посолском приезде отписать; и по ево писму велят ему с теми послами идти к Москве, на подхожей стан, верст за 7, и ожидати указу, как ему велят быть с ними к Москве. А на Москве того дни, в которой будет встреча, на царской конюшне готовят лошади, на чем их послов принимать; да на дворе, где им стоять, готовят полаты, или избы, и корм и питье, послом и их посолским дворяном и всякого чину людем, и конской корм и дрова, к их посолскому приезду все было готово2. Да того ж дни, как послы будут к Москве, велят бытии на встрече спалником, столником, стряпчим, дворяном Московским, дьяком, жилцом, гостем, подьячим, стремянным, задворным, стряпчим конюхом, дворовым людем, торговым людем посотенно, нарядясь по посолскому обычаю, у кого каких нарядов прилучилось; а в городе и на площади, и до посолского двора, испоставлены бывают стрелцы, по служивлму обычаю.
А встретить послов и принять посылаетца столник, середнего роду, которые бывают в околничих, а с ним дьяк; и встречают послов за Земляным городом, на поле. А в наказех столнику и дьяку пишется: как они сбедутца с великими послы, и они б говорили речь, по наказу, наперед послов, а шапок бы наперед послов не снимали и с лошадей не садились. И как столник и дьяк послов встретят, и речь по наказу изговорят, и скажут, что присланы под них послов царские лошади, на чем им ехать, с седлы и с наряды, и у послов с столником из дьяком бывает спор: как Московские послы бывают у государя их, и их принимают в коретах, а не верхами; и столник и дьяк отговариваютца, что изо всех окрестных государств, также и их Свейские послы преж того бывали, и их принимали верхами и ехали в город без спору, и в государстве их чюжеземских послов в коретах принимати не обычай. И споровався много, садятца послы на царские лошади, а сев на [68] лошади, у послов с столником бывают споры великие о правой руке; и споровався много, едет столник с послами в город, у послов по правую руку, а дьяк по левую сторону. А проводя их послов до посолского двора, где им стоять, поедут столник и дьяк к царю; а обявя о том царю, что послов приняли и проводили на посолской двор, и царь посылает спрашивать послов о здоровье их же столника и дьяка, и велит сказати послом, что им велено бытии у них послов в приставех.
2. А которого дни царь послом велит бытии у себя на приезде, и в то время в городе у царского двора, и на площади, и в другом городе на площади ж, у радов, до посолского двора, по обе стороны улицы, где3 ехать послом, поставлены стрелцы з знаменны и с ружьем; и посылают под послов и под дворян с уарские конюшни лошади, да стрелцов, которым нести королевские и посолские дары, да встречников, подьячих и конюхов, с которыми ехать послам в город. И как царь будет в полате, и к приставом посылают, что им к царю с послы ехать время: и они едут с посолского двора, столник у послов по правую ж руку, а перед послы несут наперед королевские и их посолские дары стрелцы, да перед послы ж наперед едут в город встречники и их посолские дворяне. А как послы приезжают блиско царского двора, и не доезжая двора слазят с лошадей; и слезши с лошадей, послы и их дворяне шпаги с себя снимут, и идут к царю в Верх без шпаг; а наперед послов идут за дарами стрелцы и посолские дворяне, мимо церкви, сенми, на крылцо к той полате, где им быть у царя, и в полату входят потомуж; а перед полатою встречают послов думной дьяк да дьяк, и спрашивает послов о здоровье, и идут в полату с послами вместе. А царь в то время сидит на своем месте, во всем своем царском одеянии; а по правую руку царя, на окне, поставлен на блюде стоянец, а по левую сторону сидят бояре, поодаль; а царя в то время держат под руки Сибирские царевичи, или боре. Да подле царя ж, по обе стороны, стоят [69] рынды, четыре человека, наряжены в белое платье камчатое на горностаях, в шапках белых же высоких, и в сапогах, в руках держат по топору напядному з золотом и с серебром; а бывает на тех рындах платье и топоры царское; а люди они первой и другой и третей статьи родов, боярские дети. И как им царь велит бытии в рындах, одному под другим, и платье свое с себя снять и взложить царское платье, и они промеж себя потомуж споруются и друг з другом бытии не хотят, а быти ему мочно под тем, под кем царь велит, а он не хочет и платья своего с себя не снимет, а царского не взложит: и на таком ослушнике платье царь велит изодрать все, и взложить свое платье; а как послов отпустят, и с него сняв царское платье, или до послов, бьют перед царским окном, привсех людех, батогами, не слушивайся царского указу.
А вшед послы в полату, начнут по наказу своему говорити речь, и царя поздравляют, и правят поклон; и царь в то время встанет, и шапку4 сымет, и спрашивает послов о королевском здоровье, сам, стоя; а говорит ево речи послом вдругорядь околничей; и потом царь садитца на место. И послы сказав про здоровье государя своего, говорят речь, что прислана с ними к нему королевского величества грамота; а изговоря речь, подают царю королевскую грамоту; и царь тое грамоту у послов принимает сам, стоя, сняв шапку5; и потом послы говорят речь, что присланы с ними к нему от королевского величества подарки, и объяви те подарки подносят, и царь у послов подарки принимает сам. А снимает при послех с царя шапку6 тесть ево, или иной первой боярин. И приняв подарки, велит послом бытии к своей царской руке, и говорит к послом речь думной дтак; и после послов бывают у руки посолские дворяне. И потом царь велит сказати послом свое жалованье, стол с ествою и с питьем, а говорит речь думной же диак7, и послы на[70] царском жалованье бьют челом. А сказав им стол, отпущают их к себе на подворье, а провожают послов ис полаты думной диак да дьяк; и послы у царского двора садятца на лошади, и едут до посолского двора, где поставлены, а перед ними встречники и их посолские дворяне. А людей их посолских в тое полату, где царь сидит, кроме дворян, не пущают никого. А дары бывают присыланы: сосуды серебряные позолоченные, разные, и что прилучитца заморских диковинок.
3. И того д дни укажет царь послати к послом с столом, с ествою и с питьем, столника; а породою тот столник, которые бывают в околничих; а в наказе столнику8 напишут: как он будет у послов, и он бы сам за столом сидел у послов по правую руку, и пил чаши наперед за царское здоровье, а потом за королевское. И как столник приедет к послом на двор, и у крылца ссадитца с лошади, а за ним идут дворовые люди с ествою и с питьем; и столника встречают посолские дворяне, А как он войдет к послом в хоромы, и начнет речь говорить от царя, по наказу, и явить, что прислан он к ним послом с столом, с ествою и с питьем, и послы на царском жалованье бьют челом; и велит столник на стол настилати скатерть и ставити еству. И потом послы, и столник, и приставы, и посолские дворяне, садятца за стол, и начнут ести по обычаю. И в скором времяни встав столник из-за стола, начнет говорити речь, и пить чашу наперед за здоровье царское, потом королевское; и у послов с толником о чашах бывают споры многие, и споровався9 много, пьют послы наперед чашу за царское здоровье, потом за королевское. А пив здоровья и етчи, столник витався и прщався с послы, поедет с посолского двора в Посолской Приказ, и объявить10 думному дьяку, что он у послов с столом был и по наказу исполнил, и послы ево за то [71] дарили, и покажет дары; а иные послы в дарех отговорилися, что за стол, и начнут ести по обычаю. ник на стол настилати скатеют в околничих, а с ним дьяк; и встречают послов за Землянымрин посылает к послом с почестным столом, с ествою и с питьем, его же дворянина, или кого иноты камкою цветною, однарядки суконные, кафтаны кбудут они дарить вперед; и о том думной дьяк объявит царю; а что он столник с послом поговорит, и то ему велят в Приказ дати на писме.
4. И потом на другой или на третей день, или неделю спустя, укажет уарь послом бытии у себя на дворе и у бояр в ответе. И того ж дни, в которой послом бытии у царя, пошлют под послов и под дворян с царские конюшни лошади, и встречников конюхов; и в городех от царского и до посолского двора испоставлены стрелцы; и послы, и с ними приставы, и их посолские дворяне, и встречники, едут в город, и у царского двора с лошадей слазят, и сняв шпаги идут к царю в полату, противо первого приезду. а пришед в полату, бьют челом царю за стол, что к ним было прислано, и царь послов справшивает о здоровье, а говорить речь думной дьяк; и потом велит послом объявить, что они послы присланы от королевского величесьва и о приезде своем подали королевского величества грамоту, и тое грамоты слушав он царь любително указал им послом бытии в ответе, и дел выслушать бояром своим (имяна их боярские кто будет)11, и они б послы о чем они присланы дела свои им бояром объявили; и потом пойдут послы от царя ис полаты в другую ответную полату. И в той полате, где сидеть бояром и послом, и перед тою полатою, где сидеть дворяном. на лавках посланы полавошники камчатые и суконные; и устроено по посолскому обычаю. А как бояре придут в ответную полату, и витався с послами, садятца бояре за стол, вдоль против стола, а послы садятца по левой руке, против стола ж, поерег; а дворяне посолские бывает в другой полате. И учнут бояре говорить послом, для чего они присланы, чтоб им бояром объявили; и послы начнут им о делех говорить, и те их речи, с обе стороны, толмачат переводчики, а для записки речей, с обе стороны, стоят секретари и подьячие; а окроме тех людей никого в полате не бывает. И у бояр и у послов о делех бывают розговоры [72] и споры многие. И говоря бояре с послами скажут послом, что они посолство их выслушали, и они о тех делех объявят царю, а что на те дела будет его царской указ, и они им объявят. И пойдут бояре к царю, а послом скажут, чтоб они послы, доколе они бояре12 для объявления тех дел сходят к царю, подождали в ответной полате; и послы ответу дожидают в ответной полате. А как бояре о том царю объявят, и царь посылает к послом из них же ответных бояр думного дьяка, а велит сказати, о которых делех они послы бояром и ближним людем говорили, и они о тех делех царю доносили, и царское величество велел им сказать, что на те их дела ответ учинен будет им в ответе завтро, или в-ыной день, или пришлют к ним ответ на писме; а ныне б они послы ехали к себе на двор, и послы з думным дьяком прощався, поедут к себе, противо прежнего ж.
5. А бывают с иеми послами в ответех бояре: один боярин ис первые статьи родов, третей или четвертой человек; другой менши того той же статьи родов, или другой; да околничей, или два, да думной посолской диак.
6. А когда лучится послом бытии в-ыных ответех, и они бывают против такого ж обычая, как и сперва. А ежели они послы, для некоторых дел, похотят бытии в ответе, поговорит из бояры, и з думными людми, и учнут проситися в ответ т о том царю будет донесено: и царь послом у бояр своих и думных людей в ответе потомуж бытии велит.
7. Да послы ж, как бывают у царя и у бояр в ответе, или когда видают царя в процесыах, или в-ыных местех, и к ним посылаетца того дни корм и питье, с поденным вдвое; и сверх того посылает их царь спрашивати о здоровье, кого прилучится.
8. А как послы, по указы государя своего, дела и посолство исправят, и бывает им отпуск, и они на отпуске у царя бывают против того ж, как на приезде: и царь приказывает с [73] ними послы к королевскому величеству свой любителной поклон и поздравление, стоя, сняв шапку13, и подает послом свою царскую грамоту, а говорит за царя речь околничей; и потом думному дьяку велит сказати послом, чтоб они шли к его царской руке. И быв послы и их посолские дворяне у руки, велит царь сказати им свое жалованье. стол, еству и питье; и послы, бив челом царю, поедут к себе на двор, по прежнему ж.
И того ж дни к послом посылают с столом столника, прежнего ж, или иного такого ж, и они бывают у послов и подчивают против прежнего ж. А чем послы столника поларят, и они то объявят думному дьяку, а думной дьяк царю.
9. Да послом же к отпуску их с Москвы готовят в дорогу корм, и питье, и подводы; и в городы, которою ехать дорогою, посылают грамоты, чтобы послом, и их посолским дворяном, и людем их, корм и питье и подводы было готово, и нигде б ни за чем в их посолском проезде мешкоты не было; и в приставех до рубежа велят быти прежнему ж дворянину, или иному, будет того за чем не лучитца. А как14 будет в дорогу корм и питье изготовлено, и послы ехать готовы, и их послов провожают с Москвы до тех же мест, где их принимают, приставы да встречники те же, которые ездили с ними в город к царю; и едут послы из города на царских лошадях. А что они на отъезде с приставы поговорят, и чем их подарят, и о том они приставы обхявливают думному диаку.
10. А как бывают королевского величества послы к Москве, летом или зимою, и их принимают летом и к царю ездят и провожают на лошадях верхами, а зимою в санях.
11. Да как послы бывают у царя на приезде и на отпуске, и в то время полата бывает устроена по посолскому обычаю; а пол бывает выслан Перситцкими коврами; а бояре, и думные и ближние люди, и столники, и дворяне, и дьяки, и гости, бывают в платье в золотом. [74]
12. Да на отпуске ж к послом посылается царского жалованья, соболей: первому послу на 1000 рублев, сороками и парами; другому товарыщу на 700 рублев; третьему на 500 рублев; четвертому, ежели бывает, и ему на 400 рублев, сороками ж и парами. А бывают сороки ценою, по прямой царской указной цене, по 300, по 250, по 200, по 150, по 100, по 80 рублев сорок; пары по 20, по 15, по 10 рублев пара. Посолских их дворян и людей верстают на три статьи: первой статье дворяном по 50 рублев сорок; второй статье по 40 рублев сорок; третей статье по 30 рублев сорок, или пары. Людем: первой статье по 10 рублев пара; второй статье по 7 рублев пара; третьей статье по 5 рублев пара; а досталным по 3 рубли пара. А относят те соболи подьячие, и подносят послом по росписи. А за их посолские дары, что они от себя подносят царю, посылают соболми ж против оценки. А ценят королевские и их посолские дары тою ценою, чего стоит весом; а дела не щитают.
13. О посланникех. Как бывают от королевского величества посланники, и на рубеже принимает их дворянин, или началной человек, капитан или сотник стрелетцкой; а как он приедет к второму порубежному городу, и из города встреча бывает против посолской вполы, и едут они в город и до двора, где посланнику стоять; и того города боярин и воевода посылает к посланнику с столом, с ествою и с питьем, и поденной корм, и в приставех у него велит быть тому ж, кто его принимал; а к отпуску того посланника в дорогу, корм и питье и подводы изготовя, отпустят к Москве, без задержанья.
А как посланник с приставом приедут блиско Москвы, и к приставу с Москвы посылают с вестью, чтоб он с тем посланником ехал в город; и как посланник приедет под Москву, и его за Земляным городом встречает голова стрелецкой, или полуголова, да подьячей, и речь говорят, и чин той встрече и лошади бывают посыланы против того же, что и послом. а на встрече бывают посыланы против того же, что и послом. а на встрече бывают дворовые люди, и подьячие, и конюхи, многие люди; а приняв посланника едут с ним до посолского двора, где ему стоять, и в приставех велят бытии [75] им же; а где тому посланнику стоять, двор, и корм и питье изготовят наперед его приезду. А бывает посланником, в дороге и на Москве, корм и питье, против послов другово или третьяго человека; а дворяном посланничьим, и людем, против посолских дворян и людей с убавкою.
А как тому посланнику велит быти царь у себя на приезде, и по него с царские конюшни лошади и встречники посылаются конюхи, и в город они едут, и у царя бывают, и посолство правят во всем против того ж, что и послы; а ежели у них бывают от королевского величества дары, и они подносят же. А как они бывают у царя, и царь в то время бывает в платье в нарядном, в празничном, и в шапке в простой. а не так как при послех; а бояре и иные чины бывают в платье в нарядном же, а рынды в то время бывают четыре ж человека. Также и с столом посылают к нему столника середнего, и чин столник привит по наказу ж, что и при послех; а стрелцы стоят толко в одном городе, где царь живет.
А в ответех они посланники бывают у околничих и у думных людей в Посолском Приказе, а на отпуске бывают против приездуказати, о которых делех они послы бояром и его царской указ своего и против посолского отпуску; и с столом посылают столника прежнего ж, или иного такого.
А жалованье царское на отпуске бывает тому посланнику против третьяго человека посла, а дворяном ево и людем против посолских дворян и людей вполы; и отпуск им с Москвы бывает против того ж, что и послом, и приставы провожают до того ж места где послов, а встречники провожают стряпчие конюхи; а дорожной пристав бывает тот же, или иной, и провожает его до границы, по достоинству и обычаю.
14. О гонцех. Гонцом приниманье бывает также, что и посланником, а принимает их на рубеже и до Москвы едет сотник стрелецкой; а корм и питье в дороге и встреча бывает по середнему; а у царя они бывают на приезде и на отпуске перед посланником вровне; а с столом посылают перед посланником с убавкою, а подчюют за столом приставы, а столник [76] не посылается; и бывают у них приставы подьячие, или началные люди, а поденной корм и питье бывает против посолского секретариуса; а на отпуске царского жалованья бывает им на сто рублев соболей, а людем потомуж, по рассмотрению; и отпущают их с Москвы с приставом с тем же, кто его на рубеже принимал; а провожают их с Москвы приставы до тех же мест, что и посланников, с неболшими людми.
15. А где бывают послы, и посланники, и гонцы, поставлены на посолских дворех, и на тех дворех, для посолской чести и оберегания, поставлена бывает вахта: у послов сотник, а с ним стрелцов по 20015, по 100 человек, или по 50, смотря по послом, сколко у кого людей; у посланников по 30 и по 20 человек, также смотря по людям; у гонцов по 12 и по 10 человек.
А лучитца16 посолским дворяном и их людем в рядех чего купить, послом и себе. или пойдут для гулянья: и с ними, для обережения от Руских людей, ходят стрелцы. чтоб им кто не учинил какого бесчестья и задору.
16. А как бывют на Москве цесаря Римского послы, также Полского, и Аглинского, и Датцкого королей, и Турские, и Перситцкие: и им бывает приниманье и честь во всем против того ж, что и Свейским17 послом; толко Цесарским послом и Полским и Аглинским бывает перед Свейскими послами прибавка Зри о рындах статья 2. в естве и в питье, да рынд бывает по 6 человек; а посланником и гонцом всех тех вышеписанных государств, и курфистров, и князей, и графов бывает против того, как писано выше сего во всем.
17. А как приезжают Крымского хана, и Нагайские, и Калмытцкие послы, и им встречи не бывает; а едут Крымские послы с приставы, кто их принимает на рубеже, на свой Крымской [77] двор, а Калмытцкие и Нагайские, где их поставят; и на Москве приставят к ним дворянина. А сколко их послов будет и с ними людей, и на тех послов и на людей их, в чем им быти у царя на приезде и на отпусие, готовят платье: на послов шубы отласные золотные на куницах и на белках, да однарядки суконные красные с круживы, кафтаны камчатые, Зри глава 6, статья 1. шапки лисьи высокие, сапоги; людем их однорядки суконные красные ж с кружевы, кафтаны камчатые исподние, шапки, сапоги. А которого дни укажет царь быти тем послом у себя, и по тех послов пошлют с царские конюшни лошадт, да пошлют к ним платье однарядки и кафтаны и шапки и сапоги, и велят им быти в город к посолскому Приказу; и послы, нарядясь в царское платье, приедут с приставом в Приказ, и в Приказе думной дьяк их роспрашивает, для чего они присланы, и говоря с ними о делех осматривает грамоты, и пойдет сказати царю; и царь пошлет по тех послов, велит им быти к себе, и пристав с ними ис Посолского Приказу идет до царского двора, пеши, и к царю в Верх. А царь в то время бывает в полате, во одеянии повсядневном. А как послы войдут в полату, и увидев царя кланяются в землю и правят посолство свое. и царь спрашивает послов о здоровье Крымского хана (или князя)18, сидя в шапке; а говорит речь от царя думной дьяк; и права посолство подают послы грамоту, и царь тое грамоту велит приняти думному дьяку, а бывает та грамота в мешке золотном, незапечатана; и приняв грамоту, велит царь с послов однарядки снять, а взложить на них золотные шубы при себе, а однорядки их отошлют к ним на двор; и потом царь велит послом идти к своей руке, и как они к руке придут, и царь кладет руку свою на их головы, а целовать не дает; и потом царь дает послом пити кубками романеи, да по ковшю меду вишневого; и потом отпущают их к себе на двор. И иные ис тех послов, выпив романею и мед, суды берут к себе и кладут за пазуху; а говорят они послы: «когда де [78] царь пожаловал их платьем и питьем, и тем судам годитца бытии у них же»; и у них тех судов царь отнимати не велит19, потому что спороватся с бусурманом в стыд; и для таких безстыдных послов деланы нарочно в Аглинской земле сосуды медные, посеребряные и позолочены.
А для каких разговоров те послы будут надобны, и они на розговорех бывают в Посолском Приказе и у думных дьяков на дворех, или посылают к ним дьяков и подьячих роспрашивать; и на отпуске те послы бывают у царя против того ж, как на презде, и питье им царь подает же. А корм и питье, поденное, идет им не против иных государств послов и гонцов, с убавкою, обычное.
18. Да королевского же величества свейского, также и Полского, великие послы, как бывают на Москве для подкрепления и докончания покою християнского: и они бывают у царя на приезде и на отпуске, во всем против того ж, как писано выше сего. А которого дни лучитца им бытии у царя на докончании, и того дни они послы бывают у царя, потом у бояр в ответе; а будучи бояре с послы о чем поговорят, ходят объявливать царю, а послы в то время останутца в ответной полате. А царь в то время велит протопопу, своему духовному отцу, да дьяконом нарядитися в церковное одеяние, и принес к себе в полату еуангелие да крест, и положить на высоком месте, на стуле, а перед них поставити свещу; и изготовя пошлет по послов думного дьяка, велит им быть к себе. А как послы придут, и им царь велит к еуангелию и ко кресту, и к себе притти поблиску; и протопоп начинает пение, и говорит о вере заклинателное писмо о содержании вечного покою, и с ним вместе и царь говорит же, а грамота докончалная в то время лежит под еуангелием; а проговоря заклинатклное писмо, чинит царь веру, прикладываетца ко кресту лицеем, и целует Распятаго на кресте в подножие; потом взяв царь докончалную грамоту, отдает послом и говорит речь, а изговоря речь льпущает послов к [79] себе на подворье. А с-ыными християнскими государствы ни с которыми докончания не бывает, потому что границ не пришло; а с Перситцким государством войны не бывает; а с Крымскими и с Турскими война хотя и бывает, а трактатов и постановления не бывает, чинитца успокоение через пересылочные грамоты. [80]