Английское Возрождение

Немецкое Возрождение

Северное Возрождение

В северных странах гуманизм оформился позже, чем в Италии. Во главе гуманистов Северного Возрождения стоял крупнейший гуманист Эразм Роттердамский (1469-1536), выдающийся филолог и писатель. Ему принадлежат сочинения «Похвала Глупости», «Адагии». Эразм сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее.

 

В Германии гуманистическая культура начинает складываться в XV в. К этой культуре принадлежали представители самых разных творческих областей – философы, естествоиспытатели, лингвисты, литераторы, поэты, проповедники гуманистического толка. Немецкими гуманистами, также как и итальянскими, обсуждался вопрос о создании единой Германии. Характер возрожденческой культуры, и немецкой в частности, требовал, чтобы слова и сочинения гуманистов доходили до широкой публики и формировали ее сознание в гуманистическом плане. Переписка сочинений гуманистов была медлительна и малоэффективна в деле гуманистического воспитания европейского общества. И в 1440 г. Иоганн Гутенберг (1397-1468) изобретает книгопечатание.

Крупнейшим художником немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер (1471-1528). Особую известность получила его серия гравюр «Апокалипсис».

Крупным представителем немецкого гуманизма являлся Иоганн Рейхлин (1455-1522), филолог и философ. В философии Рейхлин попытался провести своеобразный эксперимент: примирить с гуманизмом христианскую мораль. Эксперимент закончился полной неудачей.

Среди немецких гуманистов и реформаторов первой четверти XVI в. выделяется Ульрих фон Гуттен (1488-1523), один из составителей уникального памятника немецкой гуманистической литературы, знаменитых «Писем темных людей». В немецкой гуманистической литературе сложился обличительный жанр, блестящим образцом которого является сатира «Корабль дураков».

 

Гуманистическая культура в Англии сложилась в XVI в. Центром ее был Оксфордский кружок гуманистов, куда входили Гросин, Линакр, Джон Колет – восторженные поклонники античности и итальянских гуманистов.

Главой Оксфордского кружка стал Джон Колет (1467-1519). Во Франции и Италии он изучал теологию и пытался соединить Священное Писание с учением Платона и неоплатоников. Знал античную литературу, сочинения итальянских гуманистов. Занимался проблемами воспитания. Открыл школу с гуманистической программой воспитания, где изучались древние языки (латинский и греческий), сочинения античных и христианских авторов. Колет способствовал возникновению в Англии грамматических школ.

Блестящим английским гуманистом считается Томас Мор (1478-1535), канцлер Англии при короле Генрихе VIII. Томасу Мору принадлежит знаменитое сочинение «Утопия», в котором он разработал модель идеального государства. Мор выступил против Реформации и, в частности, против английской Реформации. По приказу короля Мор был казнен. В 1935 г. он был канонизирован.

В «Век Елизаветы» в Англии расцветает гуманистическое театральное искусство. Величайшим представителем английского Возрождения явился драматург и поэт Вильям Шекспир (1564-1616). Его комедии «Много шума из ничего», «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь» и др. пронизаны гуманистическим мировосприятием. Трагедии «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Кориолан» и др. отразили крушение гуманистических идеалов в столкновении их с морально-этическими ценностями грядущего капиталистического общества. От прославления человека, его культа, Шекспир в период трагического гуманизма, крушения его идеалов, отойдет от понимания человека как венца всего живущего и увидит в нем лишь квинтэссенцию праха. В исторических пьесах «Ричард III», «Генрих V» и др. Шекспир обратился к прошлому Англии. В них четко выражены государственные и политические позиции гуманиста. Шекспир был убежденным сторонником абсолютизма.

В XVI в. в городах Англии возникают многочисленные театры. Большой популярностью в Лондоне пользовался театр «Глобус», в котором Шекспир был драматургом, актером и пайщиком. Драматургия Англии XVI в. была представлена Кристофером Марло, Беном Джонсоном и др.

Конец английского Возрождения отмечен деятельностью выдающегося ученого и философа Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). Ему принадлежит фундаментальный труд «Новый Органон» и сочинение «Новая Атлантида».