Курсовая работа

Пояснительная записка

Москва 2011

Методические рекомендации для студентов


Настоящие методические рекомендации отражают специфику написания курсовых и контрольных работ на кафедре истории древнего мира и средних веков. Вместе с тем они могут быть использованы студентами при подготовке всех курсовых работ, предусмотренных учебным планом. Часть рекомендаций может быть также использована при подготовке дипломной работы. Однако особенности подготовки квалификационной (дипломной) работы требуют отдельных рекомендаций, а поскольку издан значительный объем методических рекомендаций по написанию дипломных работ, целесообразно непосредственно адресовать студентов к ним, сосредоточившись здесь на письменных работах, с которых, как правило, начинается освоение студентом азов самостоятельной научно-исследовательской работы.

В соответствии с учебным планом первая курсовая работа пишется на кафедре истории древнего мира и средних веков (в первом семестре второго курса для студентов дневной формы обучения и на втором курсе для студентов заочной формы обучения), и основные сложности возникают именно на этом этапе.

Среди особенностей подготовки курсовых работ по профилю кафедры – по археологии, истории древнего Востока, античности и средних веков – следует отметить работу с материалами археологических исследований и возникающую в ряде случаев необходимость обращения к литературе на современных иностранных языках и к источникам на древних языках. Вместе с тем основной перечень знаний и навыков, необходимых для подготовки контрольной и курсовой работы по кафедре истории древнего мира и средних веков, не отличается от такового для написания контрольной и курсовой работы по истории Отечества и новой и новейшей зарубежной истории.

В данном методическом издании дается представление о цели и задачах написания курсовых и контрольных работ, их правильном оформлении, выборе темы работы, подборе источников и литературы и критериях оценивания.

 


Курсовая работа есть самостоятельная комплексная работа студента, выполняемая на заключительном этапе освоения учебного предмета, предполагающая решение исследовательских задач, но не требующая научной новизны итогов исследования. Решение исследовательских задач при этом должно носить творческий характер.

При подготовке курсовой работы студенты вырабатывают навыки самостоятельного изучения конкретной проблемы, формируют умения работать с литературой и историческими источниками, проводить поиск по библиотечному каталогу, учатся сравнивать различные факты и точки зрения, анализировать, обобщать, последовательно и логично излагать материал. Вместе с тем курсовая работа есть средство проверки знаний студента, умения работать самостоятельно, творчески. По ее содержанию и качеству ее выполнения можно судить о том, насколько глубоко студент усвоил изучаемый материал и в какой помощи он нуждается.

На факультете истории, политологии и права МГОУ курсовые работы пишутся с 2 по 4 курс для бакалавров социально-экономического образования дневной и заочной форм обучения. Первая курсовая работа пишется по кафедре истории древнего мира и средних веков.

В соответствии с особенностями профиля обучения студентов на факультете истории, политологии и права МГОУ курсовые работы выполняются письменно и посвящены конкретным проблемам, изучаемым исторической наукой, либо историографической или источниковедческой проблематике, либо проблематике специальных исторических дисциплин.

 

В ходе подготовки курсовой работы студенту следует приобрести и продемонстрировать в работе ряд полезных умений и навыков, а именно:

– умение определять цель и задачи исследования, формулировать тему работы, строить содержание, подбирать источники и литературу в соответствии с темой исследования;

– отбирать и классифицировать источники, делать их описание и характеристику, подвергать источник изучению с помощью различных методик, проверять сведения, предоставляемые источниками, прежде всего письменными, на достоверность;

– находить и осваивать исследовательскую литературу по изучаемому вопросу, уметь ее классифицировать, устанавливать преемственность и взаимоотношение точек зрения, вклад тех или иных авторов в изучение проблемы;

– уметь правильно оформлять сноски и ссылки, список использованных источников и литературы.