ПОДГОТОВКА КУРСОВЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Кафедра истории древнего мира и средних веков

Факультет истории, политологии и права

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление с докладом в семинаре.

Москва 2004

Дин, доцент Петров П.П.

Иванов И.И.

Исторического отделения

Выполнил: студент I курса

По Законам Хаммурапи).

Положение рабов в старовавилонском обществе

Институт стран Азии и Африки.

Им. М.В.Ломоносова.

Московский Государственный Университет

Титульный лист.

Оглавление.

Все страницы в докладе (кроме титульного листа) должны быть пронумерованы. На основании этой нумерации и составляется оглавление. Оформляется оно таким же образом, как и в любых печатных изданиях. Строго говоря, в небольшой работе оно, возможно, и не так обязательно, как, к примеру, в работе дипломной, объем которой часто превышает сотню страниц. Тогда именно оглавление позволяет правильно сориентироваться при поиске той или иной части исследования. Все же казалось бы правильным соблюдать это правило даже в небольшом докладе на первом курсе.

Титульный лист – это «удостоверение личности» всякой работы. Соответственно, на нем должны быть обозначены все характеризующие работу данные: учебное заведение, где работа написана, название темы, имя автора, имя руководителя семинара (научного руководителя), сопровождаемое его регалиями (ученое звание, ученая степень), наконец, город и место «издания» доклада. Титульный лист должен занимать целую страницу, номер на которой не проставляется, а сама она при нумерации страниц доклада не учитывается. Внешний вид ее примерно таков:

Руководитель семинара:

 

От выступающего в семинаре докладчика не требуется воспроизводить в полном объеме написанную им работу. Не хватит ни времени, ни сил, ни терпения слушателей. Готовя текст устного выступления, не стоит перегружать его информацией. Цель докладчика – в сжатом виде, но четко и ясно изложить основные положения проделанного исследования. Не стоит пытаться «втиснуть» в текст своего выступления всю информацию из доклада: достаточно обозначить лишь основные положения – тезисы доклада. Удачно сделанный доклад всегда вызовет у аудитории вопросы. Отвечая на них, докладчик будет иметь возможность сделать уточнения и добавить те детали, которые изначально не попали в текст устного выступления.

С другой стороны, выступление не стоит делать слишком сухим и скучным. Это значит, что всякий тезис должен быть проиллюстрирован живыми примерами из источников. Таким образом, последовательность подготовительной работы будет такова: сперва следует выделить основные положения в докладе, затем – подобрать к ним примеры из источников. Что касается историографического раздела, то достаточно определить основные тенденции, оформившиеся в науке по тому или иному вопросу. То же относится и к источниковедческой части работы: достаточно дать слушателям лишь общие сведения о памятнике. В полном объеме, пожалуй, можно воспроизводить лишь текст введения и заключения, поскольку именно в них наиболее четко формулируются как цели и задачи доклада, так и выводы, сделанные по результатам исследования.

Наконец, еще один момент, связанный с самим выступлением. Хорошо известно, как сложно слушать того, кто читает текст по бумажке, не глядя на аудиторию. «Держать внимание» слушателей можно лишь тогда, когда ты как бы приглашаешь их к диалогу, рассказываешь, а не зачитываешь скороговоркой текст выступления. Стоит иметь в виду, что всегда легче и приятнее слушать живую речь.