Церковная скульптура как способ познания Бога
Церковная музыка как способ познания Бога
По древним поверьям Бог услышит молитву, когда она будет произнесена достаточно явственно, с соблюдением всех церемоний и в приятной для Бога форме. Но дело в том, что представления о церемониях у разных народов в разное время было неодинаковым.
Православие на первое место выдвигало церковное пение, в котором вплоть до второй половине XVII в. господствовал стиль знаменного (одноголосного) пения. К музыкальным же инструментам как у православия, так и у мировых религий отношение было иным.
От автора
В силу ярко выраженного «бесстыдства» мировые религии старались обходить стороной музыкальные инструменты. Мусульманство не допускало их в храм; протестантизм обходился без музыкальных инструментов; католичество составило исключение лишь для органа; буддизм использовал сексуально «нейтральные» звуковые агрегаты – гонг, деревянный брусок (в виде рыбы), колокольчики.
Васильченко Е.В. Музыкальные культуры мира. С. 128.
Православие сделало упор на колокол. Известно, что древние римляне возвещали о себе Богу едва слышным колокольчиком; европейцы XI–XV веков делали это большими колоколами с достаточно громким звоном. Русские считали, что ни древнеримская, ни западно-европейская манеры общения с Богом им не подходят, что эти манеры не способны передать состояние их внутреннего духа, что для этого необходимы самые большие, самые тяжелые и самые звонкие колокола. И это понятно. С одной стороны, римские христиане являлись современниками глубочайшего упадка общественной жизни, поэтому они заботились только о достигнутом; с другой стороны, в эпоху распада римской цивилизации первые христиане не могли не чувствовать презрения к внешнему миру, не искать в душе своей мира внутреннего, а потому, подавленные настроениями покаяния и искупления, совершенно не нуждались в громких звуках, сопровождавших их общение с Богом. В европейском мире, напротив, господствовал расцвет общественной жизни, поэтому его современники были охвачены оптимистическими настроениями, что и рождало потребность выразить себя способом, подходящим для более сильных чувств. Желание русских, в сущности, очень походило на европейское, но его размеры и глубина оказались не сравнимыми с европейскими масштабами и значительно превзошли все, чем могла гордиться тогда европейская цивилизация.
Ткачев В.С. Идеалы русской интеллигенции:
Сравнительный анализ общественной мысли
России XVIII – нач. XX веков. Иркутск. ИГЭА,
1998. 232 с. С. 21-22.
Мировые религии по-разному относились к скульптурному воспроизведению божественного лика.
Буддизм и католичество признавали этот вид искусства, поэтому в их храмах можно найти не только рельефные, но и круглые скульптуры; в иудаизме только некоторые священные изображения в Скинии Моисеевой (например, херувимы над Ковчегом Завета) были скульптурными; ислам категорически запрещал скульптуру, не делая исключения даже для рельефных изображений; протестантизм спокойно обходился без нее; а православие не признавало круглую скульптуру, но оставляло место для низкого рельефа.
От автора
Если обозреть историю становления священных изображений и Византии, и Древней Руси, то практически невозможно найти периода, когда в православных храмах какое-либо значимое место занимала скульптура. Исключение составляют изображения преподобного Нила Столобенского, Николы Можайского, Параскевы Пятницы и некоторые другие. (366)
Барельефы на фасадах древнерусских церквей, мелкая пластика церковной утвари носят сугубо утилитарный, декоративный характер и не имеют такого значения (367) в литургической практике Церкви, как образы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и святых, к тому же эти декоративные изображения не являются круглой скульптурой... (368)
Надгробный памятник, даже если на нем есть изображение Спасителя, Божией Матери или ангелов — это только памятный знак, свидетельство об усопшем, символ почтения.., но это никоим образом не священное изображение. (369)
В чем же причины «предвзятого» отношения христианства к скульптуре?
Для ранних христиан изваяния служили живым напоминанием о статуях на языческих капищах, и поэтому, создавая свой особый язык священных изображений, первые христиане всячески старались отгородить себя от искусства языческого, хотя справедливости ради надо заметить, что существовали в самые первые века христианства многочисленные скульптурные изображения Спасителя в виде Доброго Пастыря, а также горельефы (то есть выступающие на три четверти из плоскости изображения) на римских саркофагах, показывающие Христа с учениками, Божию Матерь и святых. И уже в то время можно проследить, что на западе наряду с многочисленной живописью (в римских катакомбах, например) существовали и скульптуры, тогда как на востоке акцент явно был в сторону изображений плоскостных.
Скульптура — древнейший вид изобразительного искусства. В отличие от живописи и рисунка, которые являются двухмерными, или плоскостными изображениями, скульптура является трехмерной, пространственной и, следовательно, более реалистичной, если, конечно, она не абстрактная. Поэтому чувственное, (368) эмоциональное воздействие скульптуры на человека велико.
Православная же аскеза, запрещающая всякую чувственную образность во время молитвы, и находит свое выражение в символическом языке иконы, которая показывает не пышущий пламенем страстей человеческих реальный мир, а наполненный нетварным духовным светом горний мир Божий.
И надо сказать, даже с чисто внешней стороны — стороны формы, плоскостные изображения, уже в силу своей изначальной условности, имеют большую степень свободы иносказания, чем скульптура.