Церковная скульптура как способ познания Бога

Церковная музыка как способ познания Бога

По древним поверьям Бог услышит молитву, когда она будет произнесена достаточно явственно, с соблюдением всех церемоний и в приятной для Бога форме. Но дело в том, что представления о церемониях у разных народов в разное время было неодинаковым.

Православие на первое место выдвигало церковное пение, в котором вплоть до второй половине XVII в. господствовал стиль знаменного (одноголосного) пения. К музыкальным же инструментам как у православия, так и у мировых религий отношение было иным.

От автора

В силу ярко выраженного «бесстыд­ства» мировые религии старались обходить сторо­ной музыкальные инструменты. Мусульманство не допускало их в храм; протестантизм обходился без музыкальных инструментов; католичество составило исключение лишь для органа; буддизм использовал сексу­ально «нейтральные» звуковые агрегаты – гонг, деревянный брусок (в виде рыбы), колокольчики.

Васильченко Е.В. Музыкальные культуры мира. С. 128.

Православие сделало упор на колокол. Известно, что древние римляне возвещали о себе Богу едва слышным колокольчиком; европейцы XI–XV веков делали это большими колоколами с достаточно громким звоном. Русские считали, что ни древнеримская, ни западно-европейская манеры общения с Богом им не подходят, что эти манеры не способны передать состояние их внутреннего духа, что для этого необходимы самые большие, самые тяжелые и самые звонкие колокола. И это понятно. С одной стороны, римские христиане являлись современниками глубочайшего упадка общественной жизни, поэтому они заботились только о достигнутом; с другой стороны, в эпоху распада римской цивилизации первые христиане не могли не чувствовать презрения к внешнему миру, не искать в душе своей мира внутреннего, а потому, подавленные настроениями покаяния и искупления, совершенно не нуждались в громких звуках, сопровождавших их общение с Богом. В европейском мире, напротив, господствовал расцвет общественной жизни, поэтому его современники были охвачены оптимистическими настроениями, что и рождало потребность выразить себя способом, подходящим для более сильных чувств. Желание русских, в сущности, очень походило на европейское, но его размеры и глубина оказались не сравнимыми с европейскими масштабами и значительно превзошли все, чем могла гордиться тогда европейская цивилизация.

Ткачев В.С. Идеалы русской интеллигенции:

Сравнительный анализ общественной мысли

России XVIII – нач. XX веков. Иркутск. ИГЭА,

1998. 232 с. С. 21-22.

Мировые религии по-разному относились к скульптурному воспроизведению божественного лика.

Буддизм и католичество признавали этот вид искусства, поэтому в их храмах можно найти не только рельефные, но и круглые скульптуры; в иудаизме только некоторые священ­ные изображения в Скинии Моисеевой (например, хе­рувимы над Ковчегом Завета) были скульптурными; ислам категорически запрещал скульптуру, не делая исключения даже для рельефных изображений; протестантизм спокойно обходился без нее; а православие не признавало круглую скульптуру, но оставляло место для низкого рельефа.

От автора

Если обозреть историю становления свя­щенных изображений и Византии, и Древней Руси, то практически невозможно найти периода, когда в пра­вославных храмах какое-либо значимое место занима­ла скульптура. Исключение составляют изображения преподобного Нила Столобенского, Николы Можай­ского, Параскевы Пятницы и некоторые другие. (366)

Барельефы на фасадах древнерусских церквей, мел­кая пластика церковной утвари носят сугубо утилитар­ный, декоративный характер и не имеют такого значения (367) в литургической практике Церкви, как образы Госпо­да Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и святых, к тому же эти декоративные изображения не являют­ся круглой скульптурой... (368)

Надгробный памятник, даже если на нем есть изображение Спа­сителя, Божией Матери или ангелов — это только па­мятный знак, свидетельство об усопшем, символ по­чтения.., но это никоим образом не свя­щенное изображение. (369)

В чем же причины «предвзятого» отноше­ния христианства к скульптуре?

Для ранних христиан изваяния служили живым на­поминанием о статуях на языческих капищах, и поэто­му, создавая свой особый язык священных изображе­ний, первые христиане всячески старались отгородить себя от искусства языческого, хотя справедливости ради надо заметить, что существовали в самые первые века христианства многочисленные скульптурные изображе­ния Спасителя в виде Доброго Пастыря, а также горе­льефы (то есть выступающие на три четверти из пло­скости изображения) на римских саркофагах, показы­вающие Христа с учениками, Божию Матерь и святых. И уже в то время можно проследить, что на западе на­ряду с многочисленной живописью (в римских катаком­бах, например) существовали и скульптуры, тогда как на востоке акцент явно был в сторону изображений плоскостных.

Скульптура — древнейший вид изобразительного искусства. В отличие от живописи и рисунка, которые являются двухмерными, или плоскостными изобра­жениями, скульптура является трехмерной, простран­ственной и, следовательно, более реалистичной, если, конечно, она не абстрактная. Поэтому чувственное, (368) эмоциональное воздействие скульптуры на человека велико.

Православная же аскеза, запрещающая всякую чув­ственную образность во время молитвы, и находит свое выражение в символическом языке иконы, кото­рая показывает не пышущий пламенем страстей че­ловеческих реальный мир, а наполненный нетварным духовным светом горний мир Божий.

И надо сказать, даже с чисто внешней стороны — стороны формы, плоскостные изображения, уже в силу своей изначальной условности, имеют большую сте­пень свободы иносказания, чем скульптура.