Транспорт.
Сельское хозяйство.
В результате реформы размеры крестьянских наделов в большинстве губерний уменьшились (в среднем на 20. Право собственности на землю получила крестьянская община, распределявшая и перераспределявшая наделы между дворами. После реформы помещики, не имевшие средств для обработки земли, начали распродавать ее. Основными покупателями земли стали зажиточные крестьяне. Возросло поголовье скота.Крестьянская реформа стимулировала и развитие промышленности. Подъем сельского хозяйства высвободил рабочие руки и создал спрос на промышленную продукцию.Иностранные капиталовложения в основном делались в тяжелую промышленность.Продолжался подъем в хлопчатобумажной промышленности.Стремительными темпами росли добывающая и тяжелая промышленность. В 60-70-е годы началось развитие машиностроительной промышленности, центрами которой стали Москва и Петербург.
Особое значение для экономики страны имело строительство железных дорог, в котором в 60-80-х годах преобладало частное строительство. Улучшение транспортной системы способствовало развитию торговли. В товарные отношения активно включились окраины. Постепенно падало значение ярмарок, набирали силу товарные биржи. Росла хлебная торговля внутри страны. Развивался и внешний рынок. Хлеб становился главной статьей русского экспорта. Финансовая политика. Осуществление реформы 1861 г. на основе выкупной операции требовало огромных кредитов. В кредитах остро нуждались промышленность и транспорт. Государственный бюджет страны испытывал хронический дефицит. Покрытие дефицита осуществлялось при помощи иностранных займов, выпуска дополнительных казначейских билетов и т. п., что приводило к колебаниям курса рубля.Для проведения выкупной операции при отсутствии денег в казне правительство прибегло к выплатам выкупных сумм процентными бумагами по типу государственного займа. Порядок погашения этих бумаг предусматривал ограничение передачи их из рук в руки и установление 49-летнего срока погашения. Подобные меры приводили к росту внутреннего долга и вызывали недовольство дворян-помещиков. Перед правительством остро встала задача проведения преобразований в системе финансов.Через год после провозглашения крестьянской реформы правительство приступило к проведению реформы финансов. Уже в 1860 г. в ходе подготовки крестьянской реформы вместо прежних кредитных учреждений был создан Государственный банк, фонды которого формировались в основном из казенных вкладов. Частные вклады и депозиты промышленности концентрировались в акционерных банках, активное создание которых наблюдалось в 60-х - начале 70-х годов. В 1875-1880 гг. большинство акционерных банков лопнуло.В 1862 г. была сделана попытка провести денежную реформу на основе свободного обмена кредитных билетов на золото и серебро по твердому курсу. Обеспечить проведение реформы должен был полученный правительством крупный иностранный заем. Однако реформа провалилась: сказались и дефицит государственного бюджета, и снижение деловой активности в начале 60-х годов. Рост инфляции продолжался.С середины 70-х годов крестьянское движение вновь начинает набирать силу под влиянием земельной тесноты, тяжести платежей и повинностей. Сказывались и последствия русско-турецкой войны 1877-1878 гг., а в 1879-1880 гг. плохой урожай и недород стали причиной страшного голода. Число крестьянских волнений росло из года в год. В отличие от крестьянского, рабочее движение было более организованным. Заметную роль в создании первых рабочих кружков сыграла деятельность пропагандистов-народников. Они вели пропаганду среди рабочих и ставили своей целью революционную борьбу «с существующим политическим и экономическим строем» и за установление социалистических отношений.
Неплохой источник
Соц-Эконом развитие
Вопрос №38. Реформы С. Ю. Витте и их результаты (90-е гг. XIX в.)
Серьезное влияние на экономическое развитие России в кон. XIX в. оказали реформы, проведенные по инициативе С.Ю.Витте. Основными из них были:
§ протекционистская политика по отношению к российским производителям,
§ стабилизация денежной системы (переход к золотому стандарту рубля, 1897 г.) и рост государственных доходов (определите, какую роль сыграла в этом «винная монополия»);
§ поощрение железнодорожного строительства.