Вопрос №6. Причины, процесс и значение принятия христианства на Руси

Болгарские походы Святослава

§ В 967 году между Византией и Болгарским царством разгорелся конфликт, причину которого источники излагают по разному. В 967/968 византийский император Никифор Фока отправляет к Святославу посольство. Главе посольства Калокиру было передано 15 кентинариев золота (прим. 455 кг), чтобы направить русов в набег на Болгарию. Согласно наиболее распространённой версии, Византия хотела сокрушить Болгарское царство чужими руками, а заодно ослабить Киевскую Русь, которая после победы над Хазарией могла обратить свой взгляд на крымские владения Византии. Калокир договорился со Святославом об антиболгарском союзе, но вместе с тем попросил помочь ему отнять у Никифора Фоки византийский престол. За это пообещал «великие, бесчисленные сокровища из казны государственной» и право на все завоёванные болгарские земли.

§ В 968 году Святослав вторгся в Болгарию и после войны с болгарами обосновался в устье Дуная, в Переяславце, куда к нему была выслана «дань с греков».

§ К 968—969 гг. относится нападение на Киев печенегов. В ответ Святослав организовал второй поход против них, в ходе которого и был захвачен Итиль, а каганат окончательно разгромлен. Святослав с конной дружиной возвратился на защиту столицы и отогнал печенегов в степь.

§ Во время пребывания князя в Киеве скончалась его мать, княгиня Ольга, фактически правившая Русью в отсутствие сына. Святослав устраивает управление государством: сажает сына Ярополка на киевское княжение, Олега — на древлянское, Владимира — на новгородское. После этого Святослав осенью 969 года снова с войском пошёл на Болгарию.

§ Во второй половине X в. начинается более активное русско-византийское сближение. Идя на это, византийские императоры одновременно рассчитывали использовать русские дружины в войне со своими соседями. В то же время Святослав, пытаясь приблизить границы Руси и Византии, вел упорную войну с империей за Балканский полуостров. Византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы (968 г.). Планы византийцев на ослабление Руси не оправдались, Святослав одержал победу над болгарским царем Борисом. Поскольку этот исход был нежелателен для Византии, она начала борьбу с Русью. Силы византийцев превосходили по численности русские дружины. Второй поход (971 г.) оказался неудачным. Союзник Руси, царь Борис перешел на сторону Византии. Святослава, находившегося в Доростоле (на Дунае) окружает 100-тыс. войско византийского императора Иоанна Цимисхия. После трехмесячной осады греки вынудили Святослава принять бой под стенами крепости. Согласно летописи, именно в этой битве Святослав произнес ставшую крылатой фразу: «Не посрамим земли русской, но ляжем костями, ибо мертвые срама не имеют».

§ В 971 г. был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась обещанием не совершать нападений. Греки обязались снабдить продовольствием и пропустить корабли Святослава по Дунаю в море, чтобы те ушли на Русь. Восстанавливались торговые связи Руси и Византии, они вновь становились союзниками.

§ В 972 г. Святослав, возвращавшийся с Дуная по дороге в Киев, был убит печенегами у Днепровских порогов. Из его черепа печенежский князь Куря сделал чашу для питья, окованную золотом, в знак уважения к противнику. По летописному преданию, считалось, что доблесть противника перейдет к тому, кто пьет из такой чаши – черепа.

Византия, как и Киевская Русь, занимала серединное положение между Востоком и Западом. Она была ближе к Руси и, соответственно, являлась более выгодным партнёром, чем Рим.

§ Византийский вариант христианства предполагал относительную независимость государственной власти от церкви, в то время как латинский вариант означал бы подчинение Папе Римскому.

§ Византийский обряд предполагал возможность богослужения на местных языках, в то время как латинский только на латыни.

§ Визант. обряд приняли ещё в 9 в. приняли близкие нам болгарские племена, многие русские были знакомы с этой религией

§ Визант. Обряд был более пышным и красивым, чем латинский обряд.


Неудача языческой реформы. Одной из первых на Руси Ольга приняла тайное крещение в 959г. Князь Владимир, воцарившись на киевском престоле, почувствовал необходимость идеологического объединения русичей на основе одной религии. В 980 году была попытка реформирования язычества, введение культа Перуна, как официального культа. В Киеве на горе был установлен Пантеон из 6 богов. Главенствующее положение Перуна подчеркивалось его серебр. Головой и золотыми усами. Реформа не удалась и кн. Владимир решает принять единобожие, чтобы действовала схема: 1 бог на небе, 1 великий князь на Руси. В 988 г. при Владимире 1 в качестве государственной религии было принято христианство.

Общепризнанной датой принятия христианства стал 988 год. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в Корсуни (по легенде)– центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия 2 с мятежом полководца Варды-Фоки. Император победил но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Однако скорее всего это произошло (считают историки) в Киеве или Высилёве (987 или 988 г.)

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Процесс христианизации затянулся. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Пласты народного языческого сознания были настолько мощны, что христианство восприняло и приспособило некоторые его черты. Культ богов сменился культом святых с прежними «языческими функциями». Где-то христианство принимали по доброй воле, но на большеё территории Руси под принуждением. Ещё долго многие продолжали молиться языческим богам.Сложилась ситуация двоеверия.
Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – “десятину”.

Последствия:

1. Объединение славянских земель на единой духовн. основе

2. приобщение к зап-евр и визант. культурным и христ. традициям и традициям вообще

3. рост междунар авторитета КР

4. гуманизация нравств. отношений

5. влияние на экономику (рост междунар торговли, развитие и совершенствование с/х произв.)

6. толчок развития культуры

7. появление каменной архитектуры

8. интенсивно развивается ИЗО

9. литерат. традиции (появл. письменности)

10. и др.

Негатив:

1. оформление культа власти

2. рабская психология, произошло превращение церкви в идеологический инструмент государства

3. мистическое восприятие христианства

Значение:

1. Русь вместе с христианством впитала традиции иудео-христианской культуры. Принятие христианства дало толчок культурному развитию Руси: распространение грамоты (кириллицы, как славянской грамоты), развитие арх-ры, иконописи, древ. Ремёсел.

2. Христианство способствовало гуманизации нравов, отказу от дикости и варварства.

3. Русь стала восприниматься на международной арене как равноправный субъект международного права.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси.
Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси.
Но имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.
Наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее - античной.