Второй период - период развития Киевской Руси длился с конца X ст. до середины XI ст. Он приходится на время княжения Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого.

Княжение Владимира Великого (980-1015)

Княжение Владимира Великого стала началом нового этапа в истории Киевской Руси, этапа могущества и расцвета. Сев на великокняжеский престол, новый правитель проявил себя как авторитетный политик, мужественный воин, дальновидный реформатор, тонкий дипломат. Он как бы обобщал качественно новый уровень управления государством.

1. Владимир продолжил политику объединения восточнославянских земель вокруг Киева.

2. Стремился подчинить себе главные торговые пути на запад. В ре­зультате владения Владимира стали крупнейшими в Европе и занимали око­ло 800 тыс. кв. км.

3.Изменение во внешней политике: дальние походы, захват новых земель сменились защитой собственного Отечества.

4. провел рядреформ:

-Административная - отстранение от власти местных князей и сосре­доточение ее в руках представителей своей династии.

- Судебная -учредил новый свод законов устного права, названный Нестором «Уставом земляным»;

- Военная - заменил племенную ор­ганизацию своего войска на наемную, что способствовало формированию вер­хушки военной знати. Владимир активно раздавал лучшим полководцам земельные владения в приграничных районах Руси, обязывая их служить Отечеству. Эта реформа имела несколько важных последствий: она дала возможность надежно укрепить южные рубежи от нападений кочевников; сформировало боеспособное преданное князю войско.

- Религиозная– принятие христианства, как государственной религии

Язычество отрицательно влияло на развитие общественно-политических отношений, тормозя культурное развитие и не отвечая новому феодальному способу производства. С решением Владимира перейти в христианскую веру связана в летопи­си история его женитьбы на византийской принцессе Анне. В 988 г. Вла­димир осадил Корсунь (Херсонес) и потребовал от императоров Василия и Константина отдать ему в жены их сестру Анну. Положение императо­ров было безвыходным, и они согласились — при условии, что Владимир примет христианство. Так Владимир был крещен в Корсуне.

Сама дата крещения киевлян остает­ся спорной. Но традиционно принятие христианства Русью датируется 988 годомгодом крещения самого Владимира.

Официальное принятие христиан­ства в 988г. имело огромнейшее значение:

1. Способствовало укреплению центральной власти князя. Со временем стало единым мировоззрением, единой идеологией для разноплеменного насе­ления Руси, что укрепляло единство государства.

2. Способствовало вхождению Киевского государства на равных в круг могущественнейших государств Европы, что позволило активи­зировать политические, экономические, военные и культурные связи с ними.

3. Киевская Русь приобщалась к мировой культуре, искусству, образованию и научным знаниям, получила доступ к достижениям античной цивилизации.

4. Началось бурное развитие торговли, каменное строитель­ство в городах Руси.

5.Ускорило завершение политиче­ского объединения восточных славян в единой государственной структуре.

Посредством новой христианской православной религии Русь при­общилась к достижениям европейских государств и избрала европейский путь политического развития. Реформы Владимира способствовали ук­реплению Руси как европейского государства.

 

Княжение Ярослава Мудрого (1017-1054 г.г.)

Годы княжения Ярослава Мудрого (1017-1054 г.г.)явились эпохой наивысшего развития и наибольшего расцвета Киевской Руси.

Все свои усилия великий князь направлял на продолжение дела Владимира – усиление единства, централизации власти, ее европеизацию. Как свидетельствуют летописи, Ярослав был не столько князем-дружинником, князем - завоевателем, сколько князем-строителем, князем-просветителем.

Культурно-просветительская деятельность:

- создание книжных мастерских,

- создание сборника законов Киевской Руси – «Русская правда» (1016)первого писаного кодекса древнерусского феодального права,

- открытие первых библиотек;

- открытие государственных школ;

- строительство храмов, монастырей (Собор София киевская, Киево-Печерская лавра, Золотые ворота).

Такая просветительская деятельность великого князя имела положительные последствия для Киевского государства и его насе­ления. Эта политика привела к тому, что раннефеодалъная Киевская Русь достигла высшей точки своей эконо­мической и политической мощи, а Ярослав вошел в историю под именем «Мудрый».

Внешнеполитическая деятельность:

- заключение взаимовыгодных договоров;

- внешняя торговля;

- династические браки.

Ярослав Мудрый проводил внешнюю политику, достойную ве­ликого государства, и вступал в полноправные отношения с главными империями средневековья (Германией, Византией). Все это принесло боль­шой международный авторитет Древнерусскому государству, а само государство заняло достойное место в системе европейских отношений.

Таким образом, отличительными чертами второго периода истории Киевской Руси были:

- завершение формирования территории государства, перенесение внимания княжеской власти с проблемы завоевания земель на проблему их освоения и удержания под контролем;

- усиление централизованной власти;

- замена родоплеменного раздела древнерусского государства территориальным;

- активная реформаторская деятельность великих князей;

- принятие и расширение государственной консолидирующей идеологии – христианства;

- широкое использование дипломатии в решении международных проблем; рост цивилизованности государства, расцвет древнерусской культуры.

 

2.3 Третий период – 2 пол. XII ст. - І пол. 13 ст. - период феодальной раздробленности и упадка государства.