К 2000 г. до н.э. трипольская культура прекратила свое существование.
2.2 Одновременно с развитием трипольской культуры восточнее от Днепра шел процесс формирования скотоводческого хозяйства. Хотя восточные скотоводческие племена стояли на более низком уровне развития, чем трипольцы, однако, будучи более воинствующими, они постепенно вытесняют или подчиняют их.
В конце эпохи меди-бронзы районами Северного Причерноморья от Карпат до устья Дуная к Кубани владели киммерийцы, которых относят к позднему этапу развития племен.
Время их обитания на территории Украины – 12 - 9 век до н. э. Это были первые племена на территории Украины, освоившие верховую езду, поэтому в древнегреческих источниках они названы, как «пьющие молоко кобыл».
Киммерийцы - это первый народ Восточной Европы, собственное название которого сохранилась в письменных исторических источниках /Геродот/. Они занимались скотоводством и земледелием, поддерживали торговые связи с Кавказом и Среднеземноморьем, изготовляли и широко применяли металлические орудия и оружие. Они имели укрепленные городища, традиция сооружения которых ведет свое начало к срубной культуре.
Анализируя исторические сведения о киммерийцах, ученые пришли к выводу:
- киммерийцы – первые в Украине скотоводы, перешедшие к кочевому образу жизни;
- киммерийцы первый народ в этих краях, кто стал выплавлять из болотной руды железо и таким образом открыли новую страницу в истории Украины – «железный век».
- воинственный по характеру народ, киммерийцы совершали широкомасштабные походы в Малую Азию, где успешно воевали с Урарту, Ассирией, Лидией.
- они первыми овладели искусством верховой езды, их войско состояло из всадников. По мере возрастания роли вооруженных всадников менялся общественный уклад киммерийцев: семейные кланы приходили в упадок, возникала военная аристократия.
- хотя киммерийцы и имели своих царей образовать полноценное государство им не удалось.
В VII в. до н.э. могучая волга многочисленных, активных и организованных скифских племен вытеснила киммерийцев с Причерноморья. Часть их ассимилировалась со скифами, а часть мигрировала на Ближний Восток.
Приход скифов в Северное Причерноморье состоялся уже в эпоху раннего железа. Применение железных орудий значительно повысило продуктивность труда во всех областях хозяйства, ускорило процессы эволюции человеческого общества от родоплеменного порядка до классового общества.
В это время на территории Украины проживало очень много племен, возникают первые рабовладельческие государства, Своеобразные государства вначале с царями образовывают и скифы, которые населили степную зону между Доном и Дунаем.
Первое государство сложилось у скифов около VI ст. до н.э. и известно под названием царства Атея. О скифах мы знаем из работ греческого ученого Геродота. Он разделял их на скифов-кочевников и скифов-земледельцев или пахарей. В особенности Геродот выделял так называемых царских скифов, которые жили между Днепром и Доном.
Скифы торговали с греками рыбой, хлебом, рабами в обмен на золотые изделия, предметы роскоши, вино.
Скифы создали высокую к тому времени материальную и духовную культуру. О ней свидетельствуют предметы найденные в скифских курганах-погребениях: Чертомлыкский вблизи г. Никополя, курган Солоха на Нижнем Днепре, Мелитопольский в Приазовье и Куль-Оба в Керчи.
«Скифская триада» это :
- скифский тип оружия;
- «звериный стиль» в изобразительном искусстве(изделия украшены рисунками-сценами из жизни скифов, мифологией. Изделия выполнены в так называемом «зверином стиле» - декоративный стиль, на котором присутствуют различные животные);
- специфическая сбруя у лошадей.
Эти элементы скифской культуры повлияли на формирование предславянской культуры. Некоторые из них дожили и до наших дней, в частности корни отдельных скифских слов сохраняются в языке восточных славян: «спако» – собака, «голос», «топор».
В II ст. до н.э. скифов вытеснили кочевые племена сармат. Они пришли с нижней Волги.
Сарматский период в Северном Причерноморье длился до IV ст. н.э. Сарматыделились на несколько племен: аорсов, роксолан, язигов, аланов. В II ст. н.э. союз сарматских племен возглавили аланы, которые властвовали в южных украинских землях. Конец самостоятельному существованию сарматов-аланов положило вторжение готов и гуннов.
Название «сармат» произошло от иранского «саормант», что значит опоясанный мечом. Сарматы заставили скифских вождей признать их власть над ними, а простых скифских воинов – пополнить ряды сарматской конницы.
Сарматы занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни. Они разводили крупный рогатый скот, овец и «мелкую породу» лошадей.
У сарматов были развиты самые разнообразные ремесла: кузнечное, бронзолитейное, кожевенное.
Сарматские женщины занимались прядением, ткачеством, изготовлением войлочных изделий и лепной посуды.
Сарматы ценили красоту вещей, которыми пользовались в быту, и украшали оружие и одежду разноцветными стеклами и бусами, полудрагоценными камнями.
Сарматы занимались торговлей. Главным торговым центром была столица Танаис.
Сарматское государство находилось на переходном этапе от родоплеменных отношений к раннеклассовым, но собственного государства у них так и не образовалось.
Особенностью сарматского общественного строя было существование матриархата. В древних источниках есть упоминания о сарматских царицах – Томирис, Амагу.
Начиная с IV ст. н.э. степями Украины с Востока проходят гунны /IV ст./, болгары /V ст./, авары /VI ст./, хазары /VII ст./, угры /IX ст./ и др.
2.3 Античные города-государства Северного Причерноморья появляются в VII ст. до н. э. Причинами миграции греков были перенаселения континентальной Эллады, внутренняя политическая борьба, необходимость в рынках сбыта готовых изделий и поиск источников сырья и продуктов питания.
Первая из колоний была построена на о. Березань (Днепр).
Позже возникают Оливия, Тира, Херсонес, Пантикапей, Фанагория, Танаис и др.
Единым государственным объединением греческих городов-государств было Боспорское царство, которое образовалось в V ст. до н.э. и охватывало Керченский и Таманский полуостров и северное побережье Азовского моря до устья Дона. Это были типичные рабовладельческие государства, стремящиеся к своей метрополии, которые богатели на торговле хлебом, рабами, ювелирными изделиями.
Античные города-государства просуществовали в Северном Причерноморье до 4-5 ст. н.э. и прекратили свое существование под ударами кочевых племен гуннов и др.
Значение греческих колоний в истории становления Украинской державы:
1. Полисное строение городов-колоний впоследствии способствовало становлению традиции образования государства на территории современной Украины.
2. Греческие переселенцы не только передали местному населению прогрессивные технологии и ремесла, но и активно привлекали к товарно-денежным отношениям.
3. Возникновение античных городов-государств определили развертывание процесса урбанизации Причерноморья.
4. Разнообразные контакты местных племен с колонистами способствовали в то время расширению опыта и передовой на то время античной культуры.
В своей совокупности все эти процессы не только заметно ускорили темпы исторического развития населения Крыма, Поднестровья, Поднепровья, но и на долгое время определили южный вектор цивилизационной ориентации, что в дальнейшем способствовало тесным контактам Киевской Руси и наследнице греческой культуры, эллинской колонии – Византии.
Таким образом, исследование украинских археологов и историков дают нам представление о непрерывности этнокультурных процессов на землях Украины, начиная с IV тыс. до н.э. и заканчивая последними столетиями І тыс. до н.э. Только определение беспрерывного развития народов на земле Украины с наследованием следующими народами культуры предшественников дает возможность понять, почему в середине І тыс. н.э. мы видим на украинских землях народ с давними традициями, верованием, довольно высоким развитием материальной культуры.