Периодизация истории Украины.

Лекция № 1. Введение. Украина в древнейшие времена.

ИСТОРИЯ УКРАИНЫ

МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

Перші запорізькі січі і крим

У Криму в другiй пoлoвинi XV ст. мiсцeвi джeрeлa згaдують сeрeд тaтaр i нaймaниx кoзaкiв-вaртoвиx, i кoзaкiв-рoзбiйникiв. Нaприклaд, з сeрeдини XV ст. якiсь кoзaки нeсли кoнвoйну i вaртoву службу в Кaфi тa iншиx ґeнуeзькиx кoлoнiяx, a в 1474 р. кoзaки тaтaрськoгo цaрeвичa Кaсимa, вaсaлa мoскoвськoгo цaря, пoгрaбувaли в стeпax купeцький кaрaвaн тиx жe кaфинцiв. I взaгaлi, як скaржилися кaфинськi купцi, їм пoстiйнo зaвдaють збиткiв стeпoвi дoбичники – нaшi сусiди.

Пoявa козаччини – цe свoгo рoду кoмпрoмiс iз Пoлeм, дe сaмe життя витвoрилo eлaстичну буфeрну смугу, нa якiй пoєднaлися нaвички виживaння в Пoлi з oрiєнтaцiєю нa цiннoстi oсiлoгo свiту. Кoзaки й тaтaри увiйшли дo iстoрiї нeрoздiльнo спaяними пeрeлiкoм взaємниx вiдплaт, нeмoв aвeрс i рeвeрс oднiєї мeдaлi. Тим-тo їxнi вiйни тaк чaстo пeрexoдили у вiйськoвe спiврoбiтництвo, a oбмiн пoлoнeними й тoргoвi кoнтaкти тривaли взaгaлi бeзпeрeрвнo, нa щo, зoкрeмa, вкaзує вeльми xaрaктeрнa зaзнaчкa, яку пiд 1572 р. пoдaє Бaртoш Пaпрoцький, oписуючи Днiпрoвий Низ. При впaдiннi Кiнськиx Вoд у Днiпрo, гoвoрить вiн, є урoчищe Кaрaйдубинa; цe – мiсцe збoру, aбo ринoк, дe тaтaри й кoзaки прoвaдять свoї тoрги.

 

 


 

 

 

 

 

Конспект лекций

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методичес-

кого совета ДИТМ МНТУ

Протокол N_______

от _____________ 2009г.

 

 

г. Краматорск, 2009

 

 

Конспект лекций по дисциплине «История Украины» (для студентов специальностей 06.0501, 060601) сост. Роганова М.В. ДИТМ МНТУ


ПЛАН.

1. Предмет и методы изучения курса "История Украины".

1.2 Основные источники и историография изучения истории Украины.

2. Древняя история Украины.

2.1 Трипольская культура.

2.2 Киммерийцы, скифы и сарматы в степях Украины.

2.3 Античные города-государства Северного Причерноморья.

 

1. Что же изучает история Украины.

Под историей Украины мы понимаем историю украинского народа на основных землях его поселения, а также историю его предков, от древнейших времен к настоящему.

Это история украинских земель, история территории, на которой находился или находится украинский народ, вместе с другими племенами или народами, истории государственной власти, которая правила определенной территорией.

В курсе "Истории Украины" изучаются политические, социально-экономические, культурные, религиозно-церковные аспекты человеческой деятельности.

Таким образом, предметом изучения истории Украины является экономическая, политическая и культурная жизнь народов, которые от древних времен и до нашего времени проживали на территории Украины.

Глубокое изучение прошлого дает возможность лучшее познать современное, определять правильные пути движения вперед. Большая трудность в изложении истории Украины состоит в том, что на протяжении веков изменялась территория украинского поселения, на ней в одно и то же время существовали разные политически-государственные формации, часто сосуществовали разные государственные структуры. Эти трудности касаются в большей мере западных украинских земель, которые продолжительное время жили отдельно от Центральной Украины.

Особую трудность при изучении истории Украины создает и то обстоятельство, что у нас на протяжении веков не было собственного государства, самостоятельных украинских политических формаций. Украина или ее часть принадлежали к Польше, Турции, Австрии и России.

При изучении истории Украины используются общенаучные и специфические методы познания. Общенаучный метод – диалектической логикипредполагает изучение исторических событий от простых форм к более сложным.

Какие же принципыизучения истории Украины?

1. Принцип историзма – предполагает логику исторического процесса: как явление возникло, какие этапы развития прошло, когда и почему прекратило свое существование или дало толчок для возникновения нового явления.

Этот принцип требует, чтобы каждое историческое событие рассматривалось только в связи с другим, с конкретным опытом истории.

2. Принцип объективности требует, чтобы человек изучал всю сумму фактов, давал правдивую информацию, а не подгонял их под схему.

3. Хронологический принцип требует обязательного закрепления в памяти хронологических дат. Даты – это решающее условие изучения истории.

1.1 Основы периодизации истории Украины.

На основе этих принципов ведется периодизация истории Украины:

1. Древняя история.

2. Феодальный строй (приблизительно с IX ст. до середины XIX ст.).

В рамках этого периода рассматривается княжеская пора или Киевская Русь и Галицко-Волынское княжество, польско-литовскоя эпоха; казацкая, казацко-гетманская эпохи.

3. Капитализм - с середины XIX ст. (реформа 1848 г. на западных землях и реформа 1861 г. в Росси) до октября 1917г.

4. Культурно-национальное и государственное возрождение Украины в 1917-1920гг. Украинская Народная Республика

5 Советский период (с 1920 г. до 24 августа 1991 г).

6. Построение независимого государства Украина.

На основе этой периодизации курс истории Украины делится на ряд тем, в которых будут рассматриваться отдельные этапы развития общества.

1.2 Основные источники изучения истории Украины.

Изучение истории Украины базируется на исторических источниках.

В науке сейчас различают 5 основных типов исторических источников:

1. Материальные источники - это памятки материальной культуры - археологические находки (орудие производства, предметы быта, монеты), а также архитектурные памятники. Это источники для изучения праистории и ранней истории (первобытнообщинный строй и раннее феодальное государство).

2. Этнографические источники - это памятки истории, в которых находим данные о характере и особенностях быта, культуры, обычаев народа. Этот источник используют при изучении всех периодов истории Украины.

3. Лингвистические источники, то есть данные из истории развития языка.

4. Устные источники - народные песни, исторические думы, пересказы, легенды, пословицы, поговорки и др.

5. Письменные источники - служат основой исторических знаний. Письменные источники в свою очередь делятся на 2 основные группы:

І. Актовые материалы, которые являются результатом деятельности разных учреждений, организаций и официальных лиц: грамоты, договоры, протоколы, циркуляры, приказы, статистические данные и др.

II. Повествовательные памятники - летописи, воспоминания, дневники, письма, публицистическая, экономическая литература и др.