Реформаторские планы П.А. Столыпина в сфере местного управления, судебной системы и духовной жизни.

Издаётся указ (становится законом в 1910г.).

1) принудительное для общины право выхода из неё всех желающих;

2) за выходящими из общины крестьянами их земельные участки закреплялись как частная собственность с правом продажи; но при этом предусматривалось ограничение на покупаемую землю – не более 6 наделов в 1 уезде.

 

Цель реформы – создание хозяйств двух типов: отруба и хутора.

Отруб представлял собой участок во владении крестьян, в то время как сами крестьяне оставались жить в деревне. Хутор – участок, на котором крестьянин живёт, в отрыве от деревни.

 

Власти было необходимо хозяйство хуторного типа. Крестьяне же не хотели выходить из общины. ¾ крестьян европейской части России были против разрушение общины.

Несмотря на это, местное самоуправление активно проводило реформу.

В итоге - многочисленные кровавые столкновения между желающими выйти и общиной, не желающей их отпускать.

 

Проблема реформы: выходящие из общины крестьяне нуждались в государственной поддержке, которую им не могли предоставить.

Появляется проект кредитования крестьян на обустройство хозяйства, но для необходимо 500 млн. рублей. Проект не осуществляется.

Вместо него появляется проект кредитования сельскохозяйственным инвентарём, что тоже оказывается невозможным.

Организованы немногочисленные пункты проката инвентаря, которого недостаточно для крестьян.

Итог: в массовом масштабе никакой помощи крестьяне не получили.

 

По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян в Сибирь было предоставлено всем желающим без ограничений. Проводится насильно сверху. 80% переселенцев возвращаются обратно.

Появляются «столыпинские вагоны».

 

В 1910 начался массовый выпуск так называемых «столыпинских вагонов». От обычных они отличались тем, что задняя их часть представляла собой помещение во всю ширину вагона, предназначавшееся для крестьянского инвентаря и скота. Зловещую славу «столыпинский вагон» получил позднее, уже после смерти самого Столыпина, когда в них стали доставлять людей в лагеря.

Применялся для перевозки крестьян из центральных губерний России в Сибирь и на Дальний Восток, где им выделялась земля в пользование.

 

 

Итоги земельной реформы:

1. После начала Первой Мировой войны, проведение реформы свернули; (хотя она рассчитывалась на 20 лет)

2. 26% крестьян вышло из общины (это были фабричные работники);

3. К 1914г. хозяйства нового типа составляют лишь 10%, хутора – 2% (от общего количества крестьянских хозяйств);

В годы реформы была хорошая урожайность, но причина ей вовсе не реформа, а хорошая погода.

1910 г. – плохая погода, неурожай, голод. Но при этом продолжался массовый вывоз зерна. Экспорт шёл за счёт сокращений внутри страны. Девиз – «Недоедим, но вывезем».

1913 г. – экспорт становится меньше, чем в 1905 г. Поголовье скота становится меньше.

1914 г. – выход из общины практически прекратился.

1917 г. – в европейской части России община поглотила всех вышедших крестьян.

Всё имущество было поделено поровну.

 

Пакет реформ местного самоуправления.

1) Попытка отхода от сословного принципа.

2) Попытка заменить представителя дворянства в уезде на назначаемого чиновника.

3) Проект изменения системы земских выборов.

 

Резкие протесты дворянства. Столыпин вынужден отозвать свои законопроекты.

 

Программа совершенствование губернской системы.

1) Усиление власти губернатора, повышение эффективности губернского управления. Объединение всего под властью губернатора.

2) Создание административной юстиции. Система для внесудебного разрешения конфликтов.

Министерство юстиции, правая фракция Государственной Думы – против. Проект не прошёл.

3) Реформа суда. Ликвидации судебных функций у земных начальников. Возвращение мирового суда.

Воспринято как покушение на сословные устои.

Реформа началась в 1914, в качестве эксперимента.

 

Вероисповедальные законы.

1) Право на бесконфессиональное состояние.

2) Ввести право на гражданский брак (не путать с сожительством!), без венчания в церкви.

3) Предоставление свободы проповеди всем вероисповедникам, в том числе и старообрядцам.

 

Синод восстал. Его поддержало дворянство. Проект измененных реформ был принят Думой, но отменён после смерти Столыпина.

 

Закон ускоренного судопроизводства.

 

1.09.1911 – выстрел в Столыпина.

4.09 – скончался.

 

В.Н. Каковцев становится премьер-министром до января 1914г. Остаётся и министром финансов.

 

Из интернета:

 

Столыпинский галстук

Выражение из выступления члена партии кадетов депутата 2-й Государственной думы Федора Измаиловича Родичева (1856—1932) на заседании Госдумы 17 ноября 1907 г.

Поводом к нему послужил доклад, который представил Думе председатель Совета министров России А. П. Столыпин. В нем он обещал и далее всемерно бороться с революционным движением в России. Такую политику горячо поддержал депутат-черносотенец В. М. Пуришкевич в своей речи в защиту военно-полевых судов (12 марта 1907 г.): «А где убийцы, все ли они вздернуты и получили муравьевекий галстух?» (граф М. Н. Муравьев был прозван «вешателем» за жестокое усмирение польского восстания 1863 г.).

Отвечая В. М. Пуришкевичу, кадет Ф. И. Родичев сказал: «В то время, когда русская власть находилась в борьбе с эксцессами революции, только одно средство видели, один палладиум в том, что г. Пуришкевич называет муравьевским воротником и что его потомки назовут, быть может, столыпинским галстуком» (Государственная дума, третий созыв: Стенографические отчеты. Сессия первая. Ч. 1. СПб., 1908).

В наказание за «непарламентское выражение» Ф. И. Родичев был исключен Думой на 15 заседаний, а П. А. Столыпин даже вызвал его на дуэль. Она не состоялась — депутат извинился перед премьером, но «столыпинский воротник» прочно вошел в ряд крылатых выражений того времени.

 

Реформирование судопроизводства

Судебная реформа предусматривала унификацию законодательства, пересмотр устаревших правовых норм, замену их новыми, более соответствующими тем материальным, социальным отношениям, которые формировались в ходе преобразований. Она была важным элементом в системе преобразований П.А. Столыпина.

 

Законопроект «О преобразовании местного суда» должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности ин­ститута мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе – городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях. Одновременно государство отказывалось от «обломков» сословного судопроизводства – крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянство.

 

Помимо этого, правительство П.А. Столыпина внесло в Государственную думу целый ряд инициатив. Предполагалось определить права человека во время предварительного следствия, установить условный срок осуждения, ввести принцип гражданской и уголовной ответственности чиновников, посягнувших на свободы и права граждан.

 

Иными словами, предполагалось «вплести» в ткань законов Российской империи декларированные гражданские свободы, обеспечив процедуру их отстаивания и сделав ответственными за их осуществление все государство и каждого чиновника в отдельности. Реформа местного суда имела огромное значение, поскольку имела целью обеспечить действительное равенство всех перед законом, независимо от сословной принадлежности.

 

Местное управление и самоуправление

Правительство П.А. Столыпина одной из главных своих задач считало упорядочение устройства жизни в деревне. На это были направлены аграрная реформа и реформа местного управления. При этом более сложным для столыпинского правительства оказался не вопрос о земельных наделах, а вопрос о власти в деревне. Только крестьянская община являлась в деревне некоей целостной единицей, субъектом и объектом управления. В то же время, в связи с естественным ходом жизни и проведением аграрной реформы в деревне появлялось все больше людей и участков, не входивших в общину. К таковым относились и помещики, и вышедшие из общины зажиточные крестьяне. П.А. Столыпин считал, что и те, и другие, независимо от сословной принадлежности, должны обладать равными правами в самоуправлении.

 

Уже в 1907 г. были внесены в Государственную думу «Положение о поселковом управлении» и «Положение о волостном управлении». Законопроекты предполагали учреждение органов местного самоуправления на самом низовом уровне – в поселковом обществе и волости. Причем речь шла о бессословной организации этих учреждений. В устройство поселка вносилось принципиальное новшество – он не должен был более основываться на общине.

 

Наиболее ожесточенное сопротивление помещиков встретила предложенная Столыпиным реформа уездного управления. Смысл необходимых изменений сводился к установлению исполнительной вертикали от министра до руководителя уездных государственных органов. Вплоть до начала ХХ в. государственная власть заканчивалась в губернии; властные функции в уезде исполняли предводители дворянства; эта должность была, во-первых, общественной, т.е. безответственной, а во-вторых, сословной. А вопросы, относившиеся к компетенции предводителей, были важны для всего населения, к ним, в частности, относилось землеустройство.

 

Правительственная власть, по Столыпину, должна была обрести своего представителя на уровне уезда. Учреждалась должность начальника уездного управления, в ведении которого были все уездные правительственные учреждения и участковые начальники. В свою очередь, он сам непосредственно подчинялся губернатору. Таким образом, правительство выстраивало стройную административную иерархию, способную оперативно реагировать на вызовы времени.

 

Вероисповедание

Предполагалось снять ограничения, связанные с национальной и конфессиональной принадлежностью граждан России. Так, в законопроекте "Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое" проводился принцип свободного избрания религии совершеннолетними. Ограничения на переход из одной веры в другую практически устранялись. В период министерства П.А. Столыпина были заметно расширены права старообрядческих и сектантских общин. По сути, старообрядцы и сектанты были приравнены к лицам православного исповедания. П.А. Столыпин предпринял шаги и к разрешению еврейского вопроса. Он настаивал на снятии наиболее значимых ограничений, наложенных на еврейское население России: в т.ч. на разрешение проживание вне черты оседлости, на приобретение недвижимых имуществ в городе и т. д. А 22 мая 1907 г. был издан циркуляр за подписью П.А. Столыпина, согласно которому приостанавливалась высылка евреев, незаконно проживавших за пределами черты оседлости. На практике это обозначало ликвидацию черты оседлости как таковой в период действия этого циркуляра.

 

Отход от сословного принципа

Правительство предполагало расширить права и всех граждан России вне зависимости от сословий. Так, 8 марта 1907 г. во II Думу правительством был внесен законопроект "О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции". Речь шла о необходимых гарантиях прав человека. В законопроекте утверждалось, что никто не мог быть задержан, арестован помимо воли суда. Любое наказание могло иметь место лишь в случае соблюдения необходимой законной процедуры. Вторжение в чужое жилище допускалось лишь в предусмотренных законом случаях. При этом за каждым гражданином закреплялось право селиться там, где он того желал.