Реформы политического строя России в1905-1906. I и II Государственные думы.

Билет №24.

 

Манифест от 17 окт 1905 о даровании гражданских свобод и придании ГД законодательных полномочий, т.е. царь обещал поделиться абсолютным полновластием. Важная функция ГД – утверждение госбюджета. Однако по указу от 8 марта 1906 говорил о том, что военный бюджет, внешние займы, содержания императорского двора и некоторое другое не являлись предметом обсуждения ГД. Либералы встретили этот документ ликованием, но так же признали его двусмысленность.

19 окт 1905 года – Манифест о преобразовании Совета министров. Первый министр нового совета – С.Ю. Витте (1905-1906). Раньше Совет министров был совещательным органом при императоре и лишь координировал работу министерств.

11 дек 1905 – принят избирательный закон об изменении положений выборов в ГД. Сохранил принцип выборов по куриям: землевладельческой, городской, крестьянской, рабочей. Помещики избирали 32% крестьяне – 42%, горожане 22% и рабочие 3% выборщиков.

 

Первая ГД начала работу с 27 апр 1906, существовала 72 дня. Большинство голосов имела кадетская партия. Вторая по численности фракция – крестьянская Трудовая группа. Председателем ГД – кадет С.А. Муромцев.

Главный вопрос ГД – Аграрный. Проект Трудовиков – ликвидация помещичьего землевладения и национализацию земель. Кадетский проект – то же отчуждение помещичьих земель, но по рыночной цене.

И.Л. Горемыкин сменил 16 апр 1906 г. Витте на посту председателя правительства.

Попытки ГД ввести принцип ответственности правительства перед ГД – тщетны. Дума приняла заявление о недоверии правительству и необходимости его замены => 8 июля 1906 под предлогом «разжигания смуты» ГД распущена.

После последовало предложение от кадетов о собрании в Выборге. 9-10 июля 1906 года около 200 депутатов из числа кадетов, трудовиков и меньшевиков подписали Выборгское воззвание «народу от народных представителей», в котором население призывалось прекратить платить налоги и др повинности, отказаться от поставки новобранцев и т.п. в знак протеста против роспуска ГД. Спустя некоторое время подписавшие воззвание приговорены к тюремному заключению.

Выборы во Вторую ГД состоялись в феврале 1907 года. Большинство Думы – кадеты, трудовики, социал-демократы и различные эсеровские группы. Соответственно 98, 104, 65, 37, и народные социалисты – 16 депутатов. + весомо представлены национальные группы.

Опыта у депутатов второй ГД не было, т.к. только 32 депутата (6%) были из состава первой. Т.е. вторая дума была некомпетентной, и радикальной, и с самого начала она стала оппозиционной правительству. Требовала изменения внутренней политики, в т.ч. в отношении смертной казни. Провозглашён лозунг конфискации помещичьих земель, немедленной отмены Столыпинских арарных законов, приняых в обход ГД.

26 апр 1906 Столыпина назначают МВД. Считая ГД основным препятствием для своих реформ, Столыпин взял курс на её роспуск. Используя «утку» о «военном заговоре» социал-демократов, МВД потребовал снять депутатскую неприкосновенность с социал-демократов. После отказа ГД, 3 июня 1907 Вторая ГД распущена. Одновременно – Арес 16 челнов социал-демократов.

 

Билет 25.

ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ(3 июня 1907–1915) – система государственной власти, сложившаяся после государственного переворота 3 июня 1907 и просуществовавшая до середины Первой мировой войны.

 

1. расцвет 3июня 1907 – сент 1911

2. 2 разложение 1911-лето-1914

3. движение в холостую ПМВ – февр рев

Государственный переворот был инициирован Советом объединенного дворянства. С согласия председателя Совета министров П.А.Столыпина, по сфабрикованному охранкой обвинению в подготовке антигосударственного переворота, практически вся социал-демократическая фракция Думы в ночь на 3 июня 1907 была арестована.

Одновременно в газетах появился заранее подготовленный избирательный закон, но права принимать этот закон без согласия Госдумы не было, но это было сделано без нее. Отсюда новая полит конструкция.

 

При введении чрезвычайного положения Основные законы переставали действовать, и в губерниях устанавливалась диктатура генерал-губернаторов, имевших право ссылки без суда на 5 лет, запрета общественных организаций, закрытия предприятий и органов печати. С июня 1907 на 75% территории европейской части России стало действовать положение о чрезвычайной охране. Исполнительная власть стала полностью подконтрольна императору, так как он сам назначал Совет министров. В руках императора осталось и все руководство внешней политикой, так что заново созываемой Думе остались лишь внутренние проблемы государства.

Государственная дума III-го созыва (1 ноября 1907 – 9 июня 1912) была избрана по новому «третьиюньскому», «бесстыжему», по определению социал-демократов закону о представительстве, одобренному царем. По сравнению с прежней, II-ой Думой представительство было сокращено: от крестьян – в 2 раза, от рабочих – в 2 раза. В 3 раза уменьшилось число мест от Польши, Кавказа и азиатской России, Астраханской и Ставропольской губерний. При этом не имели избирательного права военнослужащие, учащаяся молодежь до 25 лет, не говоря уже о женщинах. Таким образом, в 1907 в число избирателей вошло только 13% населения страны, а число членов Думы сократилось с 524 до 442.

Новый закон обеспечил привилегии предпринимателей и банкиров, а также помещиков (50% выборщиков). В самой Думе правые либералы – октябристы получили 30%, правонационалистические группы вместе – 32%, кадеты и прогрессисты – 21%, левые (социал-демократы и трудовики) – 7%. Поскольку левые (социал-демократы и трудовики) имели всего 7% голосов, а твердое политическое большинство в Думе отсутствовало, любое голосование в парламенте зависело от самой большой фракции – октябристов, которые склонялись то к правым, то к либералам центристского и левого крыла (эту ситуацию называли «октябристским маятником»). Таким образом, своеобразием монархической системы того периода был синтез демократии и авторитаризма, лавирования между классами и политическим партиями в обстановке социальной напряженности постреволюционного времени.

Первые годы этой системы связаны с именем премьера Столыпина. Его курс на модернизацию страны был лавированием между двумя большинствами ради сохранения «твердых устоев» самодержавия и «умиротворения страны». После такого умиротворения, полагал Столыпин, Россия могла перейти к реформам, главной из которых была аграрная. Идея Столыпина заключалась в том, чтобы решить аграрную проблему, не затрагивая помещичьего землевладения, обогатив одних крестьян за счет других. Вслед за появлением в деревне слоя личных собственников Столыпин планировал предоставить им экономическое и политическое равноправие с помощью реформ местного управления и суда и таким образом создать мощную опору монархии. Но реформа Столыпина потерпела неудачу, да и другие законы проходили с боем, в обстановке споров между группировками и очень медленно.

Лавирование между ведущими партиями становилось все чаще невозможным для правительства, а аппарат Думы превратился в разветвленную сеть бюрократических учреждений. После того, как в 1912 в условиях подъема общественного движения Думой были приняты законы о больничных кассах и страховании рабочих, правительство, стремясь отделаться от такого парламента, завалило его множеством мелких законопроектов. Обсуждение важного законопроекта о бюджете на 1914, о котором велись жаркие споры в парламенте, закончилось утверждением его правительством без Думы и Государственного совета. Он был подписан царем как «постановление» этих органов власти. Принятие законодательных актов без участия Думы стало после этого случая почти нормой. Важные думские законопроекты в рамках реализации Манифеста 17 октября 1905 (свобода печати, собраний, союзов и др.) увязали в комиссиях или проваливались Государственным советом.

В 1912–1914 социальная база третьеиюньской монархии быстро сокращалась.

В июне 1914 Николай II на заседании Совета министров лично поставил вопрос об изменении Положения о Государственной думе. Однако новый государственный переворот в стране оказался уже невозможен. Патриотический подъем в России в связи с началом Первой мировой войны при первых же проигранных сражениях пошел на спад. Окончательный распад третьеиюньской системы произошел в августе 1915 с возникновением в Думе единственного большинства – «Прогрессивного блока». В оппозиции к царизму оказались все политические течения за исключением черносотенцев. Правящие круги показывали себя неспособными встать на путь действенных преобразований. Непоследовательная правительственная политика лавирования не разрешила основных проблем России. С одной стороны она оттолкнула поместное дворянство, во многом способствовавшее падению Столыпина, а с другой – разрушила союз с правыми либералами и вызвала новый подъем освободительного движения. «Третьеиюньская монархия» перестала существовать, будучи лишенной баланса сил между самодержавным правительством, Государственным советом и Государственной думой.

 

Билет 26. Политические партии России в 1905 - 1917 гг.: программы, лидеры, деятельность.