Билет 14. Политическая программа Лорис- Меликова

На рубеже1870— 1880-х гг. во внутриполитической жизни страны от­четливо проявляются признаки кризиса:

 Возросло число крестьянских выступлений.

 В деревне распространялись слухи о скором переделе по­мещичьей земли, отмене подушной подати.

 Брожение в крестьянской среде проходило на фоне нарастания кризиса в аграрной сфере. Помещичьи хозяйства в основной своей массе не приспособились к капиталистиче­ским условиям производства, а крестьянские развивались медленно.

 Каз­на была опустошена огромными военными расходами, которые превыси­ли годовой бюджет.

 Страна стояла на пороге финансового кризиса.

1870-х гг. был отмечен крупными стачками и забастовками рабочих Санкт-Петербурга, Москвы, Харькова и других крупных про­мышленных центров.
Активизировалась деятельность революционеров-террористов. В начале февраля 1880 г. С. Н. Халтурин совершил очередное покуше­ние на императора. Возрастало давление общества на правительство. В периодической печати конца 1870-х гг. преобладали либеральные из­дания, выступавшие за дальнейшее развитие реформ.

На рубеже 1870— 1880-х гг.Александр II и некоторые представители высшей бюрократии начинают склоняться к тому, чтобы продолжить реформаторский курс.
В феврале 1880 г. для преодоления кризиса и стабилизации внут­риполитической обстановки создается чрезвычайный орган управле­ния — Верховная распорядительная комиссия по охране государственно­го порядка и общественного спокойствия, которую возглавил харьков­ский генерал-губернатор М. Т. Лорис-Меликов. Получив диктаторские полномочия, он повел не только решительную борьбу с революцион­ным подпольем, но и предложил программу реформ.
Программа М. Т. Лорис-Меликова опиралась на два основных по­ложения: сотрудничество с либеральной общественностью, с тем что­бы склонить ее к совместному противодействию революционным си­лам, а также облегчение экономического положения крестьянства.

В начале апреля 1880 г.М. Т. Лорис-Меликов изложил суть своей прог­раммы Александру II. По мнению М. Т. Лорис-Меликова, русское общество можно было успокоить следующими мерами:

 провести по­датную и паспортную реформы

 переселить крестьян из малоземель­ных губерний

 реорганизовать губернские административные учреж­дения

 улучшить рабочее законодательство

 Пересмотреть цензурные правила.

В августе 1880 г. специальным указом императора Комиссия М. Т. Ло­рис-Меликова была закрыта, а также упразднено IIIотделение, но с аналогичными функциями в структуре министерства внутренних дел был образован Департамент государственной полиции.
28 января 1881 г. М. Т.Лорис-Меликов представил Александру II проект создания двух «подготовительных комиссий» (финансовой и ад­министративной) из представителей земств и назначенных правитель­ством чиновников. Комиссии должны были подготовить проекты пре­образования губернского управления, представить предложения по пе­ресмотру земского и городского законодательства, а также наметить пути решения некоторых финансовых и хозяйственных вопросов.
Проект М. Т. Лорис-Меликова предусматривал создание общей комиссии, которая должна была рассмотреть документы «подготови­тельных комиссий» до внесения их в Государственный совет. В работе этой комиссии наряду с правительственными чиновниками должны были принимать участие также выборные от земств и городов. Проект, названный впоследствии «конституцией Лорис-Меликова», был одоб­рен императором. Однако убийство Александра II народовольцами 1 марта 1881 г. изменило ход событий.

 

15 +16. Александр III и теория «народного самодержавия» и его контрреформы.
Эти вопросы неразделимы. Воспринимать надо вместе.

 

Царствование Александра III ознаменовалось сменой главных ори ентиров во внутренней политике. В исторической литературе для ха рактеристики этого периода утвердился термин «эпоха контрреформ».

Александр был вторым сыном Александра II. Наследником престола был Николай — старший сын императора. В 1865 г. он умирает, и наследником становится Александр. К обучению наследника были привлечены видные ученые. К. П.Победоносцев (оказал значитель ное влияние на Александра.
Александр был введен в состав высших государственных учреждений — Государственного совета, Комитета и Совета минист ров.

Он принимал участие в Русско-турецкой войне 1877— 1878гг., был инициатором создания Русского исторического общества и его пред седателем.

 

Судьба реформаторского курса решалась в марте — апреле 1881 г. 8 марта под председательством Александра III состоялось заседание Со вета министров для обсуждения проекта М. Т.Лорис-Меликова о со зыве подготовительных комиссий. С резкой критикой проекта выступил обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. Он заявил о несостоятель ности политики реформ, об угрозе введения в России конституционно го правления и призвал пересмотреть реформы Александра II.

По сущест ву, проект учреждения подготовительных комиссий был провален.
Однако сторонники реформ, министр внутренних дел М. Т.Лорис-Меликов, министр финансов А. А. Абаза, военный министр Д. А. Милю тин, предприняли попытку отстоять курс реформ.

12 апреля М. Т. Ло рис-Меликов направил императору всеподданнейший доклад. В нем обосновывалась необходимость проведения преобразований практи чески во всех сферах государственной жизни:

· реорганизовать систему местной администрации, усилив ее власть;

· в губернияхобъединить жандармские и полицейские органы, подчинив их губернатору;

· пере смотреть Земское и Городовое положения, установив равномерное представительство всехслоев населения в земских и городских учреж дениях;

· расширить права земств игородских дум в решении хозяйствен ных вопросов.

 

В целях улучшения положения крестьян предполагалось осущест вить следующие меры: пополнить продовольственные запасы, отме нить подушную подать, установить налоги для всех сословий, рефор мировать паспортную систему.

 

Реформа народного образования включала подготовку новых учеб ных программ, введение новых 6—7-летних школ, предоставлявших профессиональное образование, распределение высших учебных заве дений по стране таким образом, чтобы избежать излишней концентра ции молодежи в столице.

 

Совершенствование законодательства о печати предусматривало «гласность и спокойное обсуждение общественных вопросов», а также прекращение «безнаказанного возбуждения страстей» в некоторых органах печати.

 

29 апреля 1881 г. был опубликован манифест «О незыблемости самодержавия», подготовленный К. П. Победоносцевым. В нем заявлялось, что император будет «утверждать и охранять» самодержавную власть. Представители «партии реформ» М. Т.Лорис-Меликов, А. А. Абаза и Д. А. Милютин подали в отставку.

 

Идеологами нового политического курса выступили обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел Д. А. Толстой, известный публицист и общественный деятель М. Н. Катков. Они считали, что причины политического кризиса коренились не в принципах и организации власти, а во вредных для России идеях, заимствованных у Запада.

Реформы Александра II ослабили государственные устои, способствовали развитию революционного движения, так как реформирование и европеизация России были гибельными для нее. Исходя из этого формулировалась цель новой внутренней политики — укрепление самодержавия, его пошатнувшегося престижа и авторитета.

По мнению академика Б. В. Ананьичд, политика «нового курса» опиралась на теорию «народного самодержавия», в основе которой лежала мысль о единении царя с народом. Роль «живого звена между царем и народом»отводилась дворянству.

Царь любит народ, а народ любит своего государя. Император«является источником всех благ и надежд» для всех слоев населения. Решающее условие процветания государства состоит в непосредственном отношении междуцарем и народом. Царь должен быть хорошо осведомлен о нуждах народа. Однако этому препятствуют бюрократия и интеллигенция. «Новый курс» во внутренней политике складывался постепенно. Министр внутренних дел Н. П. Игнатьев.

14 августа 1881 г. было введено в действие «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»:

· Местные власти получали право арестовывать«подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до пяти лет в любую местность и предавать военному суду,

· закрывать учебные заведения й органы печати,

· приостанавливать деятельность земств.

· В любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение.

По инициативе нового министра внутренних дел была образована Комиссия для составления проектов местного управления под председательством М. С. Каханова.

Весной 1882 г. Н. П. Игнатьев выступил с проектом созыва Земского собора. Предполагалось, что повестку работы Собора подготовит Комиссия М. С. Каханова.

Идею созыва Земского собора не поддержали К. П.Победоносцев и М. Н. Катков.

Министром внутренних дел стал Д. А. Толстой, сторонник проведенияжесткого консервативного курса.

 

В августе 1882 г. были введены «временные правила» о печати, усилившие административный контроль за содержанием периодических изданий и ужесточившие карательную цензуру.

 

В августе 1884 г. был принят новый Университетский устав, фактически упразднивший автономию университетов. Ректор и профессора назначались министром просвещения, а деканы — попечителями учебных округов. Значительно возрастала плата за обучение, был упразднен университетский суд. Надзор за студентами осуществляла особая инспекция.

 

В декабре 1886 г. Д. А. Толстой представил Александру III«всеподданнейший доклад», в котором излагалась программа пересмотра реформ1860—1870 гг.

Практическая реализация программы Д. А. Толстого свелась к следующим мерам.

· Введение института земских начальников(1889г.). Они назначались министром внутренних дел из местных дворян-помещиков и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянским населением: следили за соблюдением порядка, сбором податей, в случае провинности сажали крестьян под арест, подвергали их телесным наказаниям. Осуществление последней меры стало возможно с упразднением мирового суда. Подлежавшие их рассмотрению дела передавались земским начальникам, которым были подконтрольны и волостные суды. Таким образом, институт земских начальников был призван укрепить позиции правительства на местах и существенно расширить права помещиков по отношению к крестьянам.

· Пересмотр законодательства о земствах (1890 г.). Думы санкционировались губернским начальством, ограничилось число заседаний Думы. Таким образом, городское самоуправление практически переходило под контроль правительства.

· Изменения консервативного характера вносились в судебную систему. Повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство (1887 г.). Из ведения суда присяжных изымались дела о«сопротивлении властям» (1889 г.), ограничивалась публичность и гласность заседаний (1887 г.).

· В области культуры, идеологии, национальных отношений упор делался на русскую «национальную самобытность».

Реформы 1860—1870-х гг. не развивались, а консервировались и даже усекались. Рассматривая внутреннюю политику Александра III, важно подчеркнуть, что правительство осуществило ряд мер, направленных на улучшение положения крестьян и рабочих. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось временнообязанное состояние, понижались выкупные платежи. Учреждался Крестьянский банк (1882 г.),который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель. В 1883—1885 гг. была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян. Утверждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889 г.). Однако все это не улучшило благосостояния крестьянского населения.

 

Билет 17. Экономическое развитие России во второй половине 19 века.

 Реформы 60—70-х гг. придали ускорение экономическому развитию страны, способствовали росту городского населения, изменили со­циальную структуру общества Именно в это время складывается профессиональный слой рабочих, окончательно порвавших с деревней и постоянно про­живавших вместе с семьями в крупных промышленных центрах.

 Основой российской экономики оставалось сельское хозяйство, утратившее замкнутый натуральный характер и все более ориентиро­вавшееся на внутренний и внешний рынок.

 Россия превращалась в крупнейшего экспортера хлеба.
Значительная часть помещиков вела свое хозяйство на основе от­работочной системы: крестьянин обрабатывал землю помещика сво­им инвентарем за плату деньгами, продуктами или за право использо­вать помещичью землю и угодья. Сохранение же крестьянской общины с ее коллективным земле­пользованием и круговой порукой в уплате налогов было скорее вы­годно рядовому крестьянину, но мешало нарождавшимся кулакам рас­ширять свои земельные владения.

 Российская промышленность развивалась циклично: в 60-е и до се­редины 70-х гт. наблюдался подъем, в 80-енаступил некоторый спад, в 90-е гг. — вновь новый экономический подъем. В пореформенные годы быстрыми темпами развивалась хлопчатобумажная промышлен­ность.

 Не менее высокие темпы развития были характерны для сахарной промышленности. По произ­водству сахара Россия к концу 90-х гг.вышла на четвертое место в мире.

 Конец 1860—начало 1870-х гг. —время интенсивного железно­дорожного строительства, которое осуществляли фактически на госу­дарственные средства «железнодорожные короли» — подрядчики, на­живавшие на этом огромные состояния. Железнодорожное строительство стало мощным факто­ром развития промышленности.

 Значительно вырос спрос на металл, топливо. Возникают акционерные общества. производство.
Значительно увеличились инвестиции иностранного капитала в про­мышленность России.

 Успехи отечественной промышленности не без основания связы­вают с деятельностью С. Ю. Витте (министр финансов в 1892—1903 гг.) и его политикой форсированной индустриализации. Составными ее частями являлись: перекачка средств из аграрного сектора в промыш­ленность; увеличение косвенных налогов и установление винной мо­нополии; защита отечественных товаропроизводителей от иностран­ных конкурентов посредством высоких таможенных пошлин; введение золотого денежного обращения; привлечение иностранного капитала. Реализация программы С. Ю. Витте значительно увеличила поступле­ния в казну финансовых средств, которые затем использовались в кре­дитовании промышленности. Тем самым на порядок усиливалось влия­ние государства на экономику страны.

 В пореформенный период возрос объем внешней торговли России. В 1868 г.принимается один из самых либеральных таможенных та­рифов.

 1881- дворцовые идеологи выступают за низкий курс рубля. Бунге выпускает монеты.