Олимпийские игры и их культурное значение.
Религиозно-общественные праздненства.
Культура архаической Греции.
1. Греческая культура сформировалась на основе предпосылок гомеровского времени и заимствований с востока. Через посредство римской культуры она стала основой культуры современной цивилизации.
2. Алфавит. 24 буквы, как гласные, так и согласные. В основе – финикийский алфавит.
3. Литература. В Гомеровский период письменности нет. Зарождается в 8-6 вв. Сначала, как водится, эпос. «Илиада» и «Одиссея». Вопрос об авторстве. Кузищин: составлены в 8 в., записаны ок. 6 в. Первое точно авторское произведения – «Труды и дни» и «Теогония» Гесиода. Постепенно лирика субъективизируется (Архилох, Сапфо, Алкей, Анакреонт). Политическая лирика – Солон из Афин и Феогнид из Мегар. Олимпийские оды Пиндара. Басни Эзопа.
4. Архитектура. Ее расцвет связан с ростом городов. Ордерная система. Акведуки. Органичное взаимодействие с ландшафтом, пропорциональность. Храм – идеальный дом для идеального существа (бога).
5. Скульптура. Обнаженные, радостные, здоровые люди – куросы или аполлоны. Задрапированные женщины.
6. Театр. Только зародился и представления даются где попало.
7. Философия. Не отрицает мифологию. Просто объясняет вещи с более рациональных т.з. Поначалу философия и наука были едины – это натурофилософия. Пытаются разобраться в природе, ищут первоматерию.
8. Космос, ойкос и полис. Эти три понятия различаются только по масштабу, но не по сути. Космос – ойкос Зевса, как дом – ойкос человека. Понятие о подобности.
9. Судьба. Влияет в равной степени как на людей, так и на богов. Это делает богов не довлеющей силой, а образцом для подражания, пусть и не достижимым => в целом оптимистичная религия.
10. Красота. Ценится во всем (на Олимпийских играх побеждает тот, кто пробежал красивее,а а не тот, кто сделал это быстрее). Калокагатия – степень красоты и добродетели.
11. Мера. Софросюне – чувство меры, гармония.
12. Коллетивизм. Вытекает из полиса. Отражен в религии – культ государственный, коллективный. Каждая отдельная личность обязана бороться, хотя результат этой борьбы предрешен (агон).
13. Свобода. Очень ценится. Ею эллины, по их мнению, отличались от вараваров. Отсюда – ценность личности. Отсюда же – всеобщая распространенность культуры (ср. Древний Восток, где культуру воспринимали лишь верхние слои общества, остальным было до фени).
14. Рационализм.
15. Религия.
· Коллективная.
· Боги антропоморфны и реальны. Они не так сильно довлеют над человеком, как восточные: и человек, и боги подчинены судьбе. Ничто человеческое богам не чуждо, как можно заключить из мифов: они завидуют, пьянствуют, вступают друг с другом и с людьми в брак. Боги общаются с людьми посредством оракулов (основные: храмы Зевса в Додоне (Эпир), Аполлона в Дельфах (Фокида), Аполлона в Дидимах).
· Религия – богатый источник для сюжетов в искусстве.
· Основные источники по греческой религии: Теогония Гесиода и Илиада Гомера.
1. Бывают разного уровня: от общегреческих (олимпийские с 776, истмийские с 581, немейские с 573 и пифийские с 582 игры) к локально-городским (панафинеи, дионисии, элевсинские мистерии и др.) и отмечаемым только в отдельных демах отдельного полиса.
2. Их было очень много: в Афинах - около 100, в Таренте – вообще больше, чем дней в году.
3. Выполняли объединительную функцию.
1. Проводятся с 776 раз в 4 года в Олимпии (Элида), в долине р. Алфея в июле-августе по нашему календарю в честь Зевса вплоть до IV в. н.э. Постепенно религиозный смысл сошел на нет и соотв. церемонии стали восприниматься как предисловие к веселью.
2. Их культурное значение. Каждые игры – мощный стимул для творчества. Они притягивали элиту греческого мира. Пацаны в натуре встречались, перетерали по понятиям. Поэты получали заказы на оды, скульпторы – на скульптуры, читались новые произведения драматургов и историков, велись философские дискуссии.
3. Священное перемирие (экехейрия). Три месяца (по др. данным – месяц) вокруг Олимпийских игр, обязательно для всех эллинов.
4. Награды. Венки из ветвей священной оливы.
5. Порядок проведения (по: Л.С Ильинская. Античность. С. 69):
· 1-й день: подготовительная церемония и жертвоприношение; клятвы участников и судей в честности.
· 2-й день: бега колесниц, скачки, пятиборье (бег, прыжки, метание диска, метание копья, борьба).
· 3-й день: соревнования мальчиков (до 16 лет).
· 4-й день: двойной и шестерной бег, кулачный бой, панкратий, бег в вооружении.
· 5-й день: раздача наград, торжественные процессия, жертвоприношения и пир.
12. Аттика VIII - VI вв. до н.э. Формирование полисного строя.
Хронология. 8-6 вв. Кое-где полисы есть уже на рубеже 9-8 вв.
Суть процесса. Синойкизм. Распад родовых и возникновение раннеклассовых отношений (во 2-й раз – 1-й в микенский период). Вместо централизованной бюрократической монархии – небольшая самоуправляемая община свободных земледельцев.
Экономика. Рельеф способствует виноградарству и оливководству => излишки => развитие рынка. Земля либо у общины, либо у аристократов с зависимыми земледельцами. Постепенно концентрация земли у эвпатридов, соц-напряженность, дифференциация. Отделение ремесла в отдельную отрасль также стимулирует рынок. Горное дело, сыродутный процесс и закалка. Широкое распространение железа. Поэтому постепенно ядро войско перестает быть конным и становится гоплитским => более демократическим. Керамика. Кораблестроение. Монета в 650. В центре всего этого – полис. Бывает аграрный и торгово-ремесленный. После Драконта положение улучшилось, но у эвпатридов все еще была большая часть земли Солон 594.
Социум. Формирование классов. Отход от родовых связей быстрее идет в торгово-ремесленных полисах. Важный рубеж – 594 (Солон). Социальная напряженность. В результате – старшая тирания и ВК.
Политика. Архонты вместо басилея. Ареопаг вместо коллегии басилеев.
Кодификация права – большой шаг к демократии (Драконт 621 в Афинах, Ликург в Спарте). Отмена талиона. Частная собственность. Одинаковые законы для всех.
13. Великая греческая колонизация VIII - VI вв. до н.э. Её причины и последствия.
Хронология. VIII-VI вв. до
Причины. Обусловлена соц-эк. развитием: перенаселение, голод.
Экономика. В с/х как всегда обращение к триаде => увеличение урожайности и торговли. Виноградарство и оливководство требуют бОльших материальных затрат, чем хлебопашество => ускоряются процесы разорения мелких собственников, усиливаются крупные. Но в целом экономика растёт. Ремесло отделяется от с/х, что только ускоряет рост (новые методы обработки бронзы (the best – коринфская бронза), лучше железо, керамика и т. д.). Активно строятся корабли (под торговлю). Основные типы – пентеконтеры (50 гребцов), триеры (3 ряда вёсел, 180 чел.). Появляется монета. Таким образом резко растёт ремесло и торговля => нужны форпосты и источники сырья (в греции много только глины).
Социум. Разумеется, изживаются родовые и возникают классовые отношения. В целом – сначала концентрация земли в руках аристократии (до ½ VII) и попадение в зависимость бедных крестьян (кабала, в основном). До ½ VII основная сила оказывается именно у аристократии. Потом набирает вес ремесленно-торговые слои (здесь и занявшаяся торговлей земельная аристократия, и мелкие торговцы, и ремесленники). И при всё при том резкий демографический рост (про экономику и оливковое масло). Таким образом, куча разорившихся мелких собственников страшно недовольны своим положением, им предоставляют возможность уехать.