Высшие органы государственной власти СССР: Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета СССР, Правительство СССР
Высшим органом государственной власти СССР являлся ВС СССР, избираемый на 4 года из числа граждан в возрасте от 32 лет, пользующихся избирательным правом.
ВС СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Советская двухпалатная система преследовала задачу обеспечить наряду с общими интересами трудящихся также особые, специфические интересы и нужды трудящихся различных национальностей, в том числе и небольших по численности. Этой задаче и подчинена структура обеих палат. Совет Союза избирался всеми избирателями по избирательным округам из расчета один депутат на 300 тыс. человек населения. Совет Национальностей составлялся по следующим нормам, обеспечивающим самостоятельное представительство всех советских национальных образований: 25 депутатов от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области, 1 депутат от каждого национального округа. Принципами советской двухпалатной системы провозглашались одинаковый демократизм в способе образования обеих палат (обе палаты избирались на всеобщих выборах тайным голосованием) и равноправие обеих палат.
Все акты ВС СССР принимались с согласия обеих палат. В случае разногласия между палатами вопрос должен был передаваться на разрешение Согласительной комиссии, образованной на паритетных началах. Если Согласительная комиссия не приходила к согласованному решению или если ее решение не удовлетворяло одну из палат, вопрос рассматривался вторично в палатах. При отсутствии согласного решения двух палат Президиум ВС СССР распускал ВС СССР и назначал новые выборы. За 40 лет действия Конституции 1936 г. не было ни одного случая разногласий между палатами, не говоря уже о необходимости их роспуска. Более того, не было случая, чтобы кто-то голосовал против или воздержался. Голосование всегда было «единодушным».
Соблюдение этих принципов рассматривалось как гарантия полного и последовательного демократизма советской двухпалатной системы.
ВС СССР, как орган всенародного представительства, являлся носителем суверенитета советского народа и государства и сосредоточивал в своих руках всю законодательную власть Союза. Законы СССР мог издавать только ВС СССР. Он также образовывал и контролировал все высшие органы управления, правосудия, надзора за законностью. В этом выражалось одно из отличий советской системы от государственных систем, построенных на формальном «разделении властей». Исполнительная и судебная власти формально были подчинены законодательной власти, а последняя полностью подчинялась высшему партийному руководству.
Полномочия ВС СССР: 1) издавал законы СССР, среди которых особое значение имели законы о бюджете СССР и о народно-хозяйственном плане; 2) избирал Президиум ВС СССР, являвшийся коллегиальным президентом Союза; 3) образовывал правительство СССР - Совет Министров СССР; 4) избирал Верховный суд СССР и назначал Генерального прокурора СССР; 5) осуществлял контроль над органами государственной власти, выражающийся в праве депутатского запроса, праве смещения всех высших должностных лиц государства[292]; 6) осуществлял любые другие акты высшей государственной власти, как то: ратификация важнейших договоров с иностранными государствами, объявление состояния войны и т. п.; 7) большинством в 2/3 голосов в каждой палате вносил изменения в Конституцию; 8) в лице каждой палаты устанавливал порядок своей работы, избирал органы палаты и т. д.
ВС СССР собирался на сессии два раза в год по созыву Президиума ВС СССР. Внеочередные сессии ВС созывались Президиумом ВС СССР по его усмотрению или по требованию одной из союзных республик. Сессии обеих палат начинались и заканчивались одновременно, т. е. в один и тот же день. Каждая палата утверждала свой порядок дня. По решению палат могли быть организованы и совместные заседания обеих палат, на которых по очереди председательствовали председатели палат.
Избрание Президиума ВС СССР, СМ, Верховного суда СССР, назначение прокурора (с 1946 г. Генерального прокурора) СССР производилось на совместных заседаниях обеих палат. Каждая палата избирала своего председателя и двух заместителей председателя, мандатную комиссию, проверяющую правильность мандатов (доклад мандатной комиссии по данному вопросу представляется на утверждение палаты), комиссию законодательных предположений, задача которой — предварительное рассмотрение и подготовка законопроектов, вносимых в ВС СССР, бюджетную комиссию (представляющую содоклад по бюджету) и комиссию по иностранным делам. Кроме того, каждая палата могла выбирать и временные редакционные комиссии по отдельным законопроектам. Право законодательной инициативы принадлежало обеим палатам в лице депутатов, комиссий палат, Президиуму ВС СССР, СМ СССР и т. д.[293]
Президиум ВС СССР. ВС на первой же сессии после выборов избирал Президиум ВС. Президиум ВС сохранял свои полномочия вплоть до образования ВС нового созыва нового Президиума ВС СССР. Президиум ВС состоял из председателя, заместителей председателя, по числу союзных республик, секретаря и 15 членов Президиума. Президиум ВС СССР, как уже указывалось, являлся советским коллегиальным президентом. Однако он обладал рядом особенностей, резко отличающих его от главы государства в других странах. Эти особенности заключались в том, что Президиум ВС: а) был подотчетен ВС и нес перед ним ответственность за законность и целесообразность своих действий. Каждый член Президиума мог быть в любой момент смещен ВС; б) являлся коллегиальным президентом в отличие от обычного единоличного главы подавляющего большинства стран; в) состоял только из депутатов ВС, причем в нем обеспечено представительство всех союзных республик, крупнейших автономных республик, краев и областей; г) не имел права накладывать вето на решения ВС, а также права роспуска ВС СССР (роспуск мог иметь место лишь в одном из указанных выше случае и не зависел от усмотрения Президиума ВС СССР).
Президиум ВС СССР являлся постоянно работающим органом власти в системе ВС СССР, осуществляющим высшую власть. Полномочия и характер деятельности Президиума ВС не могут быть поняты без учета тесной и непосредственной связи Президиума ВС с самим ВС. Вместе с тем Президиум ВС как орган, ответственный за свои действия, обладал в пределах своей компетенции самостоятельностью и инициативой. Самостоятельность и ответственность Президиума ВС выражались, в частности, в том, что его акты (указы) не нуждались в скреплении их подписями (контрассигновании) министров или Председателя СМ СССР.
Президиум ВС СССР обладал полномочиями в следующих сферах: а) в области внешних сношений — назначение и отзыв политических представителей СССР, прием верительных и отзывных грамот иностранных послов, ратификация и денонсация договоров; в период между сессиями ВС - объявление состояния войны, в случае военного нападения на СССР или необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; объявление общей и частичной мобилизации, военного положения, назначение и смещение высшего командования Вооруженных Сил СССР; б) в деле организации работы ВС — назначение выборов, созыв очередных и внеочередных сессий ВС, подписание Председателем и секретарем Президиума ВС законов, роспуск ВС СССР в указанном выше случае; в период между сессиям — и дача согласия на привлечение к ответственности или арест депутата ВС, а также устройство референдума; в) в области контроля над органами исполнительно-распорядительной власти — контроль над правительством, отмена постановлений СМ СССР и Советов Министров союзных республик в случае их несоответствия закону, заслушивание отчетов правительства и отдельных ведомств, освобождение и назначение в период между сессиями, по представлению Председателя СМ, министров и членов правительства; г) в деле издания в указном порядке общих норм, регулирующих неотложные вопросы государственной жизни, создание новых министерств, новых краев и областей и т. п. (указы группы «г», а также указы об освобождении от должности и назначении членов правительства должны были вноситься Президиумом ВС на утверждение ВС); д) в качестве органа ВС СССР Президиум ВС давал толкование действующих законов СССР, обязательные для всех государственных органов и граждан страны. Президиум ВС СССР учреждал медали СССР, устанавливал почетные звания СССР, воинские звания, дипломатические ранги и другие специальные звания.
Президиум ВС СССР осуществлял также права принятия в гражданство, лишения гражданства, разрешения на выход из гражданства, награждения, помилования и т. п.
Хотя Президиум ВС и был формально коллегиальным главой государства, фактически эти обязанности исполнял его Председатель, которого в зарубежных изданиях и средствах массовой информации обычно именовали президентом СССР. Подобная практика бытовала и в нашей стране, например Калинина часто называли всесоюзным старостой.
Правительство СССР. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти являлось правительство СССР — СМ СССР. Правительство СССР образовывалось ВС СССР на первой сессии после выборов: ВС поручал одному из своих членов, намеченному на пост Председателя СМ, представить ВС свои предложения о личном составе правительства. ВС отдельно утверждает назначение каждого члена правительства, начиная с Председателя СМ. Члены правительства могли и не быть депутатами ВС. СМ СССР состоял из Председателя СМ, заместителей Председателя СМ, министров и председателей комитетов, ведающих отдельными отраслями управления. При СМ имелись главные управления, комитеты, советы и другие центральные ведомства.
В соответствии с особенностями союзного устройства советского государства министерства СССР делились на общесоюзные, ведающие отраслями управления, всецело отнесенными к компетенции Союза, и союзно-республиканские, ведающие отраслями, составляющими совместную компетенцию Союза и союзных республик. К первой группе министерств относились преимущественно министерства, ведающие отраслями промышленности, играющими решающую роль в народном хозяйстве, ко второй группе — общеполитические и административные министерства (например, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство государственной безопасности, Министерство вооруженных сил, министерства финансов, юстиции и министерства, ведающие отраслями легкой промышленности и сельского хозяйства).
Правительство СССР было ответственно перед ВС СССР и Президиумом ВС СССР и им подотчетно. Эта ..ответственность выражалась, в частности, в обязанности в трехдневный срок ответить на запрос депутата, обращенный к правительству в целом или к члену правительства. Постановления и распоряжения правительства СССР издавались на основании и во исполнение законов и могли быть отменены Президиумом ВС СССР и ВС СССР.