Социально-политическая основа СССР
Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1936 г.
В теоретических концепциях советских правоведов государственный строй СССР характеризуется как строй государства высшего исторического типа, основанный на началах последовательного социалистического демократизма. Декларируются следующие начала: 1) подлинный суверенитет (верховенство) всего советского народа, реализованный в системе советов, как форме государственной организации общества; 2) равенство, суверенность и братство народов, закрепленные в союзном устройстве советского многонационального государства; 3) свобода граждан, членов социалистического общества, закрепленная в виде конституционных прав и обязанностей граждан и гарантированная социалистическим строем советского государства.
Экономической основой советского строя служила социалистическая система хозяйства, основанная на производственных отношениях социализма, наиболее характерными чертами которых являются: общественная собственность на орудия и средства производства в формах государственной всенародной или кооперативно-колхозной собственности, жесткое планирование сверху всего народного хозяйства, ставя во главе интересы в первую очередь государства, регламентированное распределение всех благ при провозглашенном принципе — от каждого по его способностям, каждому по его труду.
В результате утверждения социалистического общественного строя собственность на орудия и средства производства, являющаяся при любых условиях материальной базой общественных и политических отношений, перешла в руки государства.
Социалистическая система хозяйства и сложившаяся в ее рамках система тотального распределения с элементами социальной благотворительности и обязательным привлечением всех граждан к труду на принадлежащих государству предприятиях, в учреждениях или в колхозах имела следствием избавление людей от страха за завтрашний день и от угрозы безработицы, но в то же время поставила их в полную экономическую зависимость от государства, обеспечивая материальными средствами, в той мере, в какой было предписано сверху.
Юридической основой государственного строя СССР в 1937—1977 гг. являлась Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 г., получившая в те времена название Сталинской Конституции. Эта Конституция в законодательном порядке закрепляет основные принципы советского общественного и государственного строя, победу социализма и декларирует осуществление последовательного и развернутого социалистического демократизма. При этом с первого дня существования советского государства провозглашалась подлинная демократия только для трудящихся, т. е. для подавляющего большинства. Конституционное развитие советского государства, начиная с Конституции РСФСР 1918 г. до Конституции СССР 1936 г., отражало смену фаз и форм в его развитии, фиксировало превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в формально существующую «демократию для всех»[290].
Политической основой СССР являлись советы депутатов трудящихся; этим определяется и форма государства как республики советов, в отличие от всех других государственных форм, в частности от парламентарной республики.
По Конституции 1936 г. вся власть в СССР принадлежала трудящимся города и деревни в лице советов депутатов трудящихся, избираемых и контролируемых трудящимися. Советы формально являлись массовыми полновластными органами, но будучи органами власти всего народа, они в то же время воплощали государственное руководство обществом (диктатуру) со стороны рабочего класса. Заявлялось, что он как самый передовой класс общества возглавляет движение советского народа к коммунизму и является выражением союза двух дружественных классов — рабочих и крестьян, руководящей роли авангарда рабочего класса и всех трудящихся — коммунистической партии.
Коммунистическая партия — это, по выражению Сталина, основная руководящая сила в системе диктатуры пролетариата, направляющая деятельность всех общественных организаций. Партийное руководство обеспечивало содержание и направление работы советов, и оно руководило государством через своих членов в советах депутатов трудящихся, как заявлялось, «опираясь на то безграничное доверие, которое питает народ к руководству партии»[291]. Таким образом полновластие народа, реализуемое в лице советов, на деле обернулось полновластием компартии, направляющей деятельность всех государственных структур и общественных организаций через своих членов, работающих в них. Советы осуществляют власть на всех уровнях: в местном масштабе (местные советы трудящихся), в масштабе союзных и автономных республик (Верховные Советы союзных и автономных республик) и в масштабе всего Союза (ВС СССР). Все советы, вплоть до ВС СССР, непосредственно избираются народом жестком тотальном контроле партии. Этот контроль обеспечивался тем, что на выборах значился всегда лишь один «кандидат от нерушимого блока коммунистов и беспартийных». Все кандидатуры выдвигались по разнарядке вышестоящих партийных органов, которые затем и утверждали каждую из них персонально. Отношения между центром и местами строились на началах «демократического централизма», совмещающего выборность всех органов снизу доверху (при утверждении сверху каждой кандидатуры) и подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Таким образом, фактически советы всех уровней являлись органами тройного подчинения. Они были формально подконтрольны своим избирателям, а также подчинялись вышестоящим советам и партийным органам своего уровня.
Суверенными органами власти считались Верховные Советы союзных республик как суверенных советских государств Верховный Совет СССР - носитель суверенитета советского государства и советского народа в целом.
Для советской формы государства на второй фазе его развития, т. е. на фазе победившего социализма, закрепленной в Конституции 1936 г., характерными декларировались следующие особенности:
а) подлинно всенародный и представительный характер советов как органов, избираемых на основе, как утверждалось, широкого всенародного избирательного права, самого демократического в мире;
б) полновластие советов, выражающееся в широте компетенции советов и в том, что все органы управления, как центральные, так и местные, назначаются и контролируются ВС Союза, Верховными Советами союзных и автономных республик, местными советами.
Заявлялось, что в советском государстве не было таких государственных органов, которые были бы независимы от выборных советов, неответственны перед ними и могли бы противопоставить им свою волю. На деле все репрессивные органы подчинялись советам лишь формально и контролировались только партийными структурами;
в) народный контроль над депутатами советов любых звеньев, выражающийся в праве досрочного отзыва депутатов народом, в ответственности депутатов перед избирателями. Как отмечалось выше, все депутаты фактически назначались партийными органами. Выборы, в которых всегда участвовали более 99% избирателей, из которых всегда более 99% голосовали «за», были простой формальностью. Отзыв депутата осуществлялся (например в случае его ареста) только по инициативе партийных комитетов;
г) непосредственная связь между советами и народом, выражающаяся в непосредственном участии народа, в частности в лице массовых общественных организаций, советского актива и т. п., в управлении государством. Эта связь выражалась в том, что все кандидаты в депутаты выдвигались и обсуждались на собраниях трудовых коллективов и общественных организаций. При этом, как отмечалось выше, на собраниях предлагались только кандидатуры, одобренные вышестоящими партийными комитетами.
Эти основные черты советской системы находят свое выражение в советской избирательной системе, в структуре и деятельности высших и местных органов власти и управления.
Советская избирательная система, построенная на основании Сталинской Конституции, характеризуется следующими особенностями.
Прежде всего заявлен последовательный, свободный от всяких ограничений и изъятий демократический принцип всеобщих, равных, прямых и тайных выборов. Всеобщий характер выборов гарантировался отсутствием какой-либо расовой, национальной, вероисповедной или половой дискриминации, так же как дискриминации на основании имущественного положения, образовательного ценза, прошлой деятельности или возрастного ценза. Имелись лишь требования общегражданского совершеннолетия и дееспособности. Фактически же некоторые категории, например заключенные, к выборам не допускались. Был устранен множественный вотум и гарантировалось равенство округов. На выборах в Совет Национальностей эти принципы применялись в соответствии с основной задачей этой палаты, т. е. обеспечения особых специфических интересов различных национальностей СССР. Принцип равных округов на выборах в Совет Национальностей реализовывался в виде образования в каждой союзной республике, в каждой автономной области равных избирательных округов (национальные округа образуют самостоятельные избирательные округа). С неуклонной последовательностью проводится принцип прямых выборов и строго гарантировано тайное голосование. Советская избирательная система предусматривала демократический порядок выдвижения кандидатов, выставление кандидатов считалось подлинно общенародным делом, в которое привлекаются многомиллионные массы рабочих, крестьян и интеллигенции, которые послушно голосовали на собраниях за предложенных кандидатов. Здесь принцип тайного голосования никогда не применялся.
Следующая особенность советской избирательной системы заключалась в том, что она обеспечивала использование этого права коллективами трудящихся, выставлявшими кандидатов в депутаты ВС СССР, тем, что государство брало на себя все расходы, связанные с выборами: отпускало бумагу, обеспечивало печатание предвыборной литературы, плакатов, листовок и т. п. Естественно, независимый кандидат, даже если бы нашелся коллектив, готовый его выдвинуть, оказался бы в информационном вакууме. Кстати, печатание любых материалов допускалось лишь с визой советской цензуры, названной Главлитом.
Судебно-административной гарантией избирательного права по закону являлось то, что каждый избиратель, не попавший в список избирателей, мог установить свое право голосовать путем обращения в исполнительный комитет совета, который обязан в трехдневный срок рассмотреть его заявление; в случае, если заявитель не удовлетворен решением исполнительного комитета, он может обратиться в народный суд, который должен был рассмотреть вопрос в трехдневный срок на открытом заседании в присутствии заявителя и с вызовом председателя исполнительного комитета. Фактически этот закон не действовал. В реальности все избиратели включались в списки на основании данных паспортных столов, а в случае неявки избирателя на выборы информация об этом доводилась до руководства его организации, профсоюзного комитета и т. д., где к нему впоследствии применялись санкции, обычно заключавшиеся в лишении каких-либо льгот. Советский уголовный закон гарантировал защиту избирателя от всякой попытки давления, от попыток насилием, угрозами, обманом, подкупом воспрепятствовать избирателю в осуществлении избирательного права. Наконец, задаче обеспечения поголовного участия всех избирателей в выборах подчинена вся организация выборов: назначение их на нерабочий день, максимальное приближение избирательных участков к населению и т. п.