И объединения мероприятий по обороне государства
Положение об Особом совещании для обсуждения
(1915 г., августа 17)
(Извлечение)
1. Для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства и для обеспечения армии и флота предметами боевого и прочего материального снабжения, учреждается под председательством военного министра, Особое совещание. К предметам ведения Особого совещания, в частности, относятся:
1) высший надзор за деятельностью всех правительственных заводов, арсеналов и мастерских, а также частных заводов и иного рода промышленных предприятий, изготовляющих предметы боевого и прочего материального снабжения армии и флота;
2) содействие образованию новых заводов и иного рода промышленных предприятий, изготавливающих указанные в предыдущем (1) пункте предметы, а равно переустройству, расширению и правильному ходу деятельности существующих;
3) распределение необходимых, в видах снабжения армии, заказов между русскими и иностранными заводами и иного рода промышленными предприятиями, и
4) надзор за исполнением означенных в предыдущем (3) пункте заказов.
3. В состав Особого совещания входят: 1) Председатель Государственного Совета, 2) Председатель Государственной Думы, 3) девять членов Государственного Совета и девять членов Государственной Думы... 4) представители от министерств: Морского, Финансов, Путей сообщения и Торговли и Промышленности и от Государственного контроля, по одному от каждого ведомства, назначаемые главными начальниками подлежащих ведомств, по соглашению с военным министром; 5) пять представителей от Военного министерства, по назначению военного министра; 6) представители Всероссийских земского и городского союзов, по одному от каждого, по избиранию их комитетов и 7) четыре представителя Центрального военно-промышленного комитета, по его избранию[247].
Положение о военно-промышленных комитетах (1915 г., августа27)
(Извлечение)
1. Для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота всеми необходимыми предметами снаряжения и довольствия учреждаются, на время текущей войны, центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты.
2. Военно-промышленные комитеты являются общественными организациями, не предусматривающими коммерческих целей...
4. Взаимоотношения правительственных учреждений с военно-промышленными комитетами, содействующими им в деле снабжения армии и флота предметами снаряжения и снабжения, определяются по ближайшему соглашению комитетов с подлежащими военными и гражданскими властями.
5. Центральный военно-промышленный комитет имеет право приобретать всякого рода движимое и недвижимое имущество, входить в договоры как с частными лицами, так равно и с казенными и общественными учреждениями, принимать на себя всякого рода обязательства, в частности же поставки и подряды по заказам казны, организовывать, по соглашению с военным и морским ведомствами, приемку и сдачу нужных для армии и флота предметов и т. д., а равно искать и отвечать на суде. Одинаковыми правами пользуются областные комитеты, образуемые с утверждения Центрального военно-промышленного комитета, а равно местные комитеты, образуемые с утверждения подлежащих областных военно-промышленных комитетов[248].
Об учреждении военно-полевых судов (1906 г., августа 19)
(Извлечение)
Совет министров полагал:
1. На основании статьи 87 Свода Основных Государственных Законов, издания 1906 года: в местностях, объявленных на военном положении или в положении чрезвычайной охраны, генерал-губернаторам, главнона-чальствующим или облеченным их властью лицам предоставляется в тех случаях, когда учинение лицом гражданского ведомства преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании, передавать обвиняемого военно-полевому суду с применением в подлежащих случаях наказания в порядке, установленном нижеследующими правилами:
1) Военно-полевой суд учреждается по требованию генерал-губернаторов, главноначальствующих или лиц, облеченных их властью, в месте по их указанию начальниками гарнизонов или отрядов и главными командирами портов, по принадлежности, в составе председателя и четырех членов их офицеров от войска или флота.
2) Распоряжение генерал-губернаторов, главноначальствующих или лиц, облеченных их властью, должно следовать безотлагательно за совершением преступного деяния и по возможности в течение суток. В распоряжении этом указываются лицо, предаваемое суду, и предмет предъявляемого обвинения.
3) Суд немедленно приступает к разбору дела и оканчивает рассмотрение оного не далее, как в течение двух суток.
4) Разбирательство дела производится при закрытых дверях...
5) Приговор, по объявлении на суде, немедленно вступает в законную силу и безотлагательно, и во всяком случае не позже суток, приводится в исполнение по распоряжению, военных начальников, указанных в статье первой настоящих правил...[249]
§ 5. Эволюция формы монархии в России
В начале XX в. идеи конституционализма воплотились в ряде документов, заложивших в России основы для развития буржуазно-демократического государства, которые были показаны выше. Проблему модернизации абсолютизма в направлении правового государства поставила на повестку дня первая русская революция 1905—1907 гг. Первый этап революции (9 января — декабрь 1905 г.) характеризовался мощным стихийным народным движением. В процессе революционной борьбы возникают первые Советы рабочих депутатов — органы власти, создаваемые народными массами в качестве альтернативы государственному аппарату самодержавия. На втором этапе (1906— июнь 1907 г.) происходит спад революционного движения, политическая борьба принимает легальные формы парламентской деятельности. Окончание революции связывают с разгоном II Государственной думы 3 июня 1907 г., после которого самодержавие отказывается от своих обещаний периода революции и осуществляет политику «бонапартизма» (лавирования между основными политическими силами при сохранении в неприкосновенности государственного строя).
Под давлением революционных событий в начале 1905 г. самодержавие попыталось воплотить концепцию «правительственного конституционализма», предполагавшую дополнение абсолютизма совещательными учреждениями квазипредставительного характера. Этот проект воплотился в ряде документов, подготовленных под руководством министра внутренних дел А. Г. Булыгина (Манифест 6 августа 1905 г. «Учреждение Государственной Думы», Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 г.).
Манифест провозглашал принцип неприкосновенности существа самодержавной власти. Булыгинская дума носила совещательный характер. После обсуждения в Думе законопроекты направлялись в Государственный совет, а постановления Совета для окончательного утверждения поступали монарху. В конфликтной ситуации исполнительная власть имела право внести вопрос непосредственно в Государственный совет, который обладал правом рассматривать дело без заключения Думы. Ответственность высшей администрации перед Думой не предусматривалась. Положение о выборах устанавливало многоступенчатые выборы, разделение избирателей по сословным куриям и высокий имущественный ценз.
Всеобщая политическая забастовка в октябре 1905 г. вынудила монархию принять программу политических реформ, предложенную С. Ю. Витте (Манифест 17 октября 1905 г., Закон об изменении положения о выборах в Государственную думу от 11 декабря 1905 г., Манифест об изменении учреждения Государственного совета и о пересмотре «Учреждения Государственной думы» от 20 февраля 1906 г.).
Роль Думы и Государственного совета в законодательном процессе уравнивалась: равное право законодательной инициативы, отклонения законопроектов. Спорные ситуации должны были решаться созданной на паритетных началах особой комиссией Думы и Совета.
Произошли изменения в статусе Государственного совета. Акт «О переустройстве Учреждения Государственного Совета» фактически превратил его в верхнюю палату парламента. Из административного он трансформировался в представительный орган: часть членов назначалась монархом, часть избиралась обществом. Путем косвенных выборов в Государственный совет избиралось определенное число представителей православного духовенства, губернских земских собраний, дворянских обществ, университетов, Совета торговли и мануфактур и его местных комитетов, биржевых комитетов и купеческих управ. Устанавливался 9-летний срок полномочий Государственного совета с обновлением трети состава каждые 3 года.
Следующим этапом конституционных реформ стало внесение соответствующих изменений в Свод основных государственных законов. Их новая редакция была утверждена Николаем II 23 апреля 1906 г. (за несколько дней до открытия I Государственной думы). Поражение декабрьского вооруженного восстания 1905 г. предоставило власти возможность отступить от положений Манифеста 17 октября 1905 г. Поэтому проведенная инкорпорация новых конституционных законов в правовую систему самодержавного государства существенно ослабила законодательную силу представительных учреждений.
Положения главы 1 «О существе верховной самодержавной власти» смещали реальный центр власти в пользу императора. Ему принадлежала вся полнота власти, он назначал и увольнял председателя, членов правительства, главноуправляющих; обладал правом чеканки монеты; осуществлял в полном объеме внешнюю политику России; являлся главнокомандующим над вооруженными силами.
Некоторые отступления от самодержавия были связаны с законодательной властью, которая отныне осуществлялась императором совместно с Государственным советом и Государственной думой. При этом император сохранял право законодательной инициативы и абсолютного вето. Кроме того, право императора на издание указов в порядке верховного управления создавало возможности для широкой интерпретации принятых законов. Право императора объявлять военное или исключительное положение позволяло выводить целые местности из-под действия обычного законодательства.
На этом фоне принцип контрасигнатуры, в конституционной монархии служивший отстранению монарха от реальной власти, не противоречил формуле самодержавия. Аналогично Конституции Германской империи 1871 г. данный принцип позволял переложить ответственность за выполнение принятого решения на соответствующего министра, не лишая при этом монарха реального влияния и властных полномочий.
В конечном итоге, законодательные учреждения лишались возможности контролировать исполнительную власть. Дума и Госсовет наделялись лишь правом обращаться с запросами в Совет министров и с жалобами на неправомерность действий правительства к Сенату и монарху. При этом министры не обязаны были давать отчет Думе и Госсовету, хотя министры имели право принимать участие в их работе (гл. 11).
Достаточно противоречивой была глава 9 «О законах». Устанавливалась невозможность принятия новых законов без одобрения Госсовета, Государственной думы и без утверждения. В то же время в период прекращения заседаний Думы предусматривалась возможность принятия правительством с согласия императора актов, имеющих силу закона. После возобновления заседаний надлежащий законопроект должен был вноситься на рассмотрение Думы в течение первых двух месяцев. В противном случае он прекращал свое действие.
Законы вступали в действие после обнародования их Сенатом. Законы не имели обратной силы, за исключением случаев, когда в самом законе содержались положения о его обратной силе.
Учреждение двухпалатного парламента оформила глава 10 «О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий». В новой политической системе закреплялась решающая роль императора. Созыв парламента, продолжительность сессий, перерыв заседаний в течение года определялись указами монарха. Кроме того, императорским указом до истечения срока полномочий Государственная дума могла быть распущена, а выборный состав членов Госсовета заменен новым с назначением новых выборов.
Обычно наиболее заметными правами парламента являются его финансовые полномочия (право утверждать бюджет государства). В этой сфере Основные законы фактически наделили парламент законосовещательными полномочиями. Госсовет и Дума вправе были обсуждать и утверждать бюджет, но отклонение бюджета не влекло за собой значительных правовых последствий. В этом случае в силе оставался последний утвержденный в установленном порядке бюджет, а министерства получа-, ли кредиты в «размерах действительной потребности». Кроме того, парламентскому обсуждению и контролю не подлежали важные статьи бюджетных расходов: расходы Министерства императорского двора, чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребности военного времени и предвоенные приготовления. Государственные займы для покрытия расходов также устанавливались императором.
Столь же призрачным оставался и контроль парламента над вооруженными силами. Если Дума не утверждала к 1 мая закон о ежегодном наборе в армию и флот, то набор производился на основании указа императора.
Таким образом, монарх и администрация оказывались вне системы общественного и правового контроля. Это позволяет рассматривать российский вариант конституционной монархии как особый тип, близкий к монархическому конституционализму в Германии. Мнимый конституционализм в России представлял собой временную уступку самодержавия и всецело сохранял его авторитарную природу.
§ 6. Государственная дума — предпарламент России
В первых в истории России выборах в Государственную думу (26 марта — 20 апреля 1906 г.) приняла участие половина избирателей. Социалистические партии объявили бойкот выборам. Поэтому самую большую фракцию в Думе составили кадеты — 1/3 депутатских мест (169 мандатов). Второй по численности стала фракция трудовиков (близкие к эсерам представители крестьянских кругов) — 140 мандатов. Октябристы получили 37 депутатских мест, более 140 депутатов заявили о себе как о беспартийных. Председателем Думы стал кадет С. А. Муромцев.
I Государственная дума (27 апреля — 7 июля 1906 г.) продемонстрировала свое стремление бороться за дальнейшее реформирование государственного строя России. Дума приняла обращение к правительству с требованием создания ответственного перед Думой министерства, разработки аграрной реформы, реального осуществления политических прав, упразднения Государственного совета. Правительство во главе с И. Л. Горемыкиным отвергло требования Думы. В ответ на это Дума выразила полное недоверие правительству и потребовала его отставки. Правительство проигнорировало решение Думы и в дальнейшем представляло на ее рассмотрение лишь незначительные законопроекты. Около 400 думских запросов в адрес правительства остались без ответа.
Основанием для роспуска I Государственной думы послужило обсуждение аграрного вопроса. Для Российской империи, в которой крестьяне составляли 75% населения, эта проблема была первоочередной.
Обсуждение I Государственной думой проектов решения аграрной проблемы было расценено самодержавием как выход за пределы ее компетенции. Указом царя Дума была распущена.
II Государственная дума (20 февраля — 3 июня 1907 г.) по своему составу оказалась еще более левой с четким партийным размежеванием (левые партии получили более 40% мест). Втрое сократилось число беспартийных депутатов. Кадеты получили 98 мест, трудовики — 104, социал-демократы — 65, эсеры — 37. Председателем Думы стал кадет Ф. А. Головин.
После роспуска I Государственной думы новый премьер-министр П. А. Столыпин предпринимал меры для подавления революционных выступлений и крестьянских бунтов. Были учреждены военно-полевые суды, в деревнях действовали карательные отряды, деятельность сотен периодических изданий была приостановлена. Правительство потребовало от Думы осудить революционный терроризм. Государственная дума выступила против незаконных действий полиции, обсудила возможность отмены военно-полевых судов и смертной казни.
3 июня 1907 г. Николай II объявил о роспуске II Государственной думы. Поводом для роспуска послужили требования П. А. Столыпина лишить депутатов от социал-демократической партии депутатской неприкосновенности в связи с обвинениями в подготовке военного переворота. Одновременно с роспуском Думы было объявлено об изменении закона о выборах.
Государственный переворот 3 июня 1907 г. перечеркнул все правовые акты периода конституционных реформ. Вновь принятый избирательный закон ограничил избирательные права граждан посредством введения многостепенных, сословных выборов, установления различных цензов и проч. В итоге избирательные права получили лишь 13% взрослого населения страны. Народы Средней Азии и Сибири лишились своего представительства, в 3 раза сократилось представительство от Польши и Северного Кавказа.
В результате принятия нового закона в III Государственную думу было избрано 45% от дворян, 10% от духовенства, 12% от купцов и почетных граждан, 22% от крестьян и лишь 11% от рабочих.
Выборы в III Государственную думу (осень 1907 г.) существенно изменили соотношение политических сил. На первое место вышли октябристы — 154 депутата, кадеты получили 54 депутатских мандата, монархисты — 50, трудовики — 13, социал-демократы — 20. В Думе председательствовали октябристы Н. А. Хомяков, А. И. Гучков, М. В. Родзянко. Фактически в Думе сложились два неустойчивых блока — правооктябристс-кий и центристский (или октябристско-кадетский). Неустойчивость блоков объяснялась существовавшими между помещиками и крупной буржуазией противоречиями. Правое крыло Думы стремилось восстановить пошатнувшееся в ходе капиталистической эволюции положение дворянства, укрепить самодержавную власть. «Союз русского народа» не признавал конституционные реформы. В этой ситуации октябристы — сторонники конституционализма — вынуждены были лавировать между правыми и кадетами. Существование неустойчивого большинства в Думе, решающая роль «центра» в лице октябристов позволяли правительству использовать Думу в качестве покорного инструмента для решения задач буржуазного реформирования России.
III Государственная дума (осень 1907 — июнь 1912 г.) по замыслу П. А. Столыпина должна была принять серию законов, обеспечивающих проведение аграрной, военной, судебной реформ, реорганизацию местного управления, народного образования, изменение положения национальных меньшинств и рабочего класса. Однако равновесие «третьеиюньской системы» было нарушено. Поражение революции активизировало крайне правых. Помещики и бюрократия стали оказывать активное сопротивление политике реформ. Государственный совет провалил ряд законопроектов (о вероисповедании, о местном и волостном суде, о введении волостных земств). Одновременно правительственный курс подвергся критике как справа, так и слева. Споры вызывала аграрная реформа Столыпина. В этой ситуации Столыпин использовал ст. 87 Основных законов, которая позволяла в чрезвычайных обстоятельствах издавать временные положения без участия Думы. Так, в 1911 г. во время думских каникул был принят закон о введении земств в западных губерниях. Это нарушило сложившийся в «третьеиюньской монархии» баланс сил. Отказ Столыпина от сотрудничества с Думой лишил правительство общественной поддержки.
Парламентаризм в России переживал сильнейший кризис. Надежды либералов добиться от царя принятия конституции рухнули. Николай II все больше сближался с реакционными, кругами. III Дума — единственная из всех — действовала полный срок.
IV Государственная дума (15 ноября 1912 — 25 февраля 1917г.) была последней Думой.
Расстановка сил в IV Государственной думе была следующей: правительственный лагерь — 283 места (крайне правые и националисты — 185, октябристы — 98), кадеты и близкие к ним группы — 128, трудовики — 10, социал-демократы — 14 (большевикам принадлежало 6 мест, а меньшевикам — 8). Председателем Думы вновь стал Родзянко.
IV Государственная дума мало чем отличалась от предыдущей. Однако она была несколько более оппозиционной, чем III Дума. Правда, оппозиционность носила часто внешний характер. Положение депутатов обязывало их произносить либеральные фразы, делать в некоторых случаях Жесты неодобрения отдельным мерам правительства. Однако это не мешало правительству проводить прежнюю политику. В дни Февральской революции с 27 февраля по 2 марта 1917 г. действовал Временный комитет Государственной думы, после чего было создано Временное правительство, при котором роль Думы свелась к проведению частных совещаний ее членов. 6 октября 1917 г. Дума была распущена в связи с началом выборов в Учредительное собрание.
В 1993 г. в России по Конституции РФ вновь появилась Государственная Дума как нижняя палата парламента (Федерального Собрания РФ). В этой связи некоторые юристы и правоведы склонны рассматривать это явление как возобновление прежней Государственной думы[250].
Характеризуя Государственную думу в целом как государственный орган в политической системе Российской империи, необходимо отметить следующее. Государственная дума — не парламент, а особое учреждение самодержавно-политического строя России. Ее создание было вынужденной мерой царизма, который уже не мог опираться только на помещиков. Для сохранения своей власти правительству пришлось допустить буржуазию к государственному управлению. Участие в Государственной думе дало буржуазии возможность постепенно проникать в государственный аппарат, что в определенной степени подрывало позиции самодержавия и помещиков. С появлением на политической арене Государственной думы буржуазия стала ближе к власти, а российская абсолютная монархия сделала шаг по пути превращения в конституционную монархию.
Глава 14. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (ФЕВРАЛЬ-ОКТЯБРь 1917 г.)
§ 1. Падение монархии
Мировая война, экономический кризис, хозяйственная разруха в стране, беспомощность самодержавия, глубокий кризис государственного аппарата ускорили начало буржуазно-демократической революции. 9 января 1917 г. в Петрограде произошла стачка (148 тыс. человек со 132 предприятий). 23 февраля забастовали 130 тыс. человек и пошли массовые политические демонстрации под антивоенными, антимонархическими и экономическими лозунгами. Всеобщая политическая стачка переросла в восстание. Полиция стреляла по демонстрантам, народ громил полицейские участки. К восставшим присоединились солдаты.
Несмотря на репрессивные меры царского правительства, революционное движение народных масс в тылу и на фронте не только не прекратилось, но к началу 1917 г. достигло наивысшего подъема. Закономерным результатом развития этого движения стала победа буржуазно-демократической революции.
Важнейшей причиной, ускорившей революцию, было продолжавшееся участие России в несправедливой империалистической войне, до крайности обострившей все противоречия капиталистической системы.
Война привела к колоссальной разрухе в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве. Положение трудящихся стало еще более тяжелым. Они испытывали голод, холод, нищету и несли все увеличивающееся тяжкое бремя налогов. В это время их родные и близкие терпели невыносимые страдания и бессмысленно умирали на фронте, отстаивая интересы богатевших на войне буржуазно-помещичьих кругов.
Государственный аппарат царизма разлагался с катастрофической быстротой. Находившийся под влиянием авантюриста Распутина царский двор сам расшатывал сложившуюся систему государственного управления. Устои самодержавия подрывала также оппозиционная буржуазия, которая подготавливала дворцовый переворот, стремясь к продолжению войны «до победного конца». Ее не устраивал больше прогнивший механизм царской государственной власти. Оппозиционная борьба буржуазии вливалась в общий поток антицаристского движения.
Правительство оказалось беспомощным .перед надвигающейся революцией. Полицейский режим, репрессии и прочие старые методы были бесполезны.
Хотя Февральская революция 1917 г. была буржуазно-демократической по своему характеру, ее главной движущей силой был пролетариат, руководимый партией большевиков. Февральская революция смела прогнивший царский строй относительно быстро и легко потому, что в ней слились воедино борьба революционных рабочих и солдат за хлеб, мир и свободу с борьбой империалистической буржуазии против мешавшего ей и ее победе в войне царизма.
Наиболее активную борьбу с самодержавием вел пролетариат Петрограда, который к началу 1917 г. насчитывал около 400 тыс. человек. Мобилизация рабочих в армию не оказала существенного влияния на численность кадрового пролетариата. В Петрограде находились наиболее крупные предприятия военной промышленности. Царское правительство вынуждено было освобождать от службы в армии наиболее квалифицированных рабочих. Особенно много кадровых рабочих насчитывали предприятия Выборгской стороны.
Могучая волна стачек и политических демонстраций прокатилась по стране в январе 1917 г. Только в Петрограде бастовали 177 тыс. рабочих. Рабочее движение развертывалось на фоне роста выступлений солдатских масс, которые требовали прекращения войны.
Меньшевики и эсеры, стоявшие на шовинистических позициях, не могли возглавить движение народных масс. Они только мешали развитию революции, дезориентируя трудящихся своей непоследовательной и соглашательской политикой. Подлинным руководителем народного восстания против самодержавия стала партия большевиков, в которой к началу 1917 г. насчитывалось 24 тыс. человек. Наиболее крупной в это время была петроградская партийная организация (около 2 тыс. членов) Несмотря на преследования царизма, большевикам удалось восстановить всероссийскую организацию в лице Русского бюро ЦК РСДРП-
Выступления пролетариата в конце 1916 - начале 1917 г. имели характерную особенность. Эта особенность состояла в сочетании забастовок экономического характера с политическими демонстрап,пяМИ'
В конце 1916г. РУсское оюро ЦК. Совместно с руководящими органами ПетрограДской и Московской партийных организаций выработали план перехода от Разрозненных стачек и демонстраций к массовой политической борьбе в форме уличных действий народных масс, в январе 1917 г. этот план был реализован 9 января 1917 г во многих городах произошли выступления пролетариата: распространялись листовки, организовывались митинги, выдвигались политические требования. Питерский пролетариат отметил этот день крупной политической гтячкой Особенно мощный характер носила она на Выборгской стороне районе и Невском районе.
События января 1917 г. напугали самодержавие и буржуазию. Министерство внутренних дел совместно с военными властями выработало план борьбы с народными волнениями. Согласно этому плану в городе организовались 6 специальных отделений во главе с полицмейстерами. Каждое отделение контролировало определенную территорию города, на которой должны были действовать полицейские вооруженные пулеметами, и войска столичного гарнизона. Командующему военным округом генералу Хабалову предоставили широкие полномочия.
Буржуазия тоже пыталась остановить размах революционного движения Лидеры либеральной буржуазии (их поддерживали меньшевики и эсеры) предложили рабочим направиться с демонстрацией к Таврическому дворцу и поддержать требования буржуазной оппозиции о продлении полномочий Государственной думы и изменениях в составе правительства.
Большевики привали рабочих продолжать борьбу под лозунгами социал-демократической фракции IV Государственной думы.
23 Февраля 1917 г. считается первым днем Февральской бур-жуазно-демократической революции. В этот день массы народа вышли на демонстрацию с лозунгами «Долой вону!», «Да здравствует революция!». На Невском проспекте произошли столкновения народа с полицией, во многих районах прошли митинги, на которых ораторы смело и открыто произносили революционные речи.
24 февраля бастовали уже свыше 200 тыс. рабочих Петрограда. Полиция ничего не могла сделать с демонстрантами, солдаты и казаки вели себя пассивно, сохраняя нейтралитет. 25 февраля движение вылилось во всеобщую политическую забастовку. охватившую свыше 300 тыс. рабочих.
26 февраля 1917 г. всеобщая политическая стачка переросла в вооруженную войну. В этот день правительство против безоружных рабочих применило винтовки, револьверы, пулеметы. Особенно свирепствовали полицейские и жандармы, которые с крыш и чердаков высоких зданий на Знаменской площади, Невском проспекте расстреливали демонстрантов.
Пролетариат героически сражался с полицией и солдатами, пуская в ход камни, палки и другие средства. Среди рабочих были убитые и раненые. В этот же день наметился перелом в настроении солдат. Рота павловского полка перешла на сторону рабочих и открыла огонь по отряду конных городовых. Это был первый случай перехода воинского подразделения на сторону революции.
Большевики усилили агитационную работу в войсках, и уже 27 февраля на сторону восставших перешли 66 700 солдат, а к концу 28 февраля 127 тыс. солдат Петроградского гарнизона находились в распоряжении революции.
27 февраля 1917 г. большевики в виде листовки издали манифест ЦК РСДРП «Ко всем гражданам России!». В этом важном политическом документе формулировались требования демократической республики, 8-часового рабочего дня, конфискации помещичьих земель, немедленного прекращения Россией несправедливой империалистической войны.
К исходу 27 февраля революция в Петрограде победила. Министры царского правительства были арестованы восставшим народом и водворены в Петропавловскую крепость.
На такое развитие событий отреагировала IV Государственная дума. 27 февраля депутаты приняли решение о создании Временного комитета Государственной думы во главе с М. В. Род-зянко. В тот же день состоялось совещание представителей левых фракций Думы (меньшевики, трудовики). Они образовали Временный правительственный комитет Совета рабочих (позже — и солдатских) депутатов. 1 марта руководство Совета предложило Временному комитету Государственной думы проект соглашения о формировании правительства. 2 марта было создано Временное правительство.
2 марта 1917 г. в 15 часов 5 минут Николай II подписал отречение от престола за себя и за сына в пользу брата Михаила Александровича. Утром 3 марта от престола отказался Михаил. Россия перестала быть монархией.
§ 2. Временное правительство
Массовые революционные выступления середины февраля 1917 г. в Петрограде привели к тому, что столица оказалась в руках восставшего народа. Причины новой революции в России состояли в том, что реформы начала XX в. не решили основные вопросы (аграрный, рабочий, национальный). Первая мировая война усилила противоречия между обществом и властью, поставила экономику на грань катастрофы.
В связи с тем, что существовавший политический режим оказался беспомощным перед лицом революции, в Петрограде стихийно возникают новые органы власти: Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, Временный комитет Государственной думы. Февральская революция воспринималась широкими общественными кругами как общенациональная демократическая. Поэтому в выступлениях общественных деятелей неоднократно звучали призывы забыть разногласия и объединить все «живые силы» страны во имя новой свободной России. Символом гражданского единства стало Временное правительство, созданное 2 марта 1917 г. в результате компромисса между двумя источниками легитимности: Временным комитетом Государственной думы, обеспечившим преемственность власти, и Петроградским Советом, олицетворявшим революционную законность.
Временное правительство — орган центральной власти в России со 2 марта по 25 октября 1917 г., в состав которого вошли 11 человек. В разное время в нем были представлены кадеты и октябристы, прогрессисты и трудовики, центристы и народные социалисты, меньшевики и эсеры. Его председателем и министром внутренних дел стал крупный помещик князь Г. Е. Львов, близкий к кадетам. Наиболее влиятельной фигурой в правительстве был министр иностранных дел кадет П. Н. Милюков. Видную роль играл военный и морской министр, лидер «Союза 17 октября» А. И. Гучков. Остальные портфели были распределены следующим образом: кадет Н. В. Некрасов занял пост министра путей сообщения; прогрессист А. И. Коновалов, текстильный фабрикант — пост министра торговли и промышленности; крупнейший сахарозаводчик и землевладелец М. И. Терещенко — пост министра финансов; кадет А. А. Мануйлов — пост министра просвещения; кадет А. И. Шингарев — пост министра земледелия; трудовик (с марта 1917 г. — эсер) А. Ф. Керенский — пост министра юстиции. В состав правительства вошли также центрист В. Н. Львов, назначенный обер-прокурором Святейшего синода, и октябрист И. В. Годнев, исполнявший обязанности государственного контролера.
Название «Временное» указывало на то, что правительство осуществляет свои функции до созыва Учредительного собрания. Оно являлось как высшим исполнительно-распорядительным, так и законодательным органом.
Лидеры социалистических партий сознательно отказались войти в правительство. Лишь эсер А. Ф. Керенский по личной инициативе принял пост министра юстиции. Причины отказа умеренных социалистов (эсеров и меньшевиков) были связаны с невозможностью немедленного проведения в России социалистических преобразований. В то время как присутствие в правительстве социалистов могло пробудить в массах неосуществимые надежды. В годы войны представители социалистических партий сотрудничали с прогрессивными предпринимателями, либералами в рамках военно-промышленных комитетов, в Государственной думе. Поэтому социалисты были убеждены в возможности их дальнейшего сотрудничества для реализации надклассовых общенациональных целей демократического развития России. Так возникла концепция «двоевластия». Ее суть состояла в том, что формально государственная власть находилась в руках либерального Временного правительства. Однако фактически авторитет правительства в стране зависел от поддержки Петроградского Совета, сохранявшего политическую независимость. Руководители Петросовета ставили перед собой двоякую задачу. С одной стороны, способствовать установлению в стране «социального мира», сдерживать экстремизм народных масс, препятствовать выдвижению с их стороны завышенных требований, обеспечивать нормальную работу правительства. С другой стороны, подталкивать правительство к проведению прогрессивных реформ, отстаивать интересы рабочих и крестьян перед имущими классами, добиваться у них экономических уступок, ориентировать рабочих на переговоры с предпринимателями.
Петроградский Совет сыграл важную роль в восстановлении порядка в столице. 1 марта 1917 г. был издан Приказ № 1, согласно которому в воинских частях Петроградского гарнизона учреждались выборные комитеты. В политическом отношении воинские части подчинялись Совету. 6 марта 1917 г. он принял постановление о возобновлении работ на промышленных предприятиях. До 10 марта рабочие 100 петроградских заводов возобновили работу. 10 марта 1917 г. Петросовет подписал соглашение с Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении 8-часового рабочего дня на частных промышленных предприятиях. По этому соглашению на предприятиях учреждались фабрично-заводские комитеты, избранные из числа рабочих предприятия. В их задачи входило представительство рабочих данного предприятия в отношениях с правительственными и общественными учреждениями, администрацией предприятий, разрешение проблем во взаимоотношениях самих рабочих. Предусматривалось также создание примирительных камер из равного числа выборных представителей от рабочих и администрации предприятий для разрешения трудовых конфликтов. В Петроградском Совете был создан отдел труда, который взял на себя ответственность за сохранение гражданского мира в промышленных центрах, т. е. занимался всеми аспектами трудовых отношений на государственном уровне до создания Министерства труда. Отделу труда принадлежит заслуга разрешения трудовых конфликтов и предотвращения остановки производства на важнейших для экономики страны предприятиях.
В апреле 1917 г. Временное правительство пережило первый политический кризис. Проблема войны выявила существовавшие разногласия между либеральной буржуазией и революционной демократией. Нота министра иностранных дел П. Н. Милюкова союзным державам, подтвердившая взятые царским правительством на себя обязательства в войне, противоречила стремлению революционной демократии к миру «без аннексий и контрибуций». Апрельский кризис завершился отставкой Милюкова, военного министра Гучкова и созданием первого коалиционного правительства.
Во Временное правительство второго состава (5 мая — 2 июля) вошли 10 представителей буржуазных партий и 6 социалистов. Петроградский Совет согласился направить своих представителей в правительство при условии проведения программы широких социальных реформ, принятия прогрессивного трудового законодательства и политической ответственности министров-социалистов перед Советом. По соглашению о коалиции было сформировано два новых министерства — Министерство продовольствия и Министерство труда.
В июне—июле разразился новый политический кризис. С одной стороны, к нему привели разногласия между участниками коалиции. Стремление социалистов немедленно провозгласить республику, предлагавшееся решение национального и аграрного вопросов было расценено буржуазными участниками коалиции как уклонение от внепартийного характера в деятельности правительства в сторону осуществления партийных социалистических целей.
С другой стороны, на I Всероссийском съезде Советов (3— 24 июня) стал очевидным кризис между лидерами Советов и их сторонниками. Проводимая умеренными социалистами политика сдерживания рабочего класса вызывала неприятие у масс. Демонстрации в крупнейших городах России показали, что народные массы разочаровались в коалиции и склоняются к большевистским лозунгам, 2 июля заявили об отставке министры-кадеты и председатель Совета министров Г. Львов. 3— 4 июля вооруженные демонстранты во главе с балтийскими моряками потребовали, чтобы Петросовет взял власть в свои руки. Лидеры Советов остались верны концепции «двоевластия» и вновь поддержали Временное правительство.
В третьем составе правительства (24 июля — 30 августа) социалисты получили незначительный перевес (8 социалистических и 7 буржуазных министров). Возглавил правительство эсер А. Ф. Керенский. Период «двоевластия» завершился, так как умеренные социалисты получили возможность определять политику правительства. Экономическая и политическая нестабильность заставила искать пути легитимности нового политического режима.
Созыв Учредительного собрания откладывался из-за техни-ческих трудностей, связанных с отсутствием механизма всеобщих выборов. Назначенные сроки (17 сентября — выборы, 30 сентября — созыв Учредительного собрания) представлялись нереальными. Поэтому для консолидации демократических сил и возврата на путь социального сотрудничества 12— 15 августа в Москве правительство созывает Государственное совещание. В нем приняли участие делегаты от торгово-промышленных организаций, Советов, земств, армии, кооперации, депутаты Государственной думы. Большевики бойкотировали совещание. Делегаты высказались за укрепление власти правительства и продолжение демократических реформ. В то же время прозвучали настоятельные призывы к принятию жестких мер по наведению порядка.
Совещание подтолкнуло «государственников» к заговору, целью которого было установление диктатуры «правых». Возглавили заговор А. Ф. Керенский и главнокомандующий Л. Г. Корнилов. Попытка Корнилова установить военную диктатуру объединила все социалистические партии (включая большевиков) вокруг Советов. Корнилов был обвинен в измене и 1 сентября арестован. Разгром мятежа изменил соотношение политических сил в стране. Началась стремительная большевизация Советов. Кадеты, поддержавшие Корнилова, покинули правительство. В целях преодоления очередного правительственного кризиса 1 сентября была создана Директория из пяти членов правительства во главе с Керенским (Совет пяти). Россия была объявлена республикой.
Для решения вопроса о власти в Петрограде было созвано Демократическое совещание (14—22 сентября). В его составе находились представители Советов, кооперативов, земств, армейских организаций. В поддержку коалиции с буржуазией высказались 766 делегатов против 688. Совещание согласилось на участие в правительстве представителей кадетской партии в индивидуальном порядке. Совещание приняло решение о создании Временного Совета Республики («Предпарламента»). Этот представительный орган должен был осуществлять контроль за правительством до созыва Учредительного собрания. Согласно опубликованному 3 октября Положению о Временном Совете Республики он состоял из 475 человек, назначенных Временным правительством по представлению общественных организаций. Предпарламент носил характер совещательного органа. Он должен был давать заключения по делам, выносимым на его обсуждение Временным правительством. Правительству предоставлялось право отвергать заключения большинства Предпарламента. Члены Совета могли обращаться к министрам за разъяснениями, но последние имели право отказаться их давать «по соображениям государственного порядка».
Крайне напряженная обстановка в стране, выступление генерала Корнилова вынудили Керенского фактически распустить правительство. 25 сентября Керенский сформировал четвертый состав Временного правительства, в которое вошли 6 кадетов, 2 эсера, 4 меньшевика, 6 беспартийных. Именно они и были арестованы большевиками в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. во время Октябрьской революции. До июля 1917 г. правительство делило власть с Советами, и прежде всего Петросоветом как реальной политической силой. На местах Временное правительство представляли губернские и уездные комиссары.