Крестьянские войны в России 25 страница
После реформы тенденция ослабления экономической силы дворянства была ведущей. Однако в 1880-е гг. из-за влияния дворян на царя русское государство начало осуществлять новую кредитную политику, которая обеспечивала помещикам займы на выгодных условиях и тем самым отдалила необходимость продажи земли.
В первой половине XIX в. в России увеличивается число крестьянских выступлений. В 1820—1830-е гг. происходит около 70 крестьянских бунтов ежегодно, в 1840-е — около 100, а в 1850-е — около 200 бунтов ежегодно. На протяжении этого времени крестьяне убили почти 300 помещиков. Каждый из бунтов имел свои местные причины, однако общая тенденция проявляется вполне четко: если в 1826—1835 гг. произошло 148 крестьянских выступлений, то в 1855—1860-е гг. зафиксировано уже 474 бунта.
В конечном итоге реформа 1861 г. стала важным звеном в процессе перехода от государственного феодализма к капитализму. Отмена крепостного права способствовала постепенной ликвидации аграрно-феодальной субсистемы. Решающей силой этого перехода были материальные интересы не нарождающейся буржуазии, а царского аппарата власти, который осуществлял нивелирование независимых и расширял сферу собственной регламентации. Этим интересам способствовали подспудные экономические процессы, помогающие появлению капиталистической субсистемы и нового социального класса как опоры для властной иерархии. Взаимосвязь политических интересов властной иерархии и экономических интересов буржуазии способствовала переходу России от государственного феодализма к капитализму, который сразу стал государственным.
В Манифесте царское правительство пыталось доказать, что уплата крестьянами повинностей за землю в пользу помещика является «величайшей справедливостью».
Положения 19 февраля 1861 г. (общее и местные) определяли основные условия отмены крепостного права.
Отмена крепостного права провозглашалась как добровольное пожертвование дворянского сословия. Крестьяне получили личную свободу, а за помещиком сохранялась собственность на всю принадлежащую ему землю. Помещик был обязан предоставить крестьянам в пользование усадьбу с приусадебным участком и полевой надел. За это крестьянин должен был отбывать барщину или платить оброк. Крестьянин в течение первых 9 лет не мог отказаться от полевого надела, а в дальнейшем отказ от земли осложнялся рядом условий. Крестьянская реформа носила явно помещичий характер, поскольку она исходила из интересов обеспечения дворянства землей и рабочей силой.
Крестьяне находились на положении «временнообязанных», отбывая барщинные и оброчные повинности до тех пор, пока между ними и помещиком не будет заключена выкупная сделка. Временнообязанное состояние крестьян продолжалось свыше 20 лет и было прекращено в 1883 г.
Помещичьи крестьяне перестали быть собственностью помещика. Они были объявлены «свободными сельскими обывателями», могли свободно вступать в брак, заключать договоры, заниматься промышленностью и торговлей, поступать в любые учебные заведения, переходить в другие сословия.
По Общему положению крестьяне были обязаны выкупить усадьбу. Выкуп полевого надела осуществлялся либо по соглашению помещика с крестьянами, либо по требованию помещика, т. е. зависел исключительно от воли помещика.
Для удовлетворения интересов помещиков царское правительство предоставило крестьянам выкупную ссуду, которую они должны были погасить в течение 49 лет (по 6% ежегодно). Выкупная сумма за землю была определена таким образом, что крестьяне переплатили гораздо больше, чем стоили земельные наделы. По ценам 1854—1858 гг. крестьянская земля стоила 544 млн. руб., а крестьяне должны были выплатить свыше 2 млрд. руб. Практически это была плата за свободу, за отмену феодальных повинностей.
Дворовые крестьяне, получив личную свободу, в течение двух лет обязаны были по-прежнему служить своим помещикам. По истечении двух лет те из них, которые имели земельный надел, могли приписаться к сельскому обществу. Не имевшие земельного надела должны были оставаться безземельными и искать себе заработок. Больных и престарелых буквально выбрасывали на улицу.
При проведении реформы территория России была разделена на различные районы, полосы, местности и разряды в зависимости от природных и социально-экономических условий помещичьего хозяйства. Если между помещиком и крестьянином не достигалось соглашения о нормах наделов и повинностей, тогда вопрос решался на основе местных положений.
Повинности временнообязанных крестьян по существу не отличались от повинностей крепостных. При определении их размеров за основу были взяты размеры, существовавшие до реформы. Например, оброчные повинности для великороссийских губерний были определены в размере от 8 до 12 руб. В интересах дворянства устанавливалась градация оброка, так что за первую десятину земли крестьянин уплачивал половину оброка, за вторую — четверть, а оставшаяся часть оброка распределялась поровну на каждую из оставшихся десятин.
Кроме оброка, крестьяне должны были выполнять барщинные повинности.
После отмены крепостного права барщина не могла быть эффективной. Поэтому сельским обществам и отдельным домохозяевам разрешалось переходить на оброк, предупредив об этом за год помещика.
Если крестьянин не выполнял оброк, его имущество описывалось и продавалось. Невыполнение барщины в течение 6 месяцев влекло за собой лишение надела.
Согласно Общему положению крестьяне зачислялись в разряд податных сословий и должны были платить подушную подать и нести рекрутскую повинность. Крестьянин хотя и стал юридически свободным, однако власть помещика над ним не была до конца ликвидирована. В отношении временнообязан-ных помещик осуществлял право вотчинной полиции. Помещик имел право требовать смены сельского старосты и других лиц сельской администрации. В течение первых 9 лет он мог ставить перед сельским обществом и представителями царской администрации вопрос о высылке неугодных ему крестьян.
Принципиальные особенности положения крестьян по реформе 1861 г. в отличие от крепостного состояния заключались в том, что феодальное внеэкономическое принуждение было заменено буржуазным экономическим. Вместе с тем реформа сохранила много феодальных пережитков, обеспечивавших помещику полукрепостническую эксплуатацию крестьян.
Размеры выделяемого крестьянам полевого надела, а также повинности записывались в уставных грамотах, составляемых самими помещиками. Составление уставных грамот предписывалось закончить в течение двух лет, а до этого сохранялся старый крепостнический порядок. Уставные грамоты регулировали отношения помещиков с «миром» — сельским обществом крестьян, а не с отдельным крестьянином. В отношении повинностей за пользование землей был сохранен феодальный принцип круговой поруки. Повинности взимались с «мира». Выкуп производился также всем сельским обществом. Крестьянин не мог уйти из общины без решения «мира». Установление круговой поруки и обязательное наделение землей стали важными формами закрепления крестьян за помещиками для обеспечения их рабочей силой.
Принцип круговой поруки был выгоден помещику, поскольку он предотвращал его столкновения с крестьянами. Сохранение общины, как и круговая порука, свидетельствует о половинчатости буржуазных реформ 60-х гг. XIX в. В сохранении общины скрывалось серьезное препятствие развитию капитализма в деревне.
При определении размеров наделов и повинностей правительство всемерно старалось учесть интересы помещичьего хозяйства.
Порядок предоставления крестьянам наделов определялся местными Положениями. Центральная часть Российской империи разделялась на нечерноземную, черноземную и степные полосы.
Для каждой местности нечерноземной и черноземной полос были определены высший и низший земельные наделы. В губерниях черноземной полосы устанавливался самый низкий размер надела, в степной полосе устанавливался указной надел, т. е. размер надела определялся царским указом.
Если средний дореформенный надел сельского общества превышал высшую норму, то от мирской, общинной земли отрезались угодья в пользу помещика, а если он не достигал низшей нормы, крестьяне имели право на прирезку из помещичьих земель. Однако нормы высшего и низшего наделов были установлены таким образом, что отрезки крестьянской земли становились правилом, а прирезки — редким исключением. Сокращение крестьянского надела происходило и в других случаях: если у помещика оставалось меньше 1/3 общего количества земли имения; если крестьяне соглашались принять «дарственный» надел, равный 1/4 высшего надела; если крестьяне сами соглашались отказаться от части земли, чтобы сократить повинности. Всего у крестьян было отрезано 5262 тыс. десятин.
Пользование землей для крестьян ограничивалось запрещением изменять существующий севооборот и распахивать новые земли без согласия помещика. Помещик и после реформы продолжал оставаться хозяином земли.
При проведении реформы земли крестьянам выделялись таким образом, что они вклинивались среди помещичьих владений. Это давало помещику право взыскивать с крестьян плату за проезд через его земли. Крестьяне потеряли право на пользование лугами, водопоями. За исключением северных лесных уездов, крестьяне нигде не получали леса.
Земля, закрепленная за крестьянами, находилась во владении сельской общины, но по решению 2/3 голосов сельскому сходу разрешалось перейти от общинного землепользования к подворно-наследственному, участковому.
Рабочие помещичьих фабрик и заводов в течение двух лет переводились на оброк с закреплением за ними усадьбы и наделов. Они должны были выкупать свою землю на общих основаниях.
Особые правила устанавливались для мелких помещиков, имевших 20 душ и менее. Если у такого помещика было мало земли, крепостные переселялись на казенные земли; земля имения оставалась за помещиком или же по. его желанию покупалась государством.
В селениях бывших помещичьих крестьян предписывалось создавать органы крестьянского «общественного» управления (сельский сход и ряд должностных лиц — сборщиков податей, смотрителей хлебных магазинов и т. д.). Сельский сход ведал вопросами пользования общинной землей, раскладкой казенных податей, рекрутскими наборами, сбором податей и недоимок. Сельский староста за малозначительные проступки мог подвергнуть аресту, общественным работам до двух дней либо наложить штраф до 1 руб.
Несколько сельских обществ составляли волость. Волостное управление включало волостной сход, волостного старшину с волостным правлением и волостной крестьянский суд. Фактически хозяином волости стал волостной старшина. Ему подчинялись все сельские старосты. Волостной сход состоял из выборных сельских и волостных должностных лиц и представителей от каждых 10 дворов крестьян, избиравшихся на сельских сходах. Волостной сход рассматривал хозяйственные и финансовые вопросы.
Крестьянское управление не имело самостоятельности и было поставлено в зависимость от дворянства и уездной царской администрации. Для разбора жалоб и споров между помещиками и крестьянами и заведывания особыми делами крестьян, вышедших из крепостной зависимости, учреждались специальные органы — мировые посредники, уездные мировые съезды и губернские по крестьянским делам присутствия. Это были дворянские по составу органы, находившиеся под контролем губернской администрации.
Крепостное право у крестьян удельного ведомства было отменено в 1858—1859 гг. Однако в полной мере реформа была проведена лишь в 1863 г. с утверждением Положения о крестьянах, водворенных на землях имений государевых, дворцовых и удельных. Этим актом решались вопросы об организации сельского и волостного управления среди удельных крестьян, о наделении их землей и выкупных операциях. Реформа в отношении удельных крестьян, так же как и тех, на кого распространялось Положение 19 февраля 1861 г., была грабежом крестьянства и вызвала волну недовольства.
В ноябре 1866 г. был принят закон о поземельном устройстве государственных крестьян. По существу положение государственных крестьян не изменилось. Сельские общества государственных крестьян сохраняли за собой пользование землей. Крестьяне ежегодно платили оброчную подать.
Падение крепостного права в России было крупным рубежом в ее истории. Оно создавало условия для развития и утверждения новой социально-экономической формации — формации капитализма.
Особенности крестьянской реформы в значительной мере определили направление и характер последующего экономического и политического развития России вплоть до падения самодержавия.
Проводя крестьянскую реформу, царское правительство исходило из интересов дворянства, стремилось направить страну по руслу постепенного аграрно-капиталистического развития.
Крестьянская реформа 1861 г. не удовлетворила коренных нужд и требований крестьянства в аграрном вопросе. В силу этого она объективно создавала предпосылки для дальнейшей революционной борьбы.
Недовольство крестьян дарованной «волей» выразилось в мощном подъеме крестьянского движения. Выступления подавлялись вооруженной силой. Призывами к восстанию встретили отмену крепостного права революционеры-демократы.
Освобождение от крепостной зависимости свыше 20 млн. помещичьих крестьян создавало одно из решающих условий для успешного развития капитализма. Основным результатом этого развития стало разложение крестьянства. «Реформа, — писал В. И. Ленин, — продукт развития товарного хозяйства... весь ее смысл и значение состояли в том, что разрушены были те путы, которые сдерживали и стесняли развитие этого строя».
Однако реформа сохранила многие феодально-крепостнические пережитки. У крестьян была отрезана часть необходимых им земель, поэтому они снова вынуждены были идти в кабалу к помещику. Грабительский характер условий выкупа земли приводил к тому, что крестьяне отказывались от нее. Малоземелье крестьян, различные формы кабалы в виде отработки — характерные черты пореформенной деревни.
Реформа 1861 г. и последующее развитие сельского хозяйства не означали победы «прусского» пути в российской деревне. Революционное уничтожение помещичьего землевладения и других пережитков крепостничества по-прежнему оставалось исторической необходимостью.
В России и после реформы продолжалась борьба двух путей капиталистического развития сельского хозяйства. «Борьба крестьянских и помещичьих интересов, которая проходит красной нитью через всю пореформенную историю России и составляет важнейшую экономическую основу нашей революции, есть борьба за тот или другой тип буржуазной аграрной эволюции»[219].
§ 3. Буржуазные реформы 1864—1874 гг.
Во второй половине XIX в. Российская империя была феодальной монархией. После крестьянской реформы 1861 г. был сделан первый шаг по пути превращения ее в буржуазную монархию.
В. И. Ленин проследил эволюцию самодержавной монархии на протяжении почти 300 лет. По его мнению, эта эволюция совершалась в направлении от феодальной монархии к буржуазной: «Развитие русского государственного строя за последние три века показывает нам, что он изменял свой классовый характер в одном определенном направлении. Монархия XVII века с Боярской думой не похожа на чиновничье-дворянскую монархию XVIII века. Монархия первой половины XIX века — не то, что монархия 1861 — 1904 годов. В 1908—1910 годах явственно обрисовалась новая полоса, знаменующая еще один шаг в том же направлении, которое можно назвать направлением к буржуазной монархии»[220].
Территория России во второй половине XIX в. значительно расширилась за счет присоединения Средней Азии. Присоединение Средней Азии к России явилось объективно прогрессивным фактором в истории народов Востока.
Оно способствовало вовлечению трудящихся масс Средней Азии в революционную борьбу против социального и национального гнета, возглавляемую русским пролетариатом, определило направление социально-экономического и политического развития Средней Азии, которое в конечном итоге привело к пролетарской революции.
Присоединение к России сопровождалось национальным гнетом и великодержавной политикой царизма, насилиями колониальной администрации. Но при всем этом Россия «играет прогрессивную роль по отношению к Востоку» и «господство России играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар...»[221].
Изменения в экономике России привели и к изменениям в политическом строе. Отмена крепостного права положила начало буржуазным реформам в России: перестройке центрального и местного управления, изменениям в судопроизводстве, в области просвещения, печати и т. д.
Буржуазные реформы в России затянулись на десятилетия, были непоследовательны и противоречивы. Царское правительство предприняло их под угрозой существованию самодержавно-крепостнического строя в целях его укрепления. Целью реформ было сохранение политической власти у крепостников путем некоторых преобразований сверху. Пределы таких уступок определялись размахом и остротой революционного движения в стране.
3.1. Земская реформа 1864 г.
Для руководства местным хозяйством (обеспечение продовольствием при голоде, устройство дорог и мостов местного значения), народным образованием, медицинским и ветеринарным обслуживанием, общественным призрением была создана система земских учреждений.
Раньше этими делами занимались правительственные учреждения, а чаще всего они возлагались на «попечение» помещиков. Положение о губернских и уездных земских учреждениях было утверждено 1 января 1864 г. По этому закону учреждались губернские и уездные органы самоуправления: губернские и уездные земские собрания во главе с предводителями дворянства и их исполнительные органы — губернская и уездная земские управы во главе с председателями. Земские учреждения являлись выборными. Избиравшиеся на 3 года гласные уездных и губернских земских собраний созывались обычно один раз в год на несколько дней. Постоянными их органами были уездные и губернские управы, которые выбирались из состава гласных земских собраний на 3 года.
Выборы земских гласных были не прямыми. Устанавливалось избрание выборщиков по трем куриям — от землевладельцев, от городских собственников, от представителей крестьянских обществ. Эта система ограничивала представительство от крестьян, исключала его для городских рабочих и ремесленников и обеспечивала преимущества господствующим классам, особенно помещикам.
Земства занимались только хозяйственными вопросами. Для исполнения своих решений они должны были обращаться к помощи царских властей, главным образом полиции, а важнейшие из этих решений требовали санкции губернатора. .Органы Министерства внутренних дел могли приостановить решения земских собраний.
Однако и такое ограниченное местное самоуправление вводилось только в 34 губерниях Европейской России. Оно не распространялось на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, польские, литовские, белорусские губернии и Правобережную Украину.
3.2. Судебная реформа 1864 г.
Одновременно с отменой крепостного права правительство проводило судебную реформу. Новые Судебные уставы, утвержденные 20 ноября 1864 г., зафиксировали основные буржуазные принципы правосудия. Были отменены старые сословные суды. По новому закону все сословия судились в одних и тех же судах, по одним и тем же законам. Судебная власть объявлялась независимой. Судью можно было отстранить от должности только в случае привлечения к уголовной ответственности. По Уставам существовали следующие судебные органы: местные судебные органы (мировые суды, съезды мировых судей, волостные суды), общие судебные органы (окружные суды, судебные палаты). При Окружном суде состоял суд присяжных заседателей из 12 человек.
Однако новый суд не только защищал основы буржуазного строя, но и сохранял пережитки крепостничества. Наряду с общими судами для всех сословий оставались крестьянские волостные суды; в особом порядке судили духовенство, подсудность чиновничества общим судам была ограничена. Присяжные подбирались обычно,шз числа обеспеченных людей.
Судебная реформа не распространялась на Сибирь, Среднюю Азию, северные и юго-восточные окраины. Во многих национальных районах страны дела решались без присяжных заседателей, сохранялись местные судебные органы.
Проведение реформы в области городского управления определялось Городовым положением 16 июня 1870 г. По этому закону учреждались городские думы и городские управы. Гласные (члены) городских дум избирались из крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Органы городского управления занимались вопросами благоустройства городов, устройства рынков и базаров, попечением о местной торговле и промышленности, народном образовании, здравоохранении и др.
Введение земских и городских органов самоуправления было шагом вперед, так как соответствовало потребностям капиталистического развития страны.
3.3. Городская реформа 1870 г.
Некоторые изменения в интересах растущей части богатого крестьянства произошли в волостных и сельских органах управления.
Пытаясь противодействовать росту революционного движения в стране, царское правительство укрепляло и расширяло жандармерию и полицию. Реорганизация полицейских учреждений была направлена на усиление их централизации. В этих целях объединены уездная и городская полиция и создано единое уездное полицейское управление. В составе Министерства внутренних дел образован Департамент полиции. В ведении Министерства внутренних дел находился также Корпус жандармов.
Новые условия экономического и политического развития России обусловили необходимость преобразования армии. С 1 января 1874 г. отменялись рекрутские наборы и вводилась всеобщая воинская повинность. Однако в армии сохранялись многие феодально-крепостнические черты. От несения воинской повинности отстранялось «инородческое» население. Офицерам предоставлялось право осуществлять собственноручную расправу с солдатами. Армия комплектовалась по классовому признаку. Солдат не мог дослужиться до звания офицера.
Некоторым преобразованиям подверглась и система просвещения. Стремясь подчинить учебные заведения контролю властей и использовать их в своих интересах, царское правительство издало 14 июля 1864 г. Положение о начальных народных училищах. Одной из основных задач начальной школы являлось «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий».
Учебный процесс в начальных школах находился под контролем уездных и губернских училищных советов, состоявших из чиновников и представителей земств. Председателем училищного совета был архиерей. Уроки «закона божьего» считались обязательными.
19 ноября 1864 г. был утвержден устав для средней школы. Среднее образование в семиклассных мужских гимназиях объявлялось открытым для всех сословий, но плата за обучение делала его недоступным для детей трудящихся. Программа женских гимназий была более ограничена.
§ 4. Контрреформы 80-х гг. XIX в.
После убийства народовольцами в 1881 г. Александра II рост сийским императором стал его сын Александр III (1881 — 1894гг.). Новый император выражал интересы наиболее консервативных кругов дворянства. Со второй половины 80-х гг. Александр III провел «контрреформы». Буржуазные реформы 60—70-х гг. были объявлены «роковой ошибкой» Александра II. В августе 1881 г. было принято Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия, предусматривавшее введение чрезвычайного положения и ограничения прав, применение карательно-репрессивных мер. 12 июня 1889 г. было принято Положение о земских начальниках, осуществлявших судебные функции и административное управление в сельской местности. В 1890 г. принято новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях, в 1892 г. — новое Городовое положение, ограничивавшее компетенцию местных органов самоуправления.
Бюрократическая тенденция русской государственной власти особенно явно видна из ее потуг осуществить реформу самоуправления.В январе 1864 г. был издан указ о созыве губернских и уездных земских собраний. Губернские конторы состояли из лиц, избираемых на 3 года и заседающих один-два раза в год. Уездные конторы функционировали постоянно, имели постоянных сотрудников, а деятельность их выборных членов, тоже избираемых на 3 года, оплачивалась. Естественно, избирательное право в эти органы «самоуправления» ограничивалось имущественным цензом. Ни мелкая буржуазия, ни рабочие не имели права участвовать в выборах. Избирательный ценз в городах был очень высоким (от избирателя требовалось обладать имуществом стоимостью не менее 15 тыс. руб. или предприятием с годовым оборотом не менее 6 тыс. руб.). Зато пассивное и активное избирательное право было предоставлено крестьянам. Земские собрания находились в полной зависимости от государственной администрации. Они не могли выполнять свои же решения без ее согласия, а губернатор мог их попросту отменить.
После покушения в 1866 г. на Александра II свобода земств была ограничена, а влияние царской администрации возросло, хотя царь во всем этом не принимал никакого участия: «Он выполнял весьма скромную роль во введении министерских изменений, которые значительно укрепили самодержавный принцип правления. Такие случаи показывают с полной ясностью, до какой степени в кризисной ситуации русская высшая бюрократия всегда нуждается в принципе автократии»[222].
Спонтанная тенденция аппарата власти к ограничению деятельности земского самоуправления получила правовую санкцию спустя непродолжительное время. В 1889 г. была введена . должность предводителя дворянства, назначаемого губернатором и ответственного перед правительством. Он мог отменять решения сельской общины, выполнять функцию мирового судьи (после ее отмены в 1864 г.) и т. д. Кроме того, даже это ограничение было незначительным с точки зрения концепций, господствующих в правительственных сферах. Политическая бюрократия полагала, что основанием деятельности органов земского самоуправления является не идея представительства, а принцип передачи властных полномочий низов органам. Правительство не имело возможности простирать свои щупальца до мельчайших ячеек общественной жизни. Поэтому оно обращалось к местному дворянству с целью выбора из его среды наиболее «достойных» представителей, которые бы управляли местным хозяйством под правительственным надзором и контролем. В соответствии с таким принципом происходили изменения социального состава земских органов. Если в 1883— 1885 гг. в составе губернских собраний было 6,9% представителей от крестьян, то в 1897 г. их было только 1,8%. В уездах представительство крестьян за эти же годы уменьшилось с 38,4 до 31%, тогда как представительство чиновного дворянства возросло. Голод 1891 — 1892 гг. обнаружил неспособность правительства ликвидировать социальные бедствия, но одновременно ограничил земства решением чисто сельскохозяйственных, а не политических вопросов.
Результатом политики контрреформ стало: восстановление предварительной цензуры (1882 г.), введение сословных принципов в начальной и средней школе, отмена автономии университетов (1884 г.), введение института земских начальников (1889 г.), установление бюрократической опеки над земским (1890 г.) и городским (1892 г.) самоуправлением.
Глава 12. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В СТАДИЮ ИМПЕРИАЛИЗМА И ПЕРВОЙ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
§ 1. Переход России к империализму
В конце XIX — начале XX в. мировой капитализм вступает в высшую и последнюю стадию своего развития — империализм. Хотя в России позже, чем в США и странах Европы, стали развиваться буржуазные отношения, она в начале XX в. также вступила в стадию империализма. В пореформенный период рост капитализма в России шел гигантскими темпами, превосходящими темпы промышленного роста в других капиталистических странах. Благодаря этому Россия в значительной степени преодолела огромнейшую промышленную отсталость от стран Западной Европы и США, хотя по объему промышленной продукции в абсолютных цифрах она еще сильно от них отставала. По темпам развития капитализма и уровню промышленного производства Россия в начале XX в. относилась к числу среднеразвитых капиталистических стран.
Более позднее вступление России на путь капиталистического развития имело некоторые выгодные последствия для ее промышленности. Капиталистическое производство в России развивалось уже на основе более высокой и совершенной техники, в то время как в капиталистических странах Западной Европы и США серьезной помехой роста производства стала устаревшая техника. Фабрики и заводы России были оснащены современными машинами и оборудованием. Это способствовало ускорению процесса концентрации промышленного производства.
Мировой промышленный кризис, развившийся в 1900— 1903 гг., ускорил образование в России крупнейших монополий. В этом Россия не отставала от США и ведущих капиталистических стран Западной Европы. Развитие промышленных монополий закономерно привело к концентрации и централизации банковского капитала. Банки все чаще принимали участие в промышленных монополиях. В результате произошло сращивание промышленного и банковского капиталов, возникла финансовая олигархия.
Руководство экономикой России захватила небольшая кучка финансовых воротил, многие из которых были тесно связаны с высшими чиновниками царского государственного аппарата. По степени концентрации и централизации капитала Россия в начале XX в. стояла на первом месте в мире. Вывоз российского капитала за границу пока еще не приобрел широкого размаха. Однако в некоторые слаборазвитые страны (Индия, Иран) капитал вывозился. Россия вступает в борьбу с другими империалистическими государствами за передел мира и сфер влияния.