Посвящается памяти родителей 1 страница

Стр.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стешенко Л. А., Шамба Т. М. История государства и права

С79

ББК 67.3

Москва, 2003

История

государства и права России

 

 

том 1

 

v начало – xx в.

Академический курс В 2 томах

 

Издательство НОРМА


Авторы:

Стешенко Людмила Алексеевна— профессор Российской акаде­мии правосудия, заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Российского государственного универ­ситета им. И. М. Губкина;

Шамба Тарас Миронович— доктор юридических наук, про­фессор, директор Института коммерческого права Московского госу­дарственного университета коммерции, профессор кафедры государ­ственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Рецензенты:

Голубева Е. И.— доктор исторических наук, профессор;

Скрипилев Е. А.— доктор юридических наук, профессор.

С79 России:Академический курс. В 2 т. — Т. 1. V — начало XX в. — М.: Издательство

НОРМА, 2003. — 752 с.

 

ISBN 5-89123-667-2 (т. 1)

ISBN 5-89123-667-Х

 

Авторы учебника анализируют сложные, противоречивые про­цессы формирования и развития российского государства и права, начиная, от становления государственности и]дЬ февраля 1917 г. Руководствуясь принципами объективности, историзма, пользуясь мето­дами правового анализа, авторы показывают процессы развития го­сударственности и права как социальных явлений, ставших итогом исторического государственно-правового творчества всех народов на­шей страны.

Для студентов юридических вузов, аспирантов, соискателей, ученых-правоведов и для широкого круга читателей, интересующихся историей нашей страны.

 

 

ISBN 5-89123-667-2 (т. 1) © Л. А. Стешенко, Т. М. Шамба, 2003

ISBN 5-89123-667-Х © Издательство НОРМА, 2003

 


Предисловие. 6

 

Глава 1. ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ И СТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОСТЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 10

 

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД РАННЕГО ФЕОДАЛИЗМА.. 17

§ 1. Возникновение государственных образований у восточных славян. 17

§ 2. Происхождение слова «русь». 26

§ 3. Государственное устройство. 29

3.1. Призвание князей. 29

3.2. Княжеская власть. 30

3.3. Дружина. 32

3.4. Земщина. 36

§ 4. Развитие права. 39

4.1. Договор Олега 911 г. 40

4.2. Договор Игоря 945 г. 42

§ 5. Влияние варяго-русского элемента на развитие законодательства. 43

§ 6. Хазарский каганат. 44

§ 7. Булгарское царство. 47

 

Глава 3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XIII вв.) 50

§ 1. Общая характеристика развития Древнерусского государства. 50

§ 2. Общественное устройство и аппарат власти Древнерусского государства. 53

§ 3. Законодательные памятники Древней Руси. 55

3.1. Устав «о судех церковных и десятине». 55

3.3. Устав о судах церковных. 59

3.4. Русская Правда. 59

 

Глава 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РУСИ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (XII-XIV вв.) 75

§ 1. Галицко-Волынское княжество. 76

§ 2. Ростово-Суздальское княжество. 77

§ 3. Великий Новгород. 78

§ 4. Государственный строй Полоцка. 80

§ 5. Борьба русского народа с немецкими и шведскими феодалами. 80

§ 6. Развитие права. 82

6.1. Романовский проект 1203 г. 82

6.2. «Двинская уставная грамота 1397 г.». 84

6.3. Новгородская судная грамота 1456 г. 86

6.4. Псковская судная грамота 1462 г. 88

6.4. Псковская судная грамота 1462 г. 90

6.5. Московская губная запись 1486 г. 98

6.6. Уставная Белозерская грамота. 100

 

Глава 5. МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ГОСУДАРСТВО (XIII-XV вв.) И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.. 102

§ 1. Борьба русского и других народов с монголо-татарским нашествием.. 102

§ 2. Государственность в XIII—XV вв. 103

§ 3. Монголо-татарское иго в русской истории. 103

§ 4. Влияние Золотой Орды на формирование политических отношений в Русском государстве. 107

§ 5. Развитие монголо-татарского права. 110

 

Глава 6. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ... 119

§ 1. Предпосылки образования Русского централизованного государства. 119

§ 2. Аппарат власти Русского централизованного государства в первой половине XVI в. 121

§ 3. Духовно-культурные факторы становления Московского государства и права в конце XIV — начале XVI в. 122

§ 4. Государственно-правовые механизмы централизации. 131

4.1. Правовой механизм наследования престола. 131

4.2. Изменения политической и социальной структуры общества в период централизации. 133

 

Глава 7. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В РОССИИ (СЕРЕДИНА XVI - СЕРЕДИНА XVII в.) 139

§ 1. Развитие феодально-крепостнических отношений в России в XVI — первой половине XVII в. 139

§ 2. Опричнина. 139

§ 3. Ливонская война. 150

§ 4. Польская и шведская интервенции в начале XVII в. 150

§ 5. Укрепление Русского централизованного государства в середине XVI в. 153

§ 6. Система власти в Российском государстве. 154

§ 7. Экономика и политика середины XVI в. 155

§ 8. Приказный строй. 164

§ 9. Организация власти на местах. 166

§ 10. Развитие права. 171

10.1. Судебник 1497 г. 171

10.2. Судебник 1550 г. 176

10.3. Стоглав. 184

10.4. Соборное уложение 1649 г. 195

10.5. Кормчая 1653 г. 203

10.6. Новоторговый устав 1667 г. 204

10.7. Московский собор 1667 г. 206

10.8. Писцовый наказ 1684 г. 206

10.9. Новоуказные статьи 1699 г. 210

 

Глава 8. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 218

§ 1. Предпосылки абсолютизма. 218

§ 2. Социально-экономическое развитие в первой четверти XVIII в. 222

§ 3. Государственная власть при Петре I. 224

§ 4. Характеристика аппарата государственной власти. 230

4.1. Монархия с Боярской думой и боярской аристократией I (вторая четверть XVII — конец XVII в.). 230

4.2. Чиновничье-дворянская империя первой четверти XVIII в. 234

§ 5. Высшие органы власти и управления. 236

5.1. Император. 236

5.2. Сенат. 238

5.3. Приказный строй в конце XVII — первой четверти XVIII в. 250

5.4. Коллегии (1719—1725 гг.). 258

§ 6. Органы местного управления. 271

6.1. Административно-территориальное деление. 271

6.2. Местное управление в 1699—1719 гг. 272

6.3. Местное управление в 1719—1725 гг. 275

6.4. Управление посадов. 277

6.5. Управление территориями народов России. 278

 

Глава 9. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ XVIII в. (ПОСЛЕ 1725г.) 281

§ 1. Социально-экономическое развитие. 281

§ 2. Государственная власть. 284

§ 3. Усиление власти дворян. Политика просвещенного абсолютизма. 288

§ 4. Экономическая функция государства XVIII в. 290

§ 5. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. 291

§ 6. Общественная мысль в России во второй половине XVIII в. 292

§ 7. Развитие права. 293

 

Глава 10. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. РАЗЛОЖЕНИЕ И КРИЗИС ФЕОДАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ... 302

§ 1. Общественно-экономическое устройство и политическая жизнь в первой трети XIX в. Отечественная война 1812 г. 302

§ 2. Кризис второй трети XIX в. 314

§ 3. Идейная борьба в 30—40-х гг. XIX в. 316

§ 4. Министерская реформа начала XIX в. 317

§ 5. Систематизация законодательства. Свод законов Российской империи. 322

 

Глава 11. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД УТВЕРЖДЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60-х гг. XIX в. 327

§ 1. Социально-экономическое развитие во второй половине XIX в. 327

1.1. Развитие капитализма в России в 60—90-е гг. XIX в. 328

1.2. Общественно-политическое движение 70—90-х гг. XIX в. 330

§ 2. Подготовка и сущность крестьянской реформы 1861 г. 332

§ 3. Буржуазные реформы 1864—1874 гг. 342

3.1. Земская реформа 1864 г. 343

3.2. Судебная реформа 1864 г. 343

3.3. Городская реформа 1870 г. 344

§ 4. Контрреформы 80-х гг. XIX в. 345

 

Глава 12. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В СТАДИЮ ИМПЕРИАЛИЗМА И ПЕРВОЙ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.. 347

§ 1. Переход России к империализму. 347

§ 2. Общественный и государственный строй России накануне революции. 348

1905—1907 гг. 348

§ 3. Буржуазно-демократическая революция 1905—1907 гг. 350

§ 4. Законодательство периода революции. 352

4.1. Законы 6 августа 1905 г. — завершение первого этапа преобразований. 352

4.2. Октябрьский манифест 1905 г. 352

4.3. Избирательный закон 11 декабря 1905 г. 354

4.4. Основные законы: между традицией и конституцией. 354

§ 5. Политические партии в России. 368

в 1905-1907 гг. 368

 

Глава 13. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД МЕЖДУ ДВУМЯ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИМИ РЕВОЛЮЦИЯМИ В РОССИИ (1907 - ФЕВРАЛЬ 1917 г.) 370

§ 1. Столыпинская реформа (1907—1910 гг.) 370

§ 2. Накануне Первой мировой войны (1910—1914 гг.) 374

§ 3. Законодательная деятельность. 375

§ 4. Россия в Первой мировой войне. 380

§ 5. Эволюция формы монархии в России. 383

§ 6. Государственная дума — предпарламент России. 385

 

Глава 14. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (ФЕВРАЛЬ-ОКТЯБРь 1917 г.) 388

§ 1. Падение монархии. 388

§ 2. Временное правительство. 390

§ 3. Изменения государственного строя России после Февральской революции. 395

§ 4. Двоевластие и его причины.. 404

 

Глава 15. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИИ КАК МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ И ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА.. 408

ЗАКАВКАЗЬЯ И СРЕДНЕЙ АЗИИ.. 408

§ 1. Рабовладельческие государства в Закавказье. 408

§ 2. Народы Средней Азии в древности (VI—ГУ вв. до н. э.) 410

§ 3. Закавказье и Средняя Азия в период зарождения и развития феодализма. 411

(III—XIII вв.) 411

§ 4. Народы Закавказья и Средней Азии в XV—XVIII вв. 414

Предисловие

 

Настоящий учебник предназначен для студентов высших юридических учебных заведений. Знание фундаментальных юридических наук сегодня как никогда ранее представляется особенно актуальным для юристов. Это обусловлено сложным характером переживаемого ныне переходного периода разви­тия российской государственности.

Опыт истории государственности и права позволяет понять особенности национального правосознания в его сегодняшнем и ретроспективном измерениях, определить наиболее оптимальные пути и средства развития национальной правовой системы с учетом многовековой истории права и государства.

Россия не в первый раз в своей истории вошла в эпоху пе­ремен и задержалась в ней на неведомое количество лет. Российское общество обратилось к обсуждению смысла истории и поиску своего пути.

История российской государственности сегодня, как и сот­ни лет назад, вызывает живейший интерес, являясь предметом острых дискуссий. В истории народа и государства, так же как и в юридической практике, принципиальное значение имеет традиционный библейский вопрос — что есть истина и каковы пути ее достижения. Говоря юридическим языком, в истории мы имеем дело с косвенными доказательствами — документа­ми, предметами — немыми свидетелями событий, от подлин­ности которых зависят выводы ученых.

Уяснение логики и закономерностей исторического разви­тия российской государственности имеет не только познава­тельное, но и современное значение с точки зрения понима­ния основ и перспектив развития нашего общества и государ­ства. Как справедливо заметил В. О. Ключевский еще в 1898 г.:

«Россия на краю пропасти. Каждая минута дорога. Все это чув­ствуют и задают вопросы: что делать? Ответа нет». Подчеркивая значение истории, он писал: «Предмет истории... как наследство, как вечный закон... изучая предков, узнаем самих себя»[1].

Можно сказать, что и в наши дни, на рубеже веков и тыся­челетий, ситуация повторяется, воспроизводя в ином истори­ческом контексте вопрос о путях и перспективах развития рос­сийского общества и государства.

В связи с этим становится особенно актуальным вопрос о путях и закономерностях развития российской государственно-правовой системы.

Приступающему к изучению истории отечественного госу­дарства и права следует знать о существующих, нередко проти­воречивых взглядах на историю России. Действующая Консти­туция РФ провозгласила политический и идеологический плю­рализм, что открывает хорошие возможности и перспективы дли углубления наших знаний о своей истории, понимания са­мих себя в прошлом и настоящем и построения прогнозов на будущее.

Широкое распространение получили взгляды, согласно ко­торым Россия совершила скачок от отсталости, дикости к бо­лее прогрессивным формам общественной и государственной жизни с помощью Запада — заимствованных оттуда идей и многочисленных специалистов. Особенно это связывается с эпохой Петра I. Противопоставление России и Запада (антитеза «Россия—Запад», «Восток—Запад») имеет давнюю традицию как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Су­ществуют представления о кардинальном отличии историчес­кого пути России, об отсталом, «азиатском» характере хозяй­ства, общественной жизни, культуры России в отличие от пе­редовой европейской цивилизации, будто бы представляющей некое единство и противостоящей тому, что имелось и имеется в «отсталой» России.

В связи с этим представляется нуждающимся в дальнейшем исследовании вопрос о влиянии на формирование русской го­сударственности византийских традиций, взаимоотношений русских княжеств с Золотой Ордой. Существуют, в частности, утверждения, что эти факторы сыграли существенную роль в том, что развитие Руси под их влиянием пошло в сторону, противоположную от Европы[2].

Сторонники евразийской теории, корни которой восходят к государственной школе и славянофилам, рассматривают Рос­сию как смесь восточного и западного, мост между Востоком и Западом.

Задача настоящего учебного курса — вооружить студентов зна­нием основных концепций происхождения и развития русской государственности и права, выделив при этом рациональное зер­но, достоинства и недостатки каждой из имеющихся теорий.

Предметом настоящего учебного курса является история го­сударства и права России.

При этом, учитывая ход исторического развития, много­плановые этнические и национальные связи, роль различных этносов в формировании российской государственности, в це­лях всестороннего рассмотрения особенностей ее становления авторы полагают целесообразным вести речь о своем предмете в его широком историческом понимании, затрагивая основные черты государственности и права многочисленных народов, так или иначе связанных с Россией историческими судьбами.

В XXI в. Россия вступила с тяжелым грузом кризисных явле­ний в общественном устройстве, экономике, законодатель­стве, политике, образовании, науке, национальных отношени­ях и других сферах жизни. Перевернуты представления о спра­ведливости, добре и зле. Выход из кризиса невозможен без осознания закономерностей исторического развития государ­ства и права-России.

Полагаем принципиальным для понимания развития россий­ской государственности рассмотреть географический фактор.

Российская Федерация занимает 11,4% земного простран­ства, а ее население составляет всего лишь 2,3% населения планеты. Но, например, территория Канады — 9,9 млн. кв. км, т. е. 6,6% земной поверхности планеты, а живет в этой стране всего лишь 0,4% населения Земли (28 млн. человек) или Авст­ралии — 7,6 млн. кв. км (5% суши) и 18 млн. человек (менее 0,3% населения планеты). Эти соотношения можно выразить и так: в Российской Федерации на 1 кв. км территории приходится 8,5 человек, в Канаде — только 2,8, в Австралии — всего лишь 2,3. Следовательно, на одного человека в Канаде приходится в три раза больше территории, чем в нынешней Российской Феде­рации, а в Австралии — почти в четыре раза больше. И это не предел: в Монголии на 1,5 млн. кв. км живут 2,8 млн. человек, т. е. на 1 кв. км приходится в пять раз меньше людей, чем в России.

Отсюда ясно, что утверждение о чрезмерном обилии террито­рии, которым владеет именно Россия, — тенденциозный миф, который, к сожалению, внедрен и в умы многих русских людей.

Не менее существенна и другая сторона дела. Более половины территории РФ находится немногим южнее или даже севернее 60-й параллели северной широты, т. е. в географической зоне, которая, в общем и целом, считается непригодной для «нор­мальной» жизни и деятельности людей: таковы расположенные севернее 58-го градуса Аляска, северные территории Канады, Гренландии и т. п. Поразительный факт: Аляска занимает-16% территории США, но ее население составляет только 0,2% насе­ления этой страны. Еще более впечатляет, что северные терри­тории Канады занимают около 40% всей площади страны, а их население — всего лишь 0,02% (!) ее населения.

Совершенно иное соотношение сложилось к 1989 г. в России (имеется в виду тогдашняя РСФСР): немного южнее и севернее 60-го градуса жили 12% ее населения (18 млн. человек), т. е. по­чти в 60 раз большая доля, чем на соответствующей территории США, и почти в 600 раз, чем на северных территориях Канады.

В аспекте своего географического положения Россия — уни­кальная страна.

Один из главных истоков государственности и цивилизации Руси — город Ладога в устье Волхова — расположен именно на 60-й параллели северной широты. Здесь важно вспомнить, что западноевропейские колонизаторы, вторгаясь в страны Южной Азии и Центральной Америки (например, в Индию или Мек­сику), находили там высокоразвитые (хотя и совсем иные, не­жели западноевропейская) цивилизации, но, добравшись до 60-го градуса (в той же северной Канаде), заставали — даже в XX в. — поистине «первобытный» образ жизни. Никакие племе­на и народы планеты, жившие в этих широтах с их климати­ческими условиями, не смогли создать сколько-нибудь разви­тую цивилизацию.

А между тем Новгород, расположенный не намного южнее 60-го градуса, уже в середине XI в. являл собой средоточие до­статочно высокой цивилизации и культуры. Могут возразить, что в это время и находящиеся на той же северной широте юж­ные части Норвегии и Швеции были цивилизованными. Одна­ко благодаря мощному теплому морскому течению Гольф­стрим, а также общему характеру климата Скандинавии (океа­ническому, а не континентальному, присущему России) зимние температуры в южной Норвегии и Швеции в среднем на 15—20 градусов выше, чем в других находящихся на этой широте землях, и снежный покров, если изредка и бывает, то не долее месяца, между тем как в районе Ладоги—Новгорода снег лежит 4—5,5 месяцев! В России необходимо в продолжение более половины года интенсивно отапливать жилища и произ­водственные помещения, что подразумевает более чем весомые затраты труда и ресурсов.

В истории Запада огромную роль играл водный — морской и речной — транспорт, который, во-первых, во много раз де­шевле сухопутного и, во-вторых, способен перевозить гораздо более тяжелые грузы. Тот факт, что страны Запада окружены незамерзающими морями и пронизаны реками, которые вооб­ще не замерзают или покрываются льдом на очень короткое время, во многом определил экономический и политический динамизм этих стран. Разумеется, и в России водные пути име­ют огромное значение, но здесь они действуют в среднем толь­ко в течение половины года.

Словом, сложившиеся тысячелетие назад вблизи 60-й па­раллели северной широты в зоне континентального климата государственность и цивилизация Руси — уникальное явление. Ничто подобное не имело места на других аналогичных терри­ториях нашей планеты. Между тем в суждениях о России уни­кальные условия, в которых она сложилась и развивалась, при­нимают во внимание крайне редко[3].

Государство, сложившееся примерно тысячу двести лет на­зад и первоначально называвшееся Русью, было восточно­европейским. Начиная с XVI в. это государство предприняло широкомасштабную экспансию в Азию и присоединило терри­тории восточнее Уральского хребта. В силу этого Россия пред­ставляет собой страну, которая входит не только в Европу, но и в Азию.

При написании данного учебника авторы пользовались всей совокупностью методов, находящихся на вооружении современной юридической науки, отдавая при этом должное, комплексному подходу, сочетающему концепции материалис­тического объяснения истории, основанные как на формационном, так и на цивилизационном подходе, используя силь­ные стороны того и другого[4]. Материалистическое объяснение истории — формационный подход — базируется на следую­щих основных принципах: принцип единства человечества и единства исторического процесса; принцип исторической за­кономерности; принцип детерминизма (признание существо­вания причинно-следственных связей и зависимостей); прин­цип прогресса (поступательное развитие общества, поднима­ющегося на все более и более высокие уровни). Вместе с тем, думается, что методология формационного подхода в опреде­ленной мере противостоит цивилизационному подходу, кото­рый состоит в следующем: применимость его принципов к истории любой страны или группы стран, универсальность методологии, ориентированной на познание истории обще­ства и государства с учетом специфики стран и регионов; представление об истории как многолинейном, многовариан­тном процессе; презумпция целостности, единства человеческой истории, позволяющая использовать сравнительно-пра­вовой метод исследования; оценка уровня достижений тех или иных стран и народов и регионов, их вклада в развитие мировой цивилизации, оценка роли в историческом процессе духовно-нравственного и интеллектуального факторов, а так­же характеристика и оценка цивилизации в категориях рели­гии, культуры, менталитета[5].

Авторы опирались на широкую информационную базу, в том числе законодательные и иные нормативные правовые акты, научную литературу по истории, истории и теории госу­дарства и права, истории политических и правовых учений, конституционному праву, политологии, социологии и т. д. В первом томе в соответствующих разделах приведены доку­менты, относящиеся к формированию Государственной думы в 1905 г., к правовому регулированию в годы Первой мировой войны, а также некоторые акты Временного правительства.

Определяя предмет исследования учебного курса, необхо­димо иметь в виду изменение традиционных представлений о зарубежье — формирование таких понятий, как ближнее и дальнее зарубежье. Этих разграничений в недавнем прошлом не существовало.. Как известно, с распадом СССР входившие в него республики стали самостоятельными государствами. Безусловно, подход к этой проблеме требует исключительной деликатности и корректности. Признавая суверенитет этих стран, мы все же считаем необходимым в курсе истории оте­чественного государства и права исследовать и государствен­но-правовую проблематику регионов и республик, некогда входивших в состав единого Российского государства, тем бо­лее что этот факт не прошел бесследно ни для России, ни для стран ближнего зарубежья. Народы этих стран внесли свой ценный вклад в становление России как многонационального государства.

Следует заметить, что в настоящее время среди ученых нет единства мнений относительно предмета и объема предлагае­мого курса. Это отражается и в названиях учебников и учебных курсов. В одних случаях — это история отечественного государ­ства и права, в других — история государства и права России, хотя, строго говоря, государственный образовательный стан­дарт ориентирует на первый вариант. На этих позициях стоит и кафедра истории государства и права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Авторы выражают искреннюю признательность издательству «Норма», благодаря усилиям которого стало возможным опуб­ликование многих ценных и интересных юридических исследо­ваний.


Глава 1. ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ И СТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОСТЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

 

Древнейшая история России восходит к раннему палеоли­ту — древнему каменному веку (около 700—100 тыс. лет назад). К началу этого периода относится зарождение человеческого общества, появление древнейшего ископаемого человека — питекантропа. Человек освоил наиболее теплые области, при­мыкавшие к берегам Черного моря, включая территории Гру­зии, Армении. Стоянки питекантропа обнаружены в районе Житомира, а также в Молдавии, на Тянь-Шане, на юге Казах­стана, в районе Ташкента. Продвижение на север было связано с освоением новых средств борьбы за существование. Появи­лись первые орудия труда — ручные рубила и режущие осколки. Одновременно с этим развивалось мышление человека. Зарож­дались первые формы общественных связей — первобытные общины. Приспосабливаясь к окружающей среде, человек стре­мился подчинить себе силы природы, объединяясь для этой цели в борьбе за существование в небольшие группы — до не­скольких десятков человек. Люди не только собирали расти­тельную пищу, но и приобрели некоторый опыт коллективной охоты, а также обработки камня. Древнейшая форма обще­ственного объединения людей — первобытные орды и стада. Это была низшая ступень развития человечества, характеризу­ющаяся становлением первоначальных примитивных форм коллектива.

Новый этап эволюции человека начинается в период сред­него палеолита (около 100—30 тыс. лет назад). Расселение лю­дей в этот период охватывает Крым и Среднюю Азию — терри­тории, исторически связанные с Россией и ныне входящие в состав Содружества Независимых Государств. На смену пите­кантропу приходит неандерталец. Суровые условия ледниково­го периода заставляли человека совершенствовать орудия труда. Появляются остроконечники, скребла, ножи. Меняется техника обработки камня: пластины стали более правильными по форме и совершеннее по качеству. Новые орудия труда пред­ставляли собой принципиально новую ступень в развитии творческой деятельности и мышления человека. В этот период человек открыл различные способы добывания огня. Если раньше люди довольствовались освоением пещер, то к концу среднего палеолита они начинают создавать простейшие жили­ща. Постепенно возникло разделение труда по полу и возрасту. Люди стали жить многочисленными родовыми общинами.

Деятельность кроманьонца — ископаемого человека совре­менного типа, сменившего неандертальца, — развертывается в период позднего палеолита (около 30 тыс. лет назад — XIII ты­сячелетие до н. э.). Человек осваивает нынешнюю Центральную часть Российской Федерации, продвигается далеко на север. Техника обработки камня шагнула вперед. Были открыты спо­собы обработки рога и кости, что позволило использовать но­вые орудия труда. Люди научились изготавливать прочные наконечники копий, кинжалы, гарпуны, резцы, шить из меха одежду, строить поселения. Совершенствовались способы и орудия охоты, появилось рыболовство. К эпохе позднего палео­лита относится начало формирования разновидностей челове­ка — расовых групп. У людей, проживающих в различных час­тях земного шара, вследствие изолированности друг от друга и под воздействием природных условий развивались и закрепля­лись из поколения в поколение определенные внешние физические особенности — цвет кожи, строение волос и др.

Успехи человека в области производства орудий труда и ос­воения внешней среды способствовали укреплению первобыт­ной общины и установлению родового строя.

Род — первичная форма общественной организации, харак­терная для развитого первобытно-общинного строя. Члены рода состояли в кровном родстве, совместно занимались трудо­вой деятельностью, имели общее имущество.

Родовой строй у многих народов прошел две стадии: мате­ринский родовой строй (матриархат) и отцовский родовой строй (патриархат).

Первоначально возник материнский род, объединяющий людей, связанных друг с другом кровным родством по мате­ринской линии и общими хозяйственными интересами. В пери­од матриархата женщины играли главную роль в хозяйственной и общественной жизни рода.

Изменение природных условий (отступление ледника, по­тепление климата, изменение животного мира), успехи в со­вершенствовании орудий труда ознаменовали вступление чело­века в новый период его истории. Появляются копьеметатели, металлические стрелы. Огромным достижением в истории че­ловечества было изобретение лука. Эпоха от введения лука до изобретения керамики — это мезолит (средний каменный век). Он охватывает XIII—V тысячелетия до н. э. Человек стал при­менять топор, тесло, мелкие кремневые вкладыши. К этому времени относятся первые успехи в области земледелия и при­ручения диких животных.

К концу V тысячелетия до н. э. природные условия стабили­зировались, приблизившись к современным. Наступил нео­лит — новый каменный век, последний этап каменного века. Эта эпоха ознаменована крупными достижениями человечества. Наряду с древнейшими формами хозяйства — охотой и соби­рательством — появляются земледелие и скотоводство. В охоту введены усовершенствованные приемы, в некоторых северных районах рыболовство стало основным занятием. Человек на­учился ткачеству. Улучшению быта способствовало освоение производства глиняной посуды.