Посвящается памяти родителей 1 страница
Стр.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стешенко Л. А., Шамба Т. М. История государства и права
С79
ББК 67.3
Москва, 2003
История
государства и права России
том 1
v начало – xx в.
Академический курс В 2 томах
Издательство НОРМА
Авторы:
Стешенко Людмила Алексеевна— профессор Российской академии правосудия, заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Российского государственного университета им. И. М. Губкина;
Шамба Тарас Миронович— доктор юридических наук, профессор, директор Института коммерческого права Московского государственного университета коммерции, профессор кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Рецензенты:
Голубева Е. И.— доктор исторических наук, профессор;
Скрипилев Е. А.— доктор юридических наук, профессор.
С79 России:Академический курс. В 2 т. — Т. 1. V — начало XX в. — М.: Издательство
НОРМА, 2003. — 752 с.
ISBN 5-89123-667-2 (т. 1)
ISBN 5-89123-667-Х
Авторы учебника анализируют сложные, противоречивые процессы формирования и развития российского государства и права, начиная, от становления государственности и]дЬ февраля 1917 г. Руководствуясь принципами объективности, историзма, пользуясь методами правового анализа, авторы показывают процессы развития государственности и права как социальных явлений, ставших итогом исторического государственно-правового творчества всех народов нашей страны.
Для студентов юридических вузов, аспирантов, соискателей, ученых-правоведов и для широкого круга читателей, интересующихся историей нашей страны.
ISBN 5-89123-667-2 (т. 1) © Л. А. Стешенко, Т. М. Шамба, 2003
ISBN 5-89123-667-Х © Издательство НОРМА, 2003
Предисловие. 6
Глава 1. ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ И СТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОСТЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 10
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД РАННЕГО ФЕОДАЛИЗМА.. 17
§ 1. Возникновение государственных образований у восточных славян. 17
§ 2. Происхождение слова «русь». 26
§ 3. Государственное устройство. 29
3.1. Призвание князей. 29
3.2. Княжеская власть. 30
3.3. Дружина. 32
3.4. Земщина. 36
§ 4. Развитие права. 39
4.1. Договор Олега 911 г. 40
4.2. Договор Игоря 945 г. 42
§ 5. Влияние варяго-русского элемента на развитие законодательства. 43
§ 6. Хазарский каганат. 44
§ 7. Булгарское царство. 47
Глава 3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XIII вв.) 50
§ 1. Общая характеристика развития Древнерусского государства. 50
§ 2. Общественное устройство и аппарат власти Древнерусского государства. 53
§ 3. Законодательные памятники Древней Руси. 55
3.1. Устав «о судех церковных и десятине». 55
3.3. Устав о судах церковных. 59
3.4. Русская Правда. 59
Глава 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РУСИ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (XII-XIV вв.) 75
§ 1. Галицко-Волынское княжество. 76
§ 2. Ростово-Суздальское княжество. 77
§ 3. Великий Новгород. 78
§ 4. Государственный строй Полоцка. 80
§ 5. Борьба русского народа с немецкими и шведскими феодалами. 80
§ 6. Развитие права. 82
6.1. Романовский проект 1203 г. 82
6.2. «Двинская уставная грамота 1397 г.». 84
6.3. Новгородская судная грамота 1456 г. 86
6.4. Псковская судная грамота 1462 г. 88
6.4. Псковская судная грамота 1462 г. 90
6.5. Московская губная запись 1486 г. 98
6.6. Уставная Белозерская грамота. 100
Глава 5. МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ГОСУДАРСТВО (XIII-XV вв.) И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.. 102
§ 1. Борьба русского и других народов с монголо-татарским нашествием.. 102
§ 2. Государственность в XIII—XV вв. 103
§ 3. Монголо-татарское иго в русской истории. 103
§ 4. Влияние Золотой Орды на формирование политических отношений в Русском государстве. 107
§ 5. Развитие монголо-татарского права. 110
Глава 6. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ... 119
§ 1. Предпосылки образования Русского централизованного государства. 119
§ 2. Аппарат власти Русского централизованного государства в первой половине XVI в. 121
§ 3. Духовно-культурные факторы становления Московского государства и права в конце XIV — начале XVI в. 122
§ 4. Государственно-правовые механизмы централизации. 131
4.1. Правовой механизм наследования престола. 131
4.2. Изменения политической и социальной структуры общества в период централизации. 133
Глава 7. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В РОССИИ (СЕРЕДИНА XVI - СЕРЕДИНА XVII в.) 139
§ 1. Развитие феодально-крепостнических отношений в России в XVI — первой половине XVII в. 139
§ 2. Опричнина. 139
§ 3. Ливонская война. 150
§ 4. Польская и шведская интервенции в начале XVII в. 150
§ 5. Укрепление Русского централизованного государства в середине XVI в. 153
§ 6. Система власти в Российском государстве. 154
§ 7. Экономика и политика середины XVI в. 155
§ 8. Приказный строй. 164
§ 9. Организация власти на местах. 166
§ 10. Развитие права. 171
10.1. Судебник 1497 г. 171
10.2. Судебник 1550 г. 176
10.3. Стоглав. 184
10.4. Соборное уложение 1649 г. 195
10.5. Кормчая 1653 г. 203
10.6. Новоторговый устав 1667 г. 204
10.7. Московский собор 1667 г. 206
10.8. Писцовый наказ 1684 г. 206
10.9. Новоуказные статьи 1699 г. 210
Глава 8. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 218
§ 1. Предпосылки абсолютизма. 218
§ 2. Социально-экономическое развитие в первой четверти XVIII в. 222
§ 3. Государственная власть при Петре I. 224
§ 4. Характеристика аппарата государственной власти. 230
4.1. Монархия с Боярской думой и боярской аристократией I (вторая четверть XVII — конец XVII в.). 230
4.2. Чиновничье-дворянская империя первой четверти XVIII в. 234
§ 5. Высшие органы власти и управления. 236
5.1. Император. 236
5.2. Сенат. 238
5.3. Приказный строй в конце XVII — первой четверти XVIII в. 250
5.4. Коллегии (1719—1725 гг.). 258
§ 6. Органы местного управления. 271
6.1. Административно-территориальное деление. 271
6.2. Местное управление в 1699—1719 гг. 272
6.3. Местное управление в 1719—1725 гг. 275
6.4. Управление посадов. 277
6.5. Управление территориями народов России. 278
Глава 9. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ XVIII в. (ПОСЛЕ 1725г.) 281
§ 1. Социально-экономическое развитие. 281
§ 2. Государственная власть. 284
§ 3. Усиление власти дворян. Политика просвещенного абсолютизма. 288
§ 4. Экономическая функция государства XVIII в. 290
§ 5. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. 291
§ 6. Общественная мысль в России во второй половине XVIII в. 292
§ 7. Развитие права. 293
Глава 10. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. РАЗЛОЖЕНИЕ И КРИЗИС ФЕОДАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ... 302
§ 1. Общественно-экономическое устройство и политическая жизнь в первой трети XIX в. Отечественная война 1812 г. 302
§ 2. Кризис второй трети XIX в. 314
§ 3. Идейная борьба в 30—40-х гг. XIX в. 316
§ 4. Министерская реформа начала XIX в. 317
§ 5. Систематизация законодательства. Свод законов Российской империи. 322
Глава 11. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД УТВЕРЖДЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60-х гг. XIX в. 327
§ 1. Социально-экономическое развитие во второй половине XIX в. 327
1.1. Развитие капитализма в России в 60—90-е гг. XIX в. 328
1.2. Общественно-политическое движение 70—90-х гг. XIX в. 330
§ 2. Подготовка и сущность крестьянской реформы 1861 г. 332
§ 3. Буржуазные реформы 1864—1874 гг. 342
3.1. Земская реформа 1864 г. 343
3.2. Судебная реформа 1864 г. 343
3.3. Городская реформа 1870 г. 344
§ 4. Контрреформы 80-х гг. XIX в. 345
Глава 12. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В СТАДИЮ ИМПЕРИАЛИЗМА И ПЕРВОЙ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.. 347
§ 1. Переход России к империализму. 347
§ 2. Общественный и государственный строй России накануне революции. 348
1905—1907 гг. 348
§ 3. Буржуазно-демократическая революция 1905—1907 гг. 350
§ 4. Законодательство периода революции. 352
4.1. Законы 6 августа 1905 г. — завершение первого этапа преобразований. 352
4.2. Октябрьский манифест 1905 г. 352
4.3. Избирательный закон 11 декабря 1905 г. 354
4.4. Основные законы: между традицией и конституцией. 354
§ 5. Политические партии в России. 368
в 1905-1907 гг. 368
Глава 13. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД МЕЖДУ ДВУМЯ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИМИ РЕВОЛЮЦИЯМИ В РОССИИ (1907 - ФЕВРАЛЬ 1917 г.) 370
§ 1. Столыпинская реформа (1907—1910 гг.) 370
§ 2. Накануне Первой мировой войны (1910—1914 гг.) 374
§ 3. Законодательная деятельность. 375
§ 4. Россия в Первой мировой войне. 380
§ 5. Эволюция формы монархии в России. 383
§ 6. Государственная дума — предпарламент России. 385
Глава 14. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (ФЕВРАЛЬ-ОКТЯБРь 1917 г.) 388
§ 1. Падение монархии. 388
§ 2. Временное правительство. 390
§ 3. Изменения государственного строя России после Февральской революции. 395
§ 4. Двоевластие и его причины.. 404
Глава 15. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИИ КАК МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ И ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА.. 408
ЗАКАВКАЗЬЯ И СРЕДНЕЙ АЗИИ.. 408
§ 1. Рабовладельческие государства в Закавказье. 408
§ 2. Народы Средней Азии в древности (VI—ГУ вв. до н. э.) 410
§ 3. Закавказье и Средняя Азия в период зарождения и развития феодализма. 411
(III—XIII вв.) 411
§ 4. Народы Закавказья и Средней Азии в XV—XVIII вв. 414
Предисловие
Настоящий учебник предназначен для студентов высших юридических учебных заведений. Знание фундаментальных юридических наук сегодня как никогда ранее представляется особенно актуальным для юристов. Это обусловлено сложным характером переживаемого ныне переходного периода развития российской государственности.
Опыт истории государственности и права позволяет понять особенности национального правосознания в его сегодняшнем и ретроспективном измерениях, определить наиболее оптимальные пути и средства развития национальной правовой системы с учетом многовековой истории права и государства.
Россия не в первый раз в своей истории вошла в эпоху перемен и задержалась в ней на неведомое количество лет. Российское общество обратилось к обсуждению смысла истории и поиску своего пути.
История российской государственности сегодня, как и сотни лет назад, вызывает живейший интерес, являясь предметом острых дискуссий. В истории народа и государства, так же как и в юридической практике, принципиальное значение имеет традиционный библейский вопрос — что есть истина и каковы пути ее достижения. Говоря юридическим языком, в истории мы имеем дело с косвенными доказательствами — документами, предметами — немыми свидетелями событий, от подлинности которых зависят выводы ученых.
Уяснение логики и закономерностей исторического развития российской государственности имеет не только познавательное, но и современное значение с точки зрения понимания основ и перспектив развития нашего общества и государства. Как справедливо заметил В. О. Ключевский еще в 1898 г.:
«Россия на краю пропасти. Каждая минута дорога. Все это чувствуют и задают вопросы: что делать? Ответа нет». Подчеркивая значение истории, он писал: «Предмет истории... как наследство, как вечный закон... изучая предков, узнаем самих себя»[1].
Можно сказать, что и в наши дни, на рубеже веков и тысячелетий, ситуация повторяется, воспроизводя в ином историческом контексте вопрос о путях и перспективах развития российского общества и государства.
В связи с этим становится особенно актуальным вопрос о путях и закономерностях развития российской государственно-правовой системы.
Приступающему к изучению истории отечественного государства и права следует знать о существующих, нередко противоречивых взглядах на историю России. Действующая Конституция РФ провозгласила политический и идеологический плюрализм, что открывает хорошие возможности и перспективы дли углубления наших знаний о своей истории, понимания самих себя в прошлом и настоящем и построения прогнозов на будущее.
Широкое распространение получили взгляды, согласно которым Россия совершила скачок от отсталости, дикости к более прогрессивным формам общественной и государственной жизни с помощью Запада — заимствованных оттуда идей и многочисленных специалистов. Особенно это связывается с эпохой Петра I. Противопоставление России и Запада (антитеза «Россия—Запад», «Восток—Запад») имеет давнюю традицию как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Существуют представления о кардинальном отличии исторического пути России, об отсталом, «азиатском» характере хозяйства, общественной жизни, культуры России в отличие от передовой европейской цивилизации, будто бы представляющей некое единство и противостоящей тому, что имелось и имеется в «отсталой» России.
В связи с этим представляется нуждающимся в дальнейшем исследовании вопрос о влиянии на формирование русской государственности византийских традиций, взаимоотношений русских княжеств с Золотой Ордой. Существуют, в частности, утверждения, что эти факторы сыграли существенную роль в том, что развитие Руси под их влиянием пошло в сторону, противоположную от Европы[2].
Сторонники евразийской теории, корни которой восходят к государственной школе и славянофилам, рассматривают Россию как смесь восточного и западного, мост между Востоком и Западом.
Задача настоящего учебного курса — вооружить студентов знанием основных концепций происхождения и развития русской государственности и права, выделив при этом рациональное зерно, достоинства и недостатки каждой из имеющихся теорий.
Предметом настоящего учебного курса является история государства и права России.
При этом, учитывая ход исторического развития, многоплановые этнические и национальные связи, роль различных этносов в формировании российской государственности, в целях всестороннего рассмотрения особенностей ее становления авторы полагают целесообразным вести речь о своем предмете в его широком историческом понимании, затрагивая основные черты государственности и права многочисленных народов, так или иначе связанных с Россией историческими судьбами.
В XXI в. Россия вступила с тяжелым грузом кризисных явлений в общественном устройстве, экономике, законодательстве, политике, образовании, науке, национальных отношениях и других сферах жизни. Перевернуты представления о справедливости, добре и зле. Выход из кризиса невозможен без осознания закономерностей исторического развития государства и права-России.
Полагаем принципиальным для понимания развития российской государственности рассмотреть географический фактор.
Российская Федерация занимает 11,4% земного пространства, а ее население составляет всего лишь 2,3% населения планеты. Но, например, территория Канады — 9,9 млн. кв. км, т. е. 6,6% земной поверхности планеты, а живет в этой стране всего лишь 0,4% населения Земли (28 млн. человек) или Австралии — 7,6 млн. кв. км (5% суши) и 18 млн. человек (менее 0,3% населения планеты). Эти соотношения можно выразить и так: в Российской Федерации на 1 кв. км территории приходится 8,5 человек, в Канаде — только 2,8, в Австралии — всего лишь 2,3. Следовательно, на одного человека в Канаде приходится в три раза больше территории, чем в нынешней Российской Федерации, а в Австралии — почти в четыре раза больше. И это не предел: в Монголии на 1,5 млн. кв. км живут 2,8 млн. человек, т. е. на 1 кв. км приходится в пять раз меньше людей, чем в России.
Отсюда ясно, что утверждение о чрезмерном обилии территории, которым владеет именно Россия, — тенденциозный миф, который, к сожалению, внедрен и в умы многих русских людей.
Не менее существенна и другая сторона дела. Более половины территории РФ находится немногим южнее или даже севернее 60-й параллели северной широты, т. е. в географической зоне, которая, в общем и целом, считается непригодной для «нормальной» жизни и деятельности людей: таковы расположенные севернее 58-го градуса Аляска, северные территории Канады, Гренландии и т. п. Поразительный факт: Аляска занимает-16% территории США, но ее население составляет только 0,2% населения этой страны. Еще более впечатляет, что северные территории Канады занимают около 40% всей площади страны, а их население — всего лишь 0,02% (!) ее населения.
Совершенно иное соотношение сложилось к 1989 г. в России (имеется в виду тогдашняя РСФСР): немного южнее и севернее 60-го градуса жили 12% ее населения (18 млн. человек), т. е. почти в 60 раз большая доля, чем на соответствующей территории США, и почти в 600 раз, чем на северных территориях Канады.
В аспекте своего географического положения Россия — уникальная страна.
Один из главных истоков государственности и цивилизации Руси — город Ладога в устье Волхова — расположен именно на 60-й параллели северной широты. Здесь важно вспомнить, что западноевропейские колонизаторы, вторгаясь в страны Южной Азии и Центральной Америки (например, в Индию или Мексику), находили там высокоразвитые (хотя и совсем иные, нежели западноевропейская) цивилизации, но, добравшись до 60-го градуса (в той же северной Канаде), заставали — даже в XX в. — поистине «первобытный» образ жизни. Никакие племена и народы планеты, жившие в этих широтах с их климатическими условиями, не смогли создать сколько-нибудь развитую цивилизацию.
А между тем Новгород, расположенный не намного южнее 60-го градуса, уже в середине XI в. являл собой средоточие достаточно высокой цивилизации и культуры. Могут возразить, что в это время и находящиеся на той же северной широте южные части Норвегии и Швеции были цивилизованными. Однако благодаря мощному теплому морскому течению Гольфстрим, а также общему характеру климата Скандинавии (океаническому, а не континентальному, присущему России) зимние температуры в южной Норвегии и Швеции в среднем на 15—20 градусов выше, чем в других находящихся на этой широте землях, и снежный покров, если изредка и бывает, то не долее месяца, между тем как в районе Ладоги—Новгорода снег лежит 4—5,5 месяцев! В России необходимо в продолжение более половины года интенсивно отапливать жилища и производственные помещения, что подразумевает более чем весомые затраты труда и ресурсов.
В истории Запада огромную роль играл водный — морской и речной — транспорт, который, во-первых, во много раз дешевле сухопутного и, во-вторых, способен перевозить гораздо более тяжелые грузы. Тот факт, что страны Запада окружены незамерзающими морями и пронизаны реками, которые вообще не замерзают или покрываются льдом на очень короткое время, во многом определил экономический и политический динамизм этих стран. Разумеется, и в России водные пути имеют огромное значение, но здесь они действуют в среднем только в течение половины года.
Словом, сложившиеся тысячелетие назад вблизи 60-й параллели северной широты в зоне континентального климата государственность и цивилизация Руси — уникальное явление. Ничто подобное не имело места на других аналогичных территориях нашей планеты. Между тем в суждениях о России уникальные условия, в которых она сложилась и развивалась, принимают во внимание крайне редко[3].
Государство, сложившееся примерно тысячу двести лет назад и первоначально называвшееся Русью, было восточноевропейским. Начиная с XVI в. это государство предприняло широкомасштабную экспансию в Азию и присоединило территории восточнее Уральского хребта. В силу этого Россия представляет собой страну, которая входит не только в Европу, но и в Азию.
При написании данного учебника авторы пользовались всей совокупностью методов, находящихся на вооружении современной юридической науки, отдавая при этом должное, комплексному подходу, сочетающему концепции материалистического объяснения истории, основанные как на формационном, так и на цивилизационном подходе, используя сильные стороны того и другого[4]. Материалистическое объяснение истории — формационный подход — базируется на следующих основных принципах: принцип единства человечества и единства исторического процесса; принцип исторической закономерности; принцип детерминизма (признание существования причинно-следственных связей и зависимостей); принцип прогресса (поступательное развитие общества, поднимающегося на все более и более высокие уровни). Вместе с тем, думается, что методология формационного подхода в определенной мере противостоит цивилизационному подходу, который состоит в следующем: применимость его принципов к истории любой страны или группы стран, универсальность методологии, ориентированной на познание истории общества и государства с учетом специфики стран и регионов; представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе; презумпция целостности, единства человеческой истории, позволяющая использовать сравнительно-правовой метод исследования; оценка уровня достижений тех или иных стран и народов и регионов, их вклада в развитие мировой цивилизации, оценка роли в историческом процессе духовно-нравственного и интеллектуального факторов, а также характеристика и оценка цивилизации в категориях религии, культуры, менталитета[5].
Авторы опирались на широкую информационную базу, в том числе законодательные и иные нормативные правовые акты, научную литературу по истории, истории и теории государства и права, истории политических и правовых учений, конституционному праву, политологии, социологии и т. д. В первом томе в соответствующих разделах приведены документы, относящиеся к формированию Государственной думы в 1905 г., к правовому регулированию в годы Первой мировой войны, а также некоторые акты Временного правительства.
Определяя предмет исследования учебного курса, необходимо иметь в виду изменение традиционных представлений о зарубежье — формирование таких понятий, как ближнее и дальнее зарубежье. Этих разграничений в недавнем прошлом не существовало.. Как известно, с распадом СССР входившие в него республики стали самостоятельными государствами. Безусловно, подход к этой проблеме требует исключительной деликатности и корректности. Признавая суверенитет этих стран, мы все же считаем необходимым в курсе истории отечественного государства и права исследовать и государственно-правовую проблематику регионов и республик, некогда входивших в состав единого Российского государства, тем более что этот факт не прошел бесследно ни для России, ни для стран ближнего зарубежья. Народы этих стран внесли свой ценный вклад в становление России как многонационального государства.
Следует заметить, что в настоящее время среди ученых нет единства мнений относительно предмета и объема предлагаемого курса. Это отражается и в названиях учебников и учебных курсов. В одних случаях — это история отечественного государства и права, в других — история государства и права России, хотя, строго говоря, государственный образовательный стандарт ориентирует на первый вариант. На этих позициях стоит и кафедра истории государства и права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Авторы выражают искреннюю признательность издательству «Норма», благодаря усилиям которого стало возможным опубликование многих ценных и интересных юридических исследований.
Глава 1. ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ И СТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОСТЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Древнейшая история России восходит к раннему палеолиту — древнему каменному веку (около 700—100 тыс. лет назад). К началу этого периода относится зарождение человеческого общества, появление древнейшего ископаемого человека — питекантропа. Человек освоил наиболее теплые области, примыкавшие к берегам Черного моря, включая территории Грузии, Армении. Стоянки питекантропа обнаружены в районе Житомира, а также в Молдавии, на Тянь-Шане, на юге Казахстана, в районе Ташкента. Продвижение на север было связано с освоением новых средств борьбы за существование. Появились первые орудия труда — ручные рубила и режущие осколки. Одновременно с этим развивалось мышление человека. Зарождались первые формы общественных связей — первобытные общины. Приспосабливаясь к окружающей среде, человек стремился подчинить себе силы природы, объединяясь для этой цели в борьбе за существование в небольшие группы — до нескольких десятков человек. Люди не только собирали растительную пищу, но и приобрели некоторый опыт коллективной охоты, а также обработки камня. Древнейшая форма общественного объединения людей — первобытные орды и стада. Это была низшая ступень развития человечества, характеризующаяся становлением первоначальных примитивных форм коллектива.
Новый этап эволюции человека начинается в период среднего палеолита (около 100—30 тыс. лет назад). Расселение людей в этот период охватывает Крым и Среднюю Азию — территории, исторически связанные с Россией и ныне входящие в состав Содружества Независимых Государств. На смену питекантропу приходит неандерталец. Суровые условия ледникового периода заставляли человека совершенствовать орудия труда. Появляются остроконечники, скребла, ножи. Меняется техника обработки камня: пластины стали более правильными по форме и совершеннее по качеству. Новые орудия труда представляли собой принципиально новую ступень в развитии творческой деятельности и мышления человека. В этот период человек открыл различные способы добывания огня. Если раньше люди довольствовались освоением пещер, то к концу среднего палеолита они начинают создавать простейшие жилища. Постепенно возникло разделение труда по полу и возрасту. Люди стали жить многочисленными родовыми общинами.
Деятельность кроманьонца — ископаемого человека современного типа, сменившего неандертальца, — развертывается в период позднего палеолита (около 30 тыс. лет назад — XIII тысячелетие до н. э.). Человек осваивает нынешнюю Центральную часть Российской Федерации, продвигается далеко на север. Техника обработки камня шагнула вперед. Были открыты способы обработки рога и кости, что позволило использовать новые орудия труда. Люди научились изготавливать прочные наконечники копий, кинжалы, гарпуны, резцы, шить из меха одежду, строить поселения. Совершенствовались способы и орудия охоты, появилось рыболовство. К эпохе позднего палеолита относится начало формирования разновидностей человека — расовых групп. У людей, проживающих в различных частях земного шара, вследствие изолированности друг от друга и под воздействием природных условий развивались и закреплялись из поколения в поколение определенные внешние физические особенности — цвет кожи, строение волос и др.
Успехи человека в области производства орудий труда и освоения внешней среды способствовали укреплению первобытной общины и установлению родового строя.
Род — первичная форма общественной организации, характерная для развитого первобытно-общинного строя. Члены рода состояли в кровном родстве, совместно занимались трудовой деятельностью, имели общее имущество.
Родовой строй у многих народов прошел две стадии: материнский родовой строй (матриархат) и отцовский родовой строй (патриархат).
Первоначально возник материнский род, объединяющий людей, связанных друг с другом кровным родством по материнской линии и общими хозяйственными интересами. В период матриархата женщины играли главную роль в хозяйственной и общественной жизни рода.
Изменение природных условий (отступление ледника, потепление климата, изменение животного мира), успехи в совершенствовании орудий труда ознаменовали вступление человека в новый период его истории. Появляются копьеметатели, металлические стрелы. Огромным достижением в истории человечества было изобретение лука. Эпоха от введения лука до изобретения керамики — это мезолит (средний каменный век). Он охватывает XIII—V тысячелетия до н. э. Человек стал применять топор, тесло, мелкие кремневые вкладыши. К этому времени относятся первые успехи в области земледелия и приручения диких животных.
К концу V тысячелетия до н. э. природные условия стабилизировались, приблизившись к современным. Наступил неолит — новый каменный век, последний этап каменного века. Эта эпоха ознаменована крупными достижениями человечества. Наряду с древнейшими формами хозяйства — охотой и собирательством — появляются земледелие и скотоводство. В охоту введены усовершенствованные приемы, в некоторых северных районах рыболовство стало основным занятием. Человек научился ткачеству. Улучшению быта способствовало освоение производства глиняной посуды.