Развитие конституционной монархии в Англии XVIII – XIX веков. Кабинет министров. Ответственное правительство
Славная революция» в Англии 1688 года. Билль о правах 1689 года. «Акт об устроении» 1701 года
1688 год - тори и виги, объединившись ненадолго, совершают так называемую славную революцию. На место устраненного Якова II (из-за его политики: готовил реставрацию католицизма, изгонял вигов-судей) возвели штатгальтера Голландии Вильгельма Оранского (протестант, воспитан в духе конституционного правления, близок интересам землевладения и промышленности, в родстве с английским домом - муж Марии, дочери Якова).
1689 год - коронация Вильгельма, подписание им акта «Билля о правах»: закреплял лидирующее положение буржуазии; всякий закон и всякий налог исходят только от парламента; только парламент может отменять закон и приостанавливать его; свобода прений в парламенте; свобода петиций; гарантируется частый и регулярный созыв палат; парламент определяет состав и численность армии и выделяет для этого средства.
При вступлении на престол, король теперь обязан был выражать интересы буржуазии. Этим актом, между вигами и тори было заключено конституционное соглашение, которое выражалось в следующем: тори остаются у власти, но будут проводить политику в интересах вигов. Этот компромисс стал основой дальнейшего политического развития Англии.
1789 год - парламент объявлен верховным органом, он также увеличил свой срок полномочий до 7 лет.
"Акт об устроении" (Акт о будущем ограничении и о лучшем обеспечении прав и свобод подданных) 1701 года:
1. Престолонаследие - входящий на престол должен был присоединиться к англиканской церкви.
2. Принцип контрасигнатуры - всякий акт короля для вступления в силу требовал второй подписи (либо первого министра правительства, либо министра, к ведению которого данный акт относился). 1711 год - утверждается принцип неответственности монарха «король не может делать зла» - министр может быть предан суду.
3. Лицо, занимающее платную должность или место, подчиненное королю, не может быть членом палаты общин.
4. Патенты на должности судей будут выдаваться «пока они будут вести себя хорошо», но в случае представления обеих палат парламента допускается их смещение.
Таким образом, в конце 17 - начале 18 века оформляется новая форма государственного строя. Его основополагающие принципы:
1. Принцип господства права. В соответствии с обычаями страны, законами и только на основе их, создаются и принимаются новые законодательные акты.
2. Принцип верховенства парламента. Он теперь мог сделать практически все.
18 век был временем дальнейшего формирования английской конституционной монархии. Происходила промышленная революция - Англия входит в число первых промышленных стран мира. Развилась мануфактура, крупная промышленность. Появляются новые классы: более могущественная буржуазия, пролетариат (рабочий класс). Появляется новая рабочая партия (лейбористская). Типичная форма с/х предприятия - ферма, принадлежащая кулаку - арендатору господской земли; ее обрабатывает с/х рабочий - батрак.
Получает свое развитие принцип "ответственного правительства". Английский кабинет министров выделился из Тайного совета, состав которого подбирался королем. Юридически кабинета министров не существовало, а на деле он не только действовал, но и укреплялся. Его заседания были строго секретными. С помощью парламента кабинету министров удалось довольно быстро оттеснить короля. Но почти тотчас обнаружились противоречия между кабинетом и парламентом. Выяснилось, что ни одно правительство не может стоять у власти, если оно не имеет за собой поддержки большинства депутатов палаты общин.
Парламент берет на себя контроль за исполнительной властью, вторгаясь в прерогативы короны. Возникает "ответственное правительство" - ответственное перед парламентом (в данном случае - перед его нижней палатой).
Требованиям отставки правительство могло противопоставить указ (короля) о роспуске парламента и назначении новых выборов. Победив на выборах, правительство оставалось у власти; в противном случае оно уступало место своим соперникам. Но досрочные выборы не всегда желательны и всегда рискованны. "Выборы - вещь очень дорогая и, если они неудачны, вещь очень обидная".
Действие английской двухпартийной системы в течение всего 19 века: победившая на выборах партия приходит к власти (формирует правительство); побежденная - переходит в оппозицию. С течением времени оппозиция становится частью английской государственной системы. Правительство составляется, как правило, из наиболее ответственных руководителей данной партии. Правительство - это орган управления, который управляет отраслевыми функциями. Премьер правительства - это глава/член победившей на выборах в парламент партии. Способ формирования кабинета министров определялся самим премьером. В кабинет министров входил наиболее узкий костяк членов.
Англия превращается из конституционной монархии в парламентскую монархию. Основой, определяющей взаимоотношения правительства, парламента и монарха был следующий принцип: "Монарх царствует, но не правит". Верховенство парламента складывается только в 18 веке. "Король в парламенте" - т.е. законодательную деятельность осуществлял парламент, но под пристальным вниманием короля. Теоретически Английский монарх имеет право вето, право быть командующим вооруженными силами страны, право заключать международные договоры и так далее, но он эти правами не пользуется.
Также для Англии характерно и несколько других принципов государственного функционирования:
Принцип непосещения королём заседаний правительства, сложился в результате многократного не посещения королём (Георгом I, не говорившим по-английски) этих заседаний;
Принцип разделения властей, который является основным принципом государственного строя Англии;
Принцип гарантированности основных прав и свобод английских граждан.