Образование и развитие феодального государства в Германии. «Священная Римская империя германской нации». «Золотая Булла» 1356 года

Салическая правда» - памятник раннефеодального права; формы земельной собственности, преступления и наказания, судебный процесс

 

 

"Варварскими правдами" называют раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права. Наиболее известны Салическая правда, Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V-VI веках н. э. Первоначально и греки и римляне называли варварами всякого чужака. Аристотель сближает понятия варвар и раб. "Правдами" принято называть указанные кодификации по аналогии с РП.

 

Формы земельной собственности: нераспаханные пустоши, леса и выгоны принадлежат всем сообща. Огороженное место неприкосновенно, пока не убран хлеб. Только после сбора урожая будет снята изгородь, и скоту будет позволено пастись повсюду. Частное и общинное уживаются здесь на основе временного компромисса. Земля - собственность общины. Не упоминается о купле-продаже земли. Однако переход земли из рук в руки (от одной общины к другой) был возможен - условия неизвестны. «Если кто запашет или засеет чужое поле без позволения хозяина» - штраф.

 

Преступление и наказание: судебные штрафы, назначенные за кражу вещей, разработаны очень тщательно: особые штрафы за кражу каждого вида птицы; кража свиней - штраф с различением их возраста. Салическая правда содержит указания на кровную месть. Если преступник настолько беден и настолько "безроден", что не может собрать денег для своего выкупа, "он должен уплатить своей жизнью". Штраф за убийство - вергельд «Итак каждый человек должен оплачиваться большим или меньшим вергельдом». Неодинаковые штрафы за убийство свободного мужчины, свободной женщины и свободного мальчика. В двух последних случаях вергельд повышается в три раза. Штраф за убийство свободной женщины = штрафу за убийство состоявшего на королевской службе! Дополнительно штрафовалось укрывание трупа (бросит в воду или колодец). Охранялись женщины детородного возраста (самые большие штрафы).

 

Судебный процесс: штраф за дачу ложных показаний; испытания посредством котелка с кипящею водой; действительная судебная власть в руках коллегии (7 избранных народом рахинбургов);

 

С усилением королевской власти старинный председатель судебных собраний - тунгин - уступает место графу. При Карле Великом перестают избирать и самих рахинбургов. На смену им приходят назначенные властями скабины.

 

Судебное дело возбуждалось только по заявлению потерпевшей стороны; она же формулировала обвинение и представляла доказательства. Такой процесс получил название обвинительного.

 

Предварительного расследования не было. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. Когда не удавалось добиться признания, судьи апеллировали к богу. Так рождается ордалий - "суд божий", состоящий в испытании соответствующей стороны в процессе. Наиболее распространенными способами ордалия в праве германских народов были испытания водой, железом и огнем. Особой формой ордалия был судебный поединок. При испытании водой обвиняемого бросали в реку, связав по рукам и ногам. Если он тонул, то признавался невиновным. Считалось, что вода как чистая стихия не принимает виновного. Судебный поединок назначался во всех тех случаях, когда ответчик обвинял истца в намеренной лжи. С возникновением феодальных отношений поединки между лицами, принадлежащими к противоположным классам, стали невозможны (за редким исключением). Дворяне дрались на конях и своим оружием, крестьяне - на дубинках.

 

Своеобразным видом ордалия служила клятва, выступавшая в форме соприсяжничества: обвиняемый отрицал обвинение клятвой, но вместе с ним должны были клясться и те, которых он приводил с собой в качестве своих соприсяжников. Если хоть один из соприсяжников, а тем более обвиняемый, сбивался, дело считалось проигранным.

 


 

 

Слабо затронутая римским влиянием Германия (особенно восточная часть) дольше других европейских стран сохраняла пережитки родовых отношений. Феодализм побеждает здесь не ранее XI века. Складыванию основных классов Германии способствовала военная реформа короля Генриха Птицелова (919-936 гг.). Каждый, кто мог являться на войну в качестве конника, зачислялся в привилегированное сословие; все другие - в податное.

 

На вершине привилегированного сословия оказались светские и церковные князья. В своих обширных уделах они очень рано стали правителями, мало зависящими от центральной власти. Вассалами князей сделались графы. От них держали земли так называемые свободные господа. Нижний слой дворянства составили рыцари.

 

Крестьянство Германии распадалось на три основных группы: крепостных, чиншевиков, свободных (очень мало).

 

В середине Х столетия германскому королю Оттону 1 удается захватить север и центр Италии, после чего он объявил себя "римским" императором. Созданная им империя получила в XII столетии название "Священная Римская империя германской нации", сохранившееся до 1806 года.

 

Благодаря политике завоеваний власть первых германских императоров была по временам весьма значительной. Но так продолжалось недолго.

 

С течением времени образуется небольшая группа наиболее сильных князей - избирателей трона - курфюрстов. Наиболее важные должности в центральном правительстве делаются их наследственным леном. Император стал не вполне волен в выборе сановников. Графы добиваются герцогской короны, а добившись, устраивают церемонии "коронации", обзаводятся собственным двором, чеканят монету, издают законы.

 

Феодальная раздробленность Германии была закреплена "Золотой буллой" 1356 года при императоре Карле IV. Избрание германского императора стало делом курфюрстов. Они признавались самостоятельными в своих владениях. При этом одни "князья империи" могли вести войны с другими "князьями империи". Решение всех важных дел империи было делом коллегии курфюрстов.

 

С этого времени империи как единого государства не стало. Связь ее частей, как и власть императора, сделалась номинальной.

 

 


17. Абсолютизм в Германии. Императорская власть. «Княжеский абсолютизм»

 

 

Политическая раздробленность Германии, закрепленная "Золотой буллой", удерживалась в течение последующих веков. Абсолютизм развивался и как абсолютизм областной, княжеский, но не общегосударственный. Эта закономерная тенденция была усилена двумя новыми факторами: Крестьянской войной 1525 года и Тридцатилетней войной 1618-1648 годов. Крестьянская война 1525 года была самым крупным антифеодальным движением средних веков. Ее причины лежат в усилении гнета, вызванном развитием товарно-денежных отношений, безудержным стремлением помещиков добыть деньги. "Барщина, чинши, поборы, пошлины при перемене владельца, посмертные поборы, охранные деньги и т. д. произвольно повышались, несмотря на все старинные договоры. В правосудии отказывали, да и суд был продажным, а если рыцарь не мог получить денег от крестьянина каким-либо иным способом, то он попросту бросал его в тюрьму и принуждал платить выкуп"'. К этому следует добавить десятину в пользу церкви, налоги в пользу князя, военные подати, общеимперские налоги. Много времени отнимали обязанности "личного" характера (собирать для господина солому, землянику, улиток, рубить дрова и др.).

 

Право собственности господина простиралось на личность самого крестьянина, его жену и детей. В любой момент крестьянина могли бросить в темницу (shpora.su), где его ждали пытки. Господин был волен обезглавить его, если хотел.

 

Программа восставших, выраженная в так называемых 12 статьях, была в общем умеренной: требования возвращения общинных земель, справедливого суда, уничтожения крепостной зависимости, ограничения (но не уничтожения) чрезмерных оброков, барщины и личных повинностей.

 

Война внесла существенные коррективы в эту программу. Наученная опытом, революционная часть крестьянства перестала надеяться на соглашение с угнетателями. Помещичьи замки уничтожались в огне пожаров, а их владельцы погибали под ударами крестьянских мечей.

 

 

Одним из наиболее значительных моментов войны была революция в городе Мюльхаузене, вождем которой был Томас Мюнцер. Восставшие устранили патрицианский совет. Власть перешла в руки городских низов. Была провозглашена общность имуществ и одинаковая для всех обязанность трудиться. Программа Мюнцера заключала в себе благородные цели, но ее осуществление оказалось невозможным ни для XVI столетия, ни для всех последующих, включая двадцатое.

 

Война окончилась поражением крестьян. Исход ее оказался выгодным для одних только князей: их войска сыграли главную роль в подавлении крестьян. И дворянство, и церковь понесли огромные потери и теперь вынуждены были признать самодержавие князей.

 

Тридцатилетняя война, вызванная успехами протестантизма в Германии, довершила полное торжество князей. Заключивший войну Вестфальский мир подтвердил "Золотую буллу" и отстранил императора от вмешательства во внутренние дела княжеств. Рейхстаги и ландтаги, и до того не имевшие значения, совсем перестали созываться.

 

Германский абсолютизм с самого начала играл реакционную роль, надолго затормозив буржуазное развитие Германии.

 

Пруссия, территориально выросшая со времени Тридцатилетней войны, в XVIII веке превратилась в королевство. По особенностям существовавшего здесь политического режима прусское государство называют полицейским. В Пруссии установилась всеобъемлющая опека полиции и чиновничества над всеми явлениями общественной и частной жизни. Закон вторгался во все: предписывал способы изготовленя товаров, время работы и торговли, указывал, где должна стоять лампа в гумне и доме, сколько бутылок вина допустимо на крестьянской пирушке, какое приданое должно быть дано невзрачной и пр.

 

Политическая юстиция отправляла на смерть и на каторгу тысячи людей без сколько-нибудь законной процедуры. И так как этим целям недостаточно хорошо служили суды, были изобретены специальные комиссии. Шпионство и доносы приняли массовый характер. С их помощью делали карьеру одни, другие, слабые и ничтожные, искали в них спасения и безопасности. Все значительное было оттеснено или ушло само от общественной жизни. Галеры и каторжные тюрьмы поглотили лучших.

 

Проникнутые кастовым духом, бесконтрольные в своем отношении к народу, чиновничество и офицерство были главной опорой этого режима.

 

Суть политики просвещенного абсолютизма заключалась в стремлении правящих феодальных классов предотвратить революционные изменения путем реформ и уступок, поскольку они не затрагивают основ феодальных общественных отношений и феодального государства. Реформы должны были смягчить противоречия, вызванные разложением феодализма, проникновением буржуазных отношений, борьбой крестьянства за землю и против крепостничества. Свое наиболее яркое проявление просвещенный абсолютизм находит в Австрии в реформах королевы Марии-Терезии и ее сына Иосифа П (ХУШ в.), который осуществил ряд мер, с целью централизовать государственное управление и суд, упорядочить право (особенно уголовное).

 

Ограниченный характер имела реформа, предписывавшая освобождение крестьянства от крепостной зависимости (без наделения их землей; за пользование помещичьей землей крестьяне должны были нести прежние феодальные повинности). Последующим законодательством они были несколько ограничены, а барщина вовсе отменена. Ввиду сопротивления дворянства и церкви Иосиф II должен был отменить часть своих реформ, особенно в области государственного управления. Та же участь постигла и реформы, касавшиеся положения крестьян: при жизни Иосифа П помещики их саботировали, а после его смерти попросту перестали с ними считаться.