Переход к Империи в Древнем Риме. Установление принципата и его развитие. Эдикт Каракаллы.

Государственный строй Римской республики.

Основные этапы римской государственности. Царский период. Реформа Сервия Туллия. Установление республиканского строя.

Править] Союзническая война и распад союза

Война против Спарты

Править] Союзный договор

Второй союз. Образование союза

В IV в. до н. э. Спарта, одержавшая победу над Афинами в Пелопоннесской войне и завоевавшая гегемонию в Балканской Греции и бассейне Эгейского моря, вызвала всеобщее возмущение своим тираническим правлением, что привело к Коринфской войне. Эта война окончилась Анталкидовым миром, закреплявшим политическую раздробленность Греции и усиливавшим позиции Персии.

Воспользовавшись миром, а также тем, что Персия в противовес всё ещё сильной Спарте поддерживала её врагов, Афины начали укреплять своё положение. Им вернули острова Лемнос, Имброс, Скирос, а также город Византий. В конце 380-х гг. до н. э. Афины установили контакты с островом Хиос. В 378 г. до н. э. эти политические отношения были оформлены как новая политическая организация — Второй Афинский морской союз.

Структура Второго Афинского морского союза существенно отличалась от политической организации Первого Афинского морского союза. Афины обязались не вмешиваться во внутренние дела своих союзников, уважать их политический строй, не имели права посылать к ним своих должностных лиц и гарнизоны, выводить свои колонии на территорию союзников. Этим пунктами договора исключался диктат Афин над своими союзниками.

Верховным органом Союза был синедрион, который был выборным (один полис — один голос) и заседал в Афинах. Другим высшим органом власти было афинское народное собрание. Вместо обязательного ненавистного фороса (φόρος), который определялся и контролировался афинскими должностными лицами, союзники вносили добровольные взносы по своему усмотрению (синтаксис σύνταζις — «складчина»). Размер взноса определялся синедрионом.

В период расцвета Союз включал в себя такие полисы как Хиос, Византий, Родос, Кос, Митилена, Мефимна, города Эвбеи и Фракийского побережья.

К новому союзу вскоре присоединился ещё ряд государств. Хотя это объединение насчитывало только около 70 государств и уступало по размерам Первому Афинскому морскому союзу, достигавшему до 200 членов, но представляло собой достаточно внушительную силу, бросившую вызов гегемонии Спарты.

Располагая финансовыми средствами Союза, афиняне построили флот в 100 триер и начали военные операции против Спарты, втянутой в Беотийскую войну с Фивами.

Вынужденные противодействовать афинской угрозе, спартанцы направили против Афин свой флот, но он был разбит афинским полководцем Хабрием в битве при Наксосе. После этой победы афинский флот завоевал господство в Эгейском море. Поход Тимофея вокруг Пелопоннеса в 375 г. до н. э. привёл к тому, что в новый союз вошли многие государства западного побережья Балканской Греции (Кефалления, Керкира, Акарнания).

Однако силы Союза ограничивались слабой финансовой базой, из-за чего возникали сложности с содержанием флота, гражданского ополчения и комплектации наёмниками. Кроме того, победы Афин усиливали Фивы, а соперничество афинян и фиванцев, захвативших дружественные Афинам Платеи, снова возобновилось. Это привело к тому, что в 371 г. до н. э. Спарта заключила с Афинами Калиев мир. По этому миру Спарта официально признавала Второй Афинский морской союз, давала обязательство вывести свои гарнизоны из греческих полисов и предоставляла им полную автономию. Спарта также заручилась дружественным нейтралитетом афинян.

Основная статья: Союзническая война (357—355 до н. э.)

После битвы при Мантинее, когда Спарта и Фивы взаимно ослабили друг друга, Афины остались единственной сильной державой в Греции. Не видя перед собой серьёзный противников, афиняне решили вернуться к своей имперской политике по отношению к свои союзникам. На территорию союзников (например, Самоса, Сеста, Потидеи) афиняне вывели несколько тысяч своих колонистов-клерухов, потребовали от своих союзников увеличения взносов, а также передали ряд судебных исков союзников в юрисдикцию афинских судов.

Афины также увеличили свой флот до 250 триер для поддержания своего господства. Однако его содержание в реалиях IV в. до н. э. обходилось крайне дорого, что привело к злоупотреблениям афинских военачальников и грабежу населения.

Недовольство союзников политикой Афин привело к тому, что наиболее влиятельные государства (Хиос, Родос, Кос, Византий и др.) объединили свои силы, создали свой флот и объявили о выходе из союза. Двухлетняя Союзническая война, в которой Афины потеряли своих лучших военачальников и истратили значительные финансовые средства, привела к тому, что афиняне признали независимость своих союзников. Фактически это означало распад Второго Афинского морского союза, который теперь включал в себя только Афины и ряд мелких островов Эгейского моря.

Официально Второй Афинский морской союз был распущен только в 338 г. до н. э. на конгрессе в Коринфе по требованию македонского царя Филиппа II.

 

 


СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ РИМЕРимское государство является последним образ- цом типа рабовладельческого государства. Перио- дизацияРимского государства следующая: 1) период разложения родового строя и возникно- вение римского рабовладельческого государства (753—509 гг. дон. э.); 2) период республики (509-27 гг. дон. э.). Пе- риод высшей ступени развития рабовладельче- ского общества и государства в Риме; 3) период монархии (27 г. до н. Э.-476 г. н. э.).Последний делится на два этапа: а) принципат (27 г. до н. Э.-284 г. н. э.);б) доминат (абсолютная монархия) (284—476г г . н. э.). На данном этапе происходит кризис и раз- ложение римского рабовладельческого общества и государства. Первоначально территорию Рима занимали три племени (трибы):латиняне, собиняне, эльтруски. Каждое из них состояло из ста родов, объединенных в 10 курий. Род был единственной сложившейся еди- ницей и, подобно греческому роду, был отцовский. Благодаря росту производительных сил, появлению патриархального рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации среди римлян воз- никает неравенство. В противовес роду усилилась пат- риархальная семья, выделились отдельные знатные семьи, члены которых стали претендовать на лучшую долю добычи, а также на право вступать в Сенат, ста- новиться военными вождями - эта родовая верхушка обособилась в качестве патрициев.Напротив, более бедные семьи пополняли слой кабальных рабов и лю- дей, находящихся в различных видах зависимости. Происходит разложение родовой организации римлян. Этот процесс усугубился тем, что на расширявшейся благодаря завоеваниям территории Рима оказалось новое население из коренных, преимущественно ла- тинян, и добровольно обосновавшихся в городе чужа- ков. Эти поселенцы получили название плебс,т. е. множество. Плебеи были свободными, добились пра- ва частной собственности на землю, занимались ре- меслом и торговлей, обязаны были платить налоги, отбывать военную службу, могли приобретать имущест- во, т. е. обладали гражданской правоспособностью, за исключением права вступать в брак с патрициями. Первоначально плебеи не входили в родовые органи- зации коренных римлян, были политически бесправ- ны, лишены права участвовать в Народном собрании, занимать различные должности и получать свою долю земли из земель государственного фонда. Кроме пат- рициев и плебеев, существовала еще одна социальная группа - клиенты.Клиент находился в личной и на- следственной зависимости от патрона(покровителя). На становление государства в Древнем Риме большое влияние оказало противостояние патрициев и плебеев в борьбе плебеев за политические права и свободы. Ранний Римеще сохраняет черты военной демокра- тии, для решения важнейших вопросов римский народ собирается по куриям.В куриях участвовали все взрос- лые мужчины. Куриатные комиции ведали делами, от- носящимися к культуре, семейными отношениями и де- лами, касающимися жизни всей общины. На комициях происходили выборы царя, решались вопросы войны и мира, комиции могли судить граждан. Во главе всей общины стоял царь(реке), который был военачальником, верховным жрецом, вершил суд по делам об измене. Рядом с царем стоит Сенат. Важ- ными полномочиями обладали жреческие коллегии. РЕФОРМЫ СЕРБИЯ ТУЛЛИЯ. ЛИЦИНИЕВ ЗАКОННаселение древнеримского государства-полиса составили две основные группы: собственно рим- ские граждане, так называемые патриции,и их об- щественные антагонисты - плебеи.Первые были полноправными гражданами и потомками знатней- ших римских родов, происхождение вторых не ясно и спорно. Несомненно только то, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли прини- мать участия в управлении общиной. Но плебеи были лично свободны, несли военную службу нарав- не с патрициями, платили налоги. Для исторического этапа перехода от царства к рес- публиканскому правлению характерны были некоторые пережитки родоплеменной организации. Каждое пле- мя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образо- вывали курию (то же самое, что греки называли фрат- рией). Курии образовывали общее Народное собрание римской общины (куриатные комиции), решающее вопросы смертной казни, объявления вой- ны. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компе- тенцию римского совета старейшин - Сената. Воен- ное предводительство, верховные жреческие и неко- торые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий царю. Были острые конфликты, ка- сающиеся политических прав плебеев, что привело к коренным реформам. Самой первой среди них и са- мой важной была реформа, которую историческая тра- диция приписывает рексу Сервию Туллию. Время ее осуществления - VI в. дон. э. Плебейский элемент был допущен в Народное собрание, сделался частью римского народа. Было произведено деление граждан на пять имуще- ственных разрядов.К первому разряду были от- несены патриции и плебеи, имущество которых оце- нивалось 8 100 тыс. ассов (асе - мелкая римская монета); ко второму разряду - в 75 тыс. ассов, к тре- тьему - в 50 тыс. ассов и т. д. В особый разряд были выделены так называемые всадники. Стоимость их имущества превышала 100 тыс. ассов (18 центурий). Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц - центурий (сотен): первый разряд - 80, второй, третий и четвертый - по 20, пятый - 30. Одну-единственную центурию составили граждане, которые не имели имущества. Их называли пролета- риями (от римского ォпролесサ - ォпотомствоサ). В На- родном собрании граждане выстраивались и голосо- вали по центуриям. Каждая из них имела один голос. Город был разбит на четыре территориальных окру- га - трибы.Каждая триба имела некоторые полити- ческие права и самоуправление. Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям. Спор между богатством и знатностью про- исхождения окончился в пользу богатства. Заслуживает упоминания так называемый Лицини- ев закон,который предоставил плебеям право на италийскую землю. Был установлен максимальный размер частного землевладения - 500 югеров (125 га). Римское гражданство утрачивалось с продажей в раб- ство за долги или преступление, а также вследствие ссылки или изгнания. Политическое полноправие не означало еще полноправия гражданского, т. е. права распоряжения имуществом. Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и вследствие питае- мого к нему недоверия служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы.

ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИВ конце VI в. до н. э. в Риме царскую власть сменил консулат.Вместо царя стали выбирать двух консулов. С этого времени начинается история Римской респуб- лики, просуществовавшей около 500 лет. Главным ор- ганом власти Римской республики был Сенат, развив- шийся из совета старейшин римского союза племен. Сенаторов назначали особо уполномоченные лица, избранные Народным собранием, - цензоры.Для большинства сенаторов назначение было практиче- ски пожизненным. Требовалось, чтобы сенатор про- исходил из родовитой семьи, был богат, занимал перед тем какой-нибудь важный пост. В ведении Сенатанаходились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; внешние сношения; военное дело, включая назна- чение командующих, и т. п. Не будучи судебным органом, Сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования. Аристократическая по своей сущности, Римская республика сохраняла многие важные институты народовластия,и прежде всего народные собра- ния. С течением времени к ним прибавился народ- ный трибунат,служивший целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти. В Древнем Риме существовало два вида народных собраний - центуриатные и трибутные. Первые счи- тались главными. Собрания созывались по приказу консула, претора, трибуна. Центуриатные собранияутверждали законы и избирали всех основных началь- ников (магистратов) республики: консулов, преторов, цензоров и др. На трибутных собранияхизбирали плебейских трибунов, обсуждали некоторые законо- проекты, местные дела. В общем собрании триб каж- дая из них имела один голос. Решения трибутных собраний получили название плебисцитов.В Римской республике правительственная властьскладывалась из некоторого числа коллегий. Все они избирались народными собраниями сроком на один год. По истечении этого срока члены колле- гий были ответственны за свои действия и могли быть преданы суду за злоупотребления. Но каждый из них мог наложить запрещение - вето- на действия своего коллеги. Важнейшее значение имели колле- гия консулов (первоначально два) и коллегия пре- торов (сначала два, потом четыре и больше). И те и другие обладали властью ォcum imperiumサ. Консу- лы были высшими магистратами республики. В их ру- ках находились дела текущего управления. Они сле- дили за исполнением законов. В то же время ни консулы, ни преторы не имели права непосредствен- ного руководства другими коллегиями. Особое положение занимали плебейские (на- родные) трибуны.Трибунат был строго плебей- ским учреждением. Трибун не мог отлучаться из Рима, трибуны имели право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли на- лагать вето на постановление Сената. В полномо- чия трибун входило право арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу. Армияв Риме строилась на началах самой строгой дисциплины. В отношении всех своих солдат и офи- церов командующий имел право смертной казни. В особых случаях нарушения воинского долга прибе- гали к децимации - казни каждого десятого, принад- лежащего к виновному подразделению, - по жребию.


РИМ В ПЕРИОД ИМПЕРИИВо II в. до н.э. после победы над Карфагеном и Македонией Римское государство господствует на всем пространстве земель, омываемых Средиземным морем. В 133г. дон. э. избранный трибуном Тиберий Гракх предложил закон, по которому устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках, -. 1000 югеров на семью (около 250 га). Излишки подлежали распределению между безземельными и малоземельными. Со смертью Ти- берия Гракха, как того и следовало ожидать, осуществ- ление реформы было фактически приостановлено. Новый подъем движения связан с именем Гая Грак- ха. Выдающийся оратор и политический деятель, че- ловек редкого благородства, Гай Гракх был избран на ту же должность, что и его старший брат. Продолжая дело Тиберия, он пытался найти опору в среде рим- ского обедневшего плебса. В его интересах было про- ведено снижение цен на хлеб, организованы земле- дельческие колонии на завоеванных землях и пр. Юридическим основанием аграрной реформы братьев Гракховбыло то, что по старинной тра- диции римская территория считалась общественной собственностью. При консуле Марие (I в. до н. э.)римская ар- мия становится наемной, служащей за жалованье. Послушная своему покровителю, армия стала ору- дием политических партий. С ее помощью были лик- видированы последние остатки римской республи- канской демократии. В 82 г. дон. э. полководец Сулла устанавливает в Риме единоличную диктатуру, отстранив от власти своих конкурентов. Римская рабовладельческая рее- публика переживает глубокий кризис. Ее окончатель- ное крушение было ускорено знаменитым восстанием рабов под руководством Спартака (74 г.до н. э.). В середине I в. до н. э. Юлий Цезарь заложил основание нового политического строя, пришедше- го на смену республиканскому. Его называют прин- ципатомпо одному из титулов первого лица в госу- дарстве - римского императора - принцепса. Упадок римского народовластия, каким бы оно ни было, вызван был главным образом развитием рабо- владения и частной собственности на землю. Резкие различия состояний находились в противоречии с ин- ститутами, возникшими и созревшими в эпоху отно- сительного равенства. Римские республиканские уч- реждения сложились как органы управления городом, полисом. Выполнять те же функции в отношении всей огромной державы, в которую превратился Рим, они не могли. Эту задачу выполнила Римская империя. Империя способствовала сплочению рабовладель- ческих элементов всех земель в один класс. Римские рабовладельцы и стали его частью, хотя и особен- ной - руководящей. Уже при Юлие Цезаре предо- ставление прав римского гражданина в провинциях стало распространенной политической мерой. Это дело продолжали его преемники. В 212г. н. э. при императоре Каракалле права римских граждан были предоставлены всему населению провинций. Консолидация господствующего класса облегчила управление огромной империей, позволила прави- тельственной машине с большим успехом подавлять сопротивление рабов. Уже при Августе интересы ра- бовладения были ограждены с помощью энергичных мер. Они сводились к предотвращению новых выступ- лений рабов, к решительному ограничению отпуска рабов на волю, к расширению репрессий против них.

Принципат (лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. — 284 н. э.), совмещавшей монархические и республиканские черты.

В историографии закрепился первый титул — «император», хотя основные полномочия глава государства имел как народный трибун и принцепс.

Система принципата стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции (народные собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты потеряли прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках императора и близких к нему людей, его личной канцелярии, штат которой непрерывно рос, а сфера деятельности расширялась.

Термину «принципат» в исторической литературе соответствует термин «ранняя империя», который считается более точным. На смену принципату пришёл доминат, где монархические черты видны гораздо более явственно, а республиканские институты большей частью упразднены, некоторые переформированы в монархические.

Эдикт Каракаллы (лат. Constitutio Antoniniana) предоставлял римское гражданство всему свободному населению империи. Имел также и фискальные цели, а именно охватить всех подданных налоговой системой, и увеличить базу для комплектования армии, поскольку в легионах имели право служить только полные римские граждане.

До 212 г. полное римское гражданство имели только жители Италии, однако ряд городов и поселений в прочих провинциях имели права римского гражданства. Прочие рассматривались как латинские граждане.